Внеурочное занятие по социальному направлению "Психология и мы"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
создать условия для умения обучающимися 1 класса преодолевать трудности в период адаптации, обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_psihologii.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГераськинаЕ.Г.
Внеурочное занятие
Социальное направление
Кружок «Психология и мы», 1 класс
Тема занятия: «Учимся преодолевать трудности» (1-ое занятие из трех)
Цель: создать условия для умения обучающимися 1 класса преодолевать трудности в период адаптации, обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли
Задачи:
- Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы.
- Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей
- Формирование у ребенка "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.
- Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.
Формируемые универсальные учебные действия
Базовые
Личностные универсальные учебные действия:
- навыки конструктивного взаимодействия,
- адекватное реагирование на трудности;
- умения действовать с позиции "Режиссера". Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - "доброе дело" (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом) занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций"
-действие смыслообразования.
Познавательные универсальные учебные действия:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-способность к волевому усилию;
- к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки, побуждающий диалог.
Побочные
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение структурировать знания;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используем: игры и упражнения, направленные на развитие мышления; подведение итогов занятия, осознание пройденного.
Материалы к занятию: шаблоны - заготовки из картона «сказочных героев», цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, жетоны, медали из картона, ширма, оформленная под «Сказочное королевство», буквы.
Этап | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Вводная часть | Регулятивные | "Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. - Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты) | Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Дети закрывают глаза, представляя себя цветком. Выполняют упражнение на дыхание(2 минуты). |
Актуализация | Познавательные | "Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю: "Дорогие ребята! Пишет вам добрая фея Мария. В нашем королевстве случилась беда. Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом. Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания: 1. Создать сказочного жителя. 2. Отгадать загадки. 3. Назвать сказки. Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве. Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово". На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство" | Слушают. Повторяют, какие испытания придется преодолеть. |
Постановка целей, задач | Познавательные Регулятивные | - Вы готовы помочь сказочным жителям? Самые активные участники будут награждаться жетонами. - Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки". | Отклик детей: да |
Основная часть занятия | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Познавательные Познавательные Регулятивные | 1 задание: "Создание сказочного жителя" (5-7 минут) Педагог оказывает помощь в создании поделки. - Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства. - Вот и первая находка - буква "С" - Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание: Игра "Угадай-ка" (2 минуты) > "Говорит она безвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней" (Книга) > "Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки" (Ручка) > "Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!" (Карандаш) - Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква "М" - Вы смогли справиться и со вторым испытанием, слушайте 3 задание: Игра "Назови сказку" (2 минуты) > Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди") > Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь") > Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка") > Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка") - А вот и третья находка - буква "О" 4 задание "Разбор трудных ситуаций" (7 минут) Педагог: "Вот мы и оказались в сказочном королевстве". Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми Фея Мария: "Ребята, я рада вас видеть, в нашем королевстве сказочные жители не могут справиться со своими трудностями: плачут, спорят друг с другом, рвут и ломают свои вещи. Сказочный герой: "А у вас, ребята, встречались трудности, когда на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры? - Как вы справлялись с ней? Вариант 1. Плакали? Вариант 2. Прятались под парту? Вариант 3. Рвали тетрадку? Вариант 4. Самому попытаться справиться? Вариант 5. Просили помощи у друга? Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?" Педагог: "Ну что Сказочные жители, помогли вам ребята? /Сказочные жители - "да"/ В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)". - Молодцы! Вот и четвертая находка - буква "Г" Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше". Чтение сказки "Сказка о котенке Саше" (5 минут) - Понравилась вам сказка? 5 задание: "Работа со сказкой" (2 минут) - Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему? - Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?" - А вот и пятая находка - буква "У" Педагог: "Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории? Главные герои у вас уже есть. На следующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку. - Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово": "СМОГУ" | Индивидуальная работа У детей получились сказочные герои из картона Фронтальная работа Дети отгадывают загадки Работа в малых группах Дети в группах решают и дают ответ, какую сказку услышали. Отклики детей: - "да" Отклик детей: - «нет» Отклик детей: - «нет» Отклик детей: - «да» Отклик детей: - «да» Варианты ответов детей: Вариант 1. Сказать: «Давай помоги мне» Вариант 2. Сказать: "Помоги мне сегодня, а я завтра тебе помогу" Дети слушают сказку. Отклик детей: - «да» Ответы детей: котенок. Ответы детей: > «Если трудно - смелей и старайся сильней!» > «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей» > «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» Отклик детей: - «да» Дети у себя на столах в группах составляют слово СМОГУ |
Заключительная часть | Регулятивные | Фея Мария: "Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву "Я" Педагог: "Что обозначает волшебное слово "Я смогу"? Фея Мария: "Теперь вам, ребята, нужно три раза громко крикнуть волшебное слово «Я смогу», и тогда колдовство злой колдуньи исчезнет вместе с ней". Педагог: "У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс". Сказочные герои «Спасибо вам ребята, мы теперь тоже знаем, как справляться с трудностями, нужно уметь самому находить способы из разных ситуаций и тогда все получится». | Ответы детей: - уметь самому находить способы, чтобы справиться с трудной ситуацией. Дети (хором): " Я смогу !, Я смогу !, Я смогу !" |
Подведение итога | Регулятивные | Педагог: "Ребята, предлагаю вам снова встать в круг. - Какие чувства вы сейчас испытываете? - Что нового вы узнали на занятии? - А какую находку вы сегодня нашли? - А может ли каждый из нас владеть такой находкой? - Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности" - Больше всех проявили активность следующие ученики ..... - Интересные ответы были у следующих учеников ..... - Лучшие творческие работы показали следующие ученики… - Молодцы! Все ребята у нас награждены медалями. - На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь. | Дети встают в круг Ответы детей: - умение справляться с трудностями Дети награждаются медалями (жетонами) Дети улыбаются друг другу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как осуществляется оценивание на занятии
Оценивается выполненная работа: интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, а не ее исполнитель.
Средства оценивания: "Листы индивидуальных достижений". За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею обучающийся получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах). При подведении итогов обязательно отмечаются те ученики, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим занятием. Все они по итогам занятия получают вырезанные из самоклеющейся бумаги медали.
Памятка
Как изготовить куклу-марионетку
1. Выбрать образ сказочного героя из предложенных шаблонов.
2. Положить шаблон на двойной лист бумаги и обвести по контуру.
3. Вырезать по контуру детали куклы-марионетки.
4. Скрепить края степлером.
5. Используя изобразительные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, можно создать образ сказочного жителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")
В разработке подробно указаны формируемые УУД на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....
Внеурочное занятие курса "Город мастеров" (социальное направление). Аппликация "Жар-птица" (3 класс).
Цель занятия- формировать у учащихся элементарные навыки изготовления аппликации и представления о ней как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.Задачи:1.Развитие навыков вы...
Занятие по внеурочной деятельности Афлатун" - социальное и финансовое образование учащихся 1 класс "Маленькие банкиры"
Цель моего занятия – показать, как можно в игровой форме обучать самых маленьких школьников финансовой грамотности, управлять деньгам. Показать, на каких этап...
Открытое занятие по внеурочной деятельности по социальному направлению . Тема « Съедобные и несъедобные и микроскопические грибы» . ГРИБНАЯ ВИКТОРИНА
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, люб...
Конспект внеурочного занятия "Что такое социальная культура?".
Тема: «Что такое социальная культура?»Цели: Формирование у учащихся представления о социальной культуре .Задачи:Образовательная: Познакомить учащихся с понятием « социальная культура...
Внеурочное занятие по социальному направлению во 2 классе на тему: «Скажем трудностям – нет!»
Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...
Внеурочное занятие по социальному направлению на тему: «Я среди других».
Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...