Музыкотерапия в коррекционной работе со школьниками с проблемами в развитии
статья по музыке (1 класс) на тему
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – этических основ и играет значительную роль в коррекционно – направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzoterapiya.docx | 15.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ»
Учитель музыки
Симакова И.Н.
2013 – 2014 уч. год
Музыкотерапия занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно - направленном процессе обучения и воспитания школьника с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкотерапия, ее своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство школьника с культурно – историческими традициями народа.
Через музыкотерапию школьник с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
Посредством музыкотерапии формируются и нравственно – эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкотерапии в личностные, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкотерапии в воспитании школьника.
Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве, обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, способствует развитию культуры. Усвоение детей с проблемами в развитии культурно – познавательных, нравственно – эстетических ценностей происходит в процессе коррекционно – направленной музыкальной деятельности.
Развитие школьника в музыкальной среде происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует
эмоционально – эстетическую потребность, активизируя познавательные интересы. Гармоничное развитие школьника с проблемами в развитии посредством музыкотерапии осуществляется путем освоения им достижений цивилизации. Именно культура выступает своеобразным связующим звеном и делает человека членом цивилизованного общества, осознающего свое назначение в жизни.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – этических основ и играет значительную роль в коррекционно – направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Музыкотерапия обеспечивает знакомство ребенка с культурно – историческими традициями народа.
Через музыкальное искусство школьник с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах, формируются его нравственно - эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, к человеку, в форме сочувствия, сопереживания, благородства и т.д.
Гуманитарные ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ученика, создают условия для осмысления доброго и злого, любви и ненависти.
Музыкотерапия, формируя практические умения (в слушании, пении, движении под музыку) обеспечивает развитие коммуникативных основ, способствует развитию культуры. Развитие ученика происходит только в результате деятельности. Коррекционно – образовательный процесс нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Еще у Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна личность
рассматривалась как субъект деятельности, который формируется в общении с другими людьми.
Чувство прекрасного формируется у детей с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально – волевой сферах такого ребенка, а также формирования развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое –
связанное с положительным влиянием музыки на различные функции организма;
социально – педагогическое –
обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего музыкального кругозора.
Положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психоматические процессы. В то же время отрицательные эмоции (страх) блокируют функции коры головного мозга.
Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная является тонизирующей, используется в восстановлении сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Положительное влияние музыки на центральную нервную систему отмечали психиатры А.С. Гройсман, В. Райков. С. Мамулова
наблюдала нормализацию сердечно – сосудистой системы в процессе восприятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке.
Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, улучшает речь, формирует вокально – слуховую координацию.
Занятия музыкально – ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий тонус детей, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма: сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции школьников.
Давно известно психологическое воздействие музыки (музыкотерапии). Она выполняет релаксационную, регулирующую функции. Исследования показывают, что школьник с проблемами, входящий в мир музыки качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ему очиститься от негативных переживаний, отрицательных проявлений.
Психологический аспект воздействия музыки на детей с проблемами связан, прежде всего, с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально – личностной сфер, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. Влияние музыкотерапии на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирования произвольности подтверждается исследованиями С. Миловской, Е. Медведевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательной школе".
Только вся система коррекционно-развивающего обучения, позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе....
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии ...
«Коррекционное сопровождение обучения детей с проблемами в развитии».
Доклад на тему: «Коррекционное сопровождение обучения детей с проблемами в развитии»....
Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.
В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...
«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР. Задачи:1. Дать ...
Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. Использование стандартов ФГОС на занятиях
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют ...