Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников
статья на тему

Галушкина Светлана Владимировна

В настоящее время увеличилось число  тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные исследования, имеется огромное количество работ по данной тематике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УЧЕБНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

В настоящее время увеличилось число  тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные исследования, имеется огромное количество работ по данной тематике.

Учителям и родителям известно, насколько трудно протекает учёба для тревожных детей. Переживания школьника часто оказывают влияние на интеллектуальное развитие, мышление и развитие способностей.

В связи с этим, тема влияния тревожности младшего школьника на учебную деятельность является весьма актуальной, поскольку количество тревожных детей с каждым годом увеличивается, а вопросы детской тревожности ещё полностью не решены.

Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, её исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младшего школьника. В связи с этим, актуальность данной работы состоит в практическом интересе.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий[3].

Всё, что характерно для тревожных взрослых, относится и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой и постоянно испытываемым чувством страха перед неизвестным, что в свою очередь, приводит к тому, что они редко проявляют инициативу [2].

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов решения родителей с ребенком. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как частые упреки, вызывающие чувства вины. Ещё один фактор, способствующий формированию тревожности -  завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Часто причиной большого числа страхов у детей являются сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей так же способствует появлению страхов.

Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию[1].

Целью нашего исследования было выявление уровня тревожности младшего школьника в зависимости от их учебной успеваемости.

При подборе методов исследования мы исходили из необходимости выявления уровня тревожности младших школьников. В результате в состав наших методик вошли следующие:

1. Тест школьной тревожности Филлипса

2. Проективная методика «Школа зверей».

Мы предположили, что уровень тревожности будет наиболее высоким у учащихся с низкой успеваемостью. С целью проверки выдвинутой нами гипотезы мы разделили всех обследованных учащихся, в зависимости от уровня их учебной успеваемости, на три группы: отличники, хорошисты  и слабоуспевающие.

На основе полученных данных, проведенных двух методик, мы сделали вывод о том, что наиболее высокий уровень тревожности проявляют слабоуспевающие учащиеся со средней оценкой «3».

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать общие выводы:

1. Самый высокий уровень тревожности демонстрируют учащиеся с низкой успеваемостью

2. Наиболее выраженные отличия получены по следующим уровням проявления тревожности:

- общая тревожность в школе (отличники - 44 балла, учащиеся со средней оценкой «3» - 133 балла);

- страх ситуации проверки знаний (отличники – 14, учащиеся со средней оценкой «3» - 42 балла);

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (отличники – 5, учащиеся со средней оценкой «3» - 22 балла).

3. Типичные отличия рисунков учащихся по учебной  успеваемости:

- группа отличников: ориентирование на индивидуальную работу, отсутствие коллективного взаимодействия;

- учебная ситуация для учащихся группы хорошистов предполагает взаимодействие с одноклассниками;

- существенным моментом для учащихся с низкой успеваемостью является неучебная сторона.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень тревожности будет особенно высоким у младших школьников с низкой успеваемостью, нашла свое полное подтверждение.

Список используемой литературы:

1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / Захаров.  – СПб.: Союз, 1997 г.

2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и предупреждение тревожности [Текст] // Ж. Психологическая наука и образование, 1998 г. №2.

3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / Рубинштейн. – М, 1970 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Положительное влияние спорта на учебную успеваемость школьников

Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно...

«Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»

Комментарии к слайдам презентации к выступлению на тему: «Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»....

Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников.

Текстовое сопровождение презентации "Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников"....

Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении

Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении...

Проблемы тревожности и внимания у младших школьников

В данной работе будут рассмотрены основные взгляды на тревожность, ее причины и проявления. Невозможно говорить о детской тревожности, не рассмотрев само понятие «тревожность».  ...

Влияние уровня тревожности на внимание у младших школьников.

В презентации представлен результат исследований на тему "Влияние уровня тревожности на внимание младших школьников". Обращение к проблеме взаимосвязи тревожности и внимания обусловлено той ...