«Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»
материал по логопедии (1 класс) на тему
Комментарии к слайдам презентации к выступлению на тему: «Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Орехова Ирина Владимировна
(МБОУ СОШ № 5 г. Армавир, учитель начальных классов)
Секция: «Актуальные вопросы гуманитарного образования»
Тема «Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»
(Презентация PowerPoint)
Слайд 1
Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников – актуальная современная проблема.
Слайд 2
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка.
Слайд 3
Известные учёные доказали, что недоразвитие фонематического слуха и недоразвитие речи значительно влияет на общее развитие ребёнка.
Слайд 4
Фонематический слух включает:
- способность слышать есть данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Слайд 5
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Слайд 6
Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития и недоразвитие речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте еще задолго до начала обучения грамоте.
Слайд 7
Поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в раннем дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.
Слайд 8
Отставание в развитии фонематического слуха и речи – серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму.
Слайд 9
Упражнения включают задания на распознание:
- звучащих инструментов;
- звучащих предметов;
- действий предметов.
Слайд 10-11
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:
1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;
2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;
5) определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:
а) если в слове второй звук гласный,
б) если в слове второй звук согласный;
в) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;
- придумывание слов из определённого количества звуков:
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры),
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);
11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.
Игровые приёмы:
- Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;
- покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове;
- пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла.
- пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);
- игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)
- найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);
- игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
- В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.
Слайд 12-13
8 % учащихся с низким уровнем готовности к обучению остались на том же уровне после периода обучения грамоте. 5% учеников с низким уровнем готовности к обучению показали средний уровень обученности после периода обучения грамоте.
9% учащихся с недостаточным уровнем готовности к обучению показали высокий уровень обученности по окончанию периода обучения грамоте.
Слайд 14
Сопоставление результатов диагностики готовности первоклассников к обучению грамоте и их успеваемости – подтверждение актуальности данной проблемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Л.С. ВЫГОТСКИЙ доказал, что единицей развития детской речи является фонема ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие Звуковой анализ -Не требует специального обучения -Требует специального обучения - Первая ступень к овладению грамотой - Вторая ступень к овладению грамотой - Формируется в период от 1 года до 4 лет - Формируется в более позднем возрасте - Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме
Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: • словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи
Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова –разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация . Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова –слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Уровень готовности к обучению грамоте
У ровень развития регулятивных УУД по окончанию периода обучения грамоте
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...
Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников
В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух у учащихся начальной школы...
Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свид...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....
Причины плохой успеваемости младших школьников
о причинах плохой успеваемости младших школьниковвлияние высших психических функций на процесс обучения...
Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников.
Текстовое сопровождение презентации "Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников"....
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....