Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
материал по теме
В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющих непосредственное отношение к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Черноярский губернский колледж»
Черноярского района Астраханской области
Статья
«Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
подготовила учитель начальных классов
Рыжкова Наталья Александровна
с. Солёное Займище – 2011г.
Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы
Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с семьёй младшего школьника, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.
Ведущую роль в сотрудничестве семьи и школы играет именно педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.
Сотрудничая с семьёй, учитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношения к своим обязанностям и т. д.
Взаимоотношения с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причём отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облачены в педагогически целесообразную, тактичную форму. Только в этом случае будет достигнуто правильное отношение между семьёй и школой.
В отношении с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения «учитель – родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников, т. е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако, отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:
- в отсутствии каких - либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребёнка;
- представления учителя и родителя друг о друге складываются, в этом случае, только со слов ученика, а потому нередко приобретают искажённый характер;
- возникает чувство взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликту.
Однако, в некоторых случаях, как уже говорилось выше, конфликт может рассматриваться и как показатель развития отношений педагога и родителей. Самое важное для разрешения возникающих противоречий – найти механизмы их преодоления, что, как правило, выводит взаимоотношения конфликтующих сторон на новый уровень - продуктивное сотрудничество.
Оказывая индивидуальную помощь в сотрудничестве семьи и школы, и воздействуя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред.
Для того что бы найти выход из возникающих конфликтов между педагогом и родителями, учителю необходимо соблюдать некоторые правила:
- выровнять уровень педагогических знаний учителя и родителей;
- достичь единой информированности сторон о ребёнке;
- усилить систему внеклассной работы (участники и родители и ребёнок)
- создать единую систему педагогических воздействий (единые требования к ребёнку и в школе и дома);
- выработать максимальное количество индивидуальных контактов с родителями;
- внимательно относиться к просьбам родителей (за исключением случаев, если они могут принести вред ребёнку);
- искать причины возникновения проблем у ребёнка совместно с родителями;
Именно отсутствие сотрудничества между учителем и родителями влияет на успеваемость школьника! Если результаты взаимодействия положительные (учитель активно работает с семьёй, выясняет и решает проблемы неудач школьника вместе с его родителями, выделяют способы решения сообща и т. д.), то и уровень успеваемости ребёнка будет выше. Если сотрудничества не наблюдается (учитель не обсуждает с родителями неудачи ребёнка, не подсказывает выход из сложившейся ситуации, не работает с семьёй во взаимодействии и т. д.), то, соответственно, и уровень успеваемости школьника будет намного ниже!
Для успешного сотрудничества, кроме традиционных методов (организация педагогического всеобуча, проведения родительских собраний, собеседования с отдельными родителями и т. д.) возможно, использовать следующие способы работы с родителями:
- проведение анкетирования, тестирования, опросов, диспутов;
- анализ педагогических ситуаций, сочинений, рисунков о семье;
- приглашение родителей на уроки;
Можно предложить родителям анкету следующего содержания:
- Как часто вы посещаете школу? (еженедельно, ежемесячно, прихожу на родительские собрания, только по вызову, Ваш вариант)
- С какой целью вы это делаете? (узнать об успеваемости ребёнка, узнать о поведении, выяснить суть конфликта, получить педагогическую консультацию, пообщаться с учителем, Ваш вариант)
- Удовлетворены ли Вы сложившейся системой обучения с учителем? (да, нет, не в полной мере, Ваш вариант)
- Какие формы обучения с учителем Вы считаете наиболее приемлемыми? (родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи на дому, беседа по телефону, общение в неформальной обстановке)
- Какие у вас отношения с учителем? (доверительные, близкие, официальные, отчуждённые, не складываются)
- Как Вы относитесь к проведению родительских собраний? Нужны ли они? (да, нет, затрудняюсь ответить)
- Если Вы считаете, что родительские собрания нужны, то, как часто их нужно проводить? (один раз в месяц, раз в четверть, в начале и в конце четверти учебного года, Ваши предложения)
- Есть ли у Вас потребность давать учителю советы по вопросам воспитания ребёнка?
- Следует ли учитель вашим советам? (да, нет, иногда)
- Ваши рекомендации и пожелания в адрес учителя.
Результаты анкетирования дают нам возможность представить отношения родителей к педагогу, к сотрудничеству между ними.
Сотрудничество семьи и школы - это лишь составляющая часть всего процесса обучения. Но только при условии взаимопонимания между родителем и учителем можно добиться высоких результатов не только в воспитании младших школьников, но и в обучения!
Использованная литература:
1.Алфёрова Г. В. Взаимопонимание педагога с семьёй учащихся. - Астрахань, 2000
2.Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах.-М., 1989.
3.Гринь Т. Залог успеха - в сотрудничестве семьи и школы// Народное образование.,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-205261-1573044315.jpg)
Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свид...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-164986-1360599906.jpg)
Статья "Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников"
В статье использованы статистические данные психологических исследований по проблеме общеинтеллектуального развития современных младших школьников....
Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.
В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514609-1415090450.jpg)
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...
Статья "Актуальные проблемы детей младшего школьного возраста"
В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-1139684-1556023865.jpg)
Статья: "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития"
Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района...
Статья. Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей.
Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей....