Музыкотерапия
материал по теме
Данный материал отражает возможности применения музыкотерапии в работе школьной психологической службы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.doc | 116.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на семинаре для классных руководителей 5 классов
по теме: «Нетрадиционные методы коррекционной работы с учащимися. Музыкотерапия»
14.12.2012 года
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия».
Музыкотерапия – психотерапевтический метод лечения, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия – наиболее древний и естественный метод коррекции эмоциональных состояний, который практически все люди используют (осознанно или неосознанно), чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, расслабиться. Звуки окружают человека с древнейших времен – еще и музыки никакой не было, но вокруг человека пели птицы, журчали ручьи, шелестела трава, и слышался шорох хвороста под ногами. Эти звуки информировали человека об окружающем пространстве. И воспринимал эти звуки человек по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги; а шум дождя, свист ветра – успокаивал.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:
- Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- Повышение эстетических потребностей.
Направления музыкальной терапии
В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.
- Шведская школа (основоположник - А. Понтвик) - выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания.
- Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
- Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.
- В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на дыхание, кровообращение и центральную нервную систему.
Формы музыкальной терапии
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
- Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
- Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
- Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Примеры музыкотерапевтического воздействия
- Согласно нескольким научным исследованиям, прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано Моцарта помогает снизить количество приступов эпилепсии у больных (так называемый «Эффект Моцарта» (англ.)). Однако достоверность результатов данного исследования подвергается сомнению, в связи с наложенными на него ограничениями и невозможности воспроизвести результаты в дальнейших исследованиях.
- Некоторые медики считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения.
- Прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом.
Определенные ноты влияют на определенные органы:
- звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
- ре - на желчный пузырь и печень;
- ми - на органы зрения и слуха;
- фа - на мочеполовую систему;
- соль - на функции сердца;
- ля - легкие и почки;
- си - на функцию энергообмена, согревая тело.
Достоинства музыкотерапии
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
5. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.
Десять-двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. Что показали исследования?
У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет…
Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
– Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...
Музыкотерапия в коррекционной работе со школьниками с проблемами в развитии
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – этиче...
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов
Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффекто...
Презентация "Музыкотерапия"
Влияние музыки на детский организм...
Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....