Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников
статья на тему
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные исследования, имеется огромное количество работ по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_vliyaniya_trevozhnosti_na_uchebnuyu_uspevaemost_mladshih_shkolnikov.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УЧЕБНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные исследования, имеется огромное количество работ по данной тематике.
Учителям и родителям известно, насколько трудно протекает учёба для тревожных детей. Переживания школьника часто оказывают влияние на интеллектуальное развитие, мышление и развитие способностей.
В связи с этим, тема влияния тревожности младшего школьника на учебную деятельность является весьма актуальной, поскольку количество тревожных детей с каждым годом увеличивается, а вопросы детской тревожности ещё полностью не решены.
Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, её исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младшего школьника. В связи с этим, актуальность данной работы состоит в практическом интересе.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий[3].
Всё, что характерно для тревожных взрослых, относится и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой и постоянно испытываемым чувством страха перед неизвестным, что в свою очередь, приводит к тому, что они редко проявляют инициативу [2].
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов решения родителей с ребенком. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как частые упреки, вызывающие чувства вины. Ещё один фактор, способствующий формированию тревожности - завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Часто причиной большого числа страхов у детей являются сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей так же способствует появлению страхов.
Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию[1].
Целью нашего исследования было выявление уровня тревожности младшего школьника в зависимости от их учебной успеваемости.
При подборе методов исследования мы исходили из необходимости выявления уровня тревожности младших школьников. В результате в состав наших методик вошли следующие:
1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Проективная методика «Школа зверей».
Мы предположили, что уровень тревожности будет наиболее высоким у учащихся с низкой успеваемостью. С целью проверки выдвинутой нами гипотезы мы разделили всех обследованных учащихся, в зависимости от уровня их учебной успеваемости, на три группы: отличники, хорошисты и слабоуспевающие.
На основе полученных данных, проведенных двух методик, мы сделали вывод о том, что наиболее высокий уровень тревожности проявляют слабоуспевающие учащиеся со средней оценкой «3».
Подводя итог проведенного исследования, можно сделать общие выводы:
1. Самый высокий уровень тревожности демонстрируют учащиеся с низкой успеваемостью
2. Наиболее выраженные отличия получены по следующим уровням проявления тревожности:
- общая тревожность в школе (отличники - 44 балла, учащиеся со средней оценкой «3» - 133 балла);
- страх ситуации проверки знаний (отличники – 14, учащиеся со средней оценкой «3» - 42 балла);
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (отличники – 5, учащиеся со средней оценкой «3» - 22 балла).
3. Типичные отличия рисунков учащихся по учебной успеваемости:
- группа отличников: ориентирование на индивидуальную работу, отсутствие коллективного взаимодействия;
- учебная ситуация для учащихся группы хорошистов предполагает взаимодействие с одноклассниками;
- существенным моментом для учащихся с низкой успеваемостью является неучебная сторона.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень тревожности будет особенно высоким у младших школьников с низкой успеваемостью, нашла свое полное подтверждение.
Список используемой литературы:
1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / Захаров. – СПб.: Союз, 1997 г.
2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и предупреждение тревожности [Текст] // Ж. Психологическая наука и образование, 1998 г. №2.
3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / Рубинштейн. – М, 1970 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...
Положительное влияние спорта на учебную успеваемость школьников
Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно...
«Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»
Комментарии к слайдам презентации к выступлению на тему: «Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»....
Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников.
Текстовое сопровождение презентации "Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников"....
Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении
Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении...
Проблемы тревожности и внимания у младших школьников
В данной работе будут рассмотрены основные взгляды на тревожность, ее причины и проявления. Невозможно говорить о детской тревожности, не рассмотрев само понятие «тревожность». ...
Влияние уровня тревожности на внимание у младших школьников.
В презентации представлен результат исследований на тему "Влияние уровня тревожности на внимание младших школьников". Обращение к проблеме взаимосвязи тревожности и внимания обусловлено той ...