Статья "Социально-психологические параметры межличностных конфликтов детей 9-11 лет"
статья (4 класс) по теме
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социометрического статуса и учебной успеваемости детей 9 – 11 лет, обучающихся четвертых классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: социометрия, социометрический статус, учебная успеваемость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Агафонова Л.А.,
студентка 6 курса факультета социальной психологии,
науч. рук.: к.псх.н., доцент Донцов Д.А.
АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»
(г. Одинцово, Московская область)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социометрического статуса и учебной успеваемости детей 9 – 11 лет, обучающихся четвертых классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: социометрия, социометрический статус, учебная успеваемость.
Первая часть эмпирического исследования заключалась в проведении методики «Социометрия» Дж. Морено. Социометрия — методика, которая применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
По этой методике мы модифицировали задание относительно возрастным особенностям респондентов и результаты проведения указанной методики представлены в Таблице № 1. Рассмотрим полученные результаты тестирования по методике «Социометрия» в 4 «А» классе.
По данным социометрической матрицы (См. Таблицу № 1), группой «звёзд» (С1) являются респонденты: №№ 4, 7, 10, 12, 16, 17, 18, 24 (8 человек), т.е. первая социометрическая группа.
«Предпочитаемыми» являются респонденты: №№ 1, 9, 13. 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 26 (11 человек), т.е. вторая социометрическая группа.
«Пренебрегаемыми» являются респонденты: №№ 2, 3, 5, 6, 8, 11, 25 (7 человек), т.е. третья социометрическая группа.
В группу «изолированных» никто из респондентов не вошёл.
Дифференциация испытуемых по статусным подгруппам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели внутригрупповых и межличностных отношений данных учеников 4 «А» класса МБОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.
Коэффициент благополучия отношений (КБО).
КБО = (С1 + С2) : n × 100%,
где С1 – количество «звёзд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = (8 + 11) : 26× 100% = 73,1%
КБО исследуемого класса, составляющий 73,1%, определяется как высокий.
Коэффициент оптимальности отношений (КОО).
КОО = (С2+ С3) : n× 100%,
где С3 – количество «пренебрегаемых».
КОО = (11+7) : 26 × 100% = 69,2%
КОО исследуемого класса, составляющий 69,2% определяется как высокий.
Коэффициент «звёздности» (КЗ).
КЗ = С1: n × 100%, = 8 : 26 × 100% = 30,8%
Коэффициент «изолированности» (КИ).
КИ = С4 : n× 100%,
где С4 – количество «изолированных» в классе.
КИ = 0 : 26 × 100% = 0%
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются практически равномерно.
В классе есть дети трёх социометрических групп, то есть те, кто получил большее число выборов, – I социометрическая группа, те, кто имеет среднее количество выборов – II социометрическая группа, те, кто имеет малое количество выборов – III социометрическая группа, и нет тех, кого совсем не выбирали, т.е. нет ІV социометрической группы.
По данным социометрии, в исследуемом 4 «А» классе в первую группу входит 8 человек, что составляет 30,8% от общего количества учеников в классе. Во вторую группу входят 11 человек, вторая группа составляет 42,3% от общего количества учащихся. Третью группу составляют 7 человек, это 26,9%. Четвертой группы нет.
В наиболее благоприятном социальном положении в классе находятся 30,8% учеников (I социометрическая группа).
В благоприятном социальном внутригрупповом положении находится 42,3% учеников класса (II социометрическая группа).
В определённой степени неблагоприятном социальном внутригрупповом положении находится около 26,9% учеников класса (III социометрическая группа).
Наиболее многочисленны по количеству ребят I и II группы (19 человек), мы делаем вывод о том, что взаимодействие в классе выражено на оптимальном уровне.
Таблица № 1 Социометрические данные показателей выборки (4 «А» класс)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
1 | (10) | (6) | (10) | (4) | ||||||||||||||||||||||
2 | 1 | 9 | (8) | (10) | 2 | |||||||||||||||||||||
3 | 2 | (9) | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | (3) | 9 | |||||||||||||||||
4 | 1 | 1 | (2) | 1 | 1 | 1 | 1 | (5) | (2) | 1 | (1) | 1 | 1 | 1 | (3) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | (2) | |||||
5 | 1 | 1 | (3) | 1 | 10 | 3 | 1 | 3 | 1 | (2) | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||
6 | 7 | 2 | 1 | (9) | 3 | (5) | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
7 | (4) | (1) | 1 | (3) | (6) | (1) | 2 | (1) | 1 | (1) | (1) | (2) | 1 | (1) | 3 | (1) | ||||||||||
8 | (10) | (10) | 10 | |||||||||||||||||||||||
9 | 3 | 1 | (2) | (1) | (8) | 1 | (2) | 1 | (9) | 1 | 1 | |||||||||||||||
10 | 2 | (1) | (1) | 1 | (1) | 2 | 9 | (3) | 2 | (3) | (2) | (3) | ||||||||||||||
11 | 1 | 1 | (10) | 2 | 7 | 1 | 1 | (7) | ||||||||||||||||||
12 | 8 | (1) | 2 | (5) | (10) | (1) | 1 | (1) | (1) | |||||||||||||||||
13 | 3 | (4) | (4) | 7 | (4) | (4) | 4 | |||||||||||||||||||
14 | (10) | (1) | (1) | (9) | (9) | |||||||||||||||||||||
15 | (6) | (2) | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | (7) | 1 | 1 | (1) | |||||||||||||||
16 | 6 | (1) | 1 | (1) | (2) | (9) | 1 | 1 | (1) | (1) | (5) | 1 | ||||||||||||||
17 | 10 | (1) | (1) | (9) | (2) | 1 | (4) | (1) | (1) | |||||||||||||||||
18 | (10) | (10) | 1 | 1 | (2) | (1) | (2) | (3) | ||||||||||||||||||
19 | (6) | (1) | (8) | 4 | 1 | (7) | 1 | (2) | ||||||||||||||||||
20 | (10) | (4) | 10 | (6) | ||||||||||||||||||||||
21 | (4) | 7 | 1 | (6) | (6) | 6 | ||||||||||||||||||||
22 | 3 | 2 | 1 | 1 | (10) | 2 | (4) | 3 | 3 | (1) | ||||||||||||||||
23 |
| 1 | (1) | 1 | 1 | 1 | 1 |
| (3) | (3) |
| 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| 1 | ||
24 | 1 | 1 | 1) | 1 | (2) | (1) | (3) | (2) | (7) | (2) | 1 | 1 | (6) | 1 | ||||||||||||
25 | 1 | (9) | 6 | 4 | (10) | |||||||||||||||||||||
26 | 2 | (7) | 1 | (1) | 2 | 2 | (9) | 1 | 3 | 1 | (1) | |||||||||||||||
І | 19 | 6 | 2 | 6 | 5 | 11 | 13 | 7 | 13 | 6 | 5 | 10 | 12 | 12 | 12 | 13 | 15 | 17 | 8 | 12 | 9 | 6 | 4 | 12 | 3 | 11 |
ІІ | 4 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 11 | 2 | 5 | 6 | 2 | 6 | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 6 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 7 | 2 | 4 |
ІІІ | 77 | 16 | 3 | 24 | 6 | 20 | 53 | 20 | 50 | 18 | 7 | 33 | 32 | 58 | 36 | 63 | 56 | 48 | 22 | 19 | 15 | 15 | 13 | 40 | 8 | 24 |
Примечание: І – количество выборов, ІІ – количество взаимных выборов, ІІІ – сумма баллов
Одной из задач эмпирического исследования было изучение взаимосвязи социометрического статуса обучающихся 4 «А» класса с их успешностью (положительной результативностью) в обучении.
По результатам социометрического теста, на основе Таблицы № 1, и на основе информационных данных учебных документов (журналы успеваемости с четвертными, триместровыми и годовыми оценками), нами была составлена Таблица № 2, отражающая взаимосвязь социометрического статуса и успешности обучения наших испытуемых.
Таблица № 2. Данные показателей социометрического статуса обучающихся и среднего «учебного» балла по 2-м триместрам 2011-2012 учебного года.
Номер респондента | Показатель социометрического статуса личности (кол-во выборов) | Средний «учебный» балл |
1 | 77 | 5 |
2 | 16 | 4,9 |
3 | 3 | 3,7 |
4 | 24 | 4,3 |
5 | 6 | 4,2 |
6 | 20 | 3,9 |
7 | 53 | 4,6 |
8 | 20 | 4,2 |
9 | 50 | 5 |
10 | 18 | 3,4 |
11 | 7 | 3,2 |
12 | 33 | 4,6 |
13 | 32 | 4,6 |
14 | 58 | 5 |
15 | 36 | 5 |
16 | 60 | 5 |
17 | 62 | 5 |
18 | 49 | 5 |
19 | 22 | 4,4 |
20 | 19 | 3,3 |
21 | 15 | 3,8 |
22 | 15 | 3,9 |
23 | 13 | 3,5 |
24 | 40 | 4,4 |
25 | 8 | 4,4 |
26 | 24 | 3,4 |
Цифры, выделенные красным цветом – первая «шестёрка» обучающихся, получивших наибольшее количество социометрических выборов.
По результатам социометрии и учебной успеваемости, на основе Таблицы № 2 была составлена Таблица № 3, отражающая корреляционную взаимосвязь показателей социометрического статуса и успешности в учёбе.
Таблица № 3. Корреляция между показателями социометрического статуса обучающихся и средним учебным баллом по 2-ум триместрам
| Столбец 1 | Столбец 2 |
Столбец 1 | 1 | |
Столбец 2 | 0,770982 | 1 |
Результат сравнительного изучения социометрического статуса личности обучающихся 4 «А» класса с их учебной успеваемостью показал положительную корреляцию, равную 0,770982. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения учащихся. Так же это можно подтвердить, если условно выделить из выборки по 6 крайних показателей (по 6 обучающихся с самым высоким и с самым низким социометрическим статусом). Представим данные в Таблице № 4.
Таблица № 4. Данные рангов показателей социометрического статуса и среднего учебного балла по 2-м триместрам 2011-2012 учебного года.
Ранг | Порядковый номер | Показатель социометрического статуса | Средний учебный балл |
1 | 1 | 77 | 5 |
2 | 17 | 62 | 5 |
3 | 16 | 60 | 5 |
4 | 14 | 58 | 5 |
5 | 7 | 53 | 4,6 |
6 | 9 | 50 | 5 |
7 | 18 | 49 | 5 |
8 | 24 | 40 | 4,4 |
9 | 15 | 36 | 5 |
10 | 12 | 33 | 4,6 |
11 | 13 | 32 | 4,6 |
12 | 4 и 26 | 24 | 4,3 и 3,4 |
13 | 19 | 22 | 4,4 |
14 | 6 и 8 | 20 | 3,9 и 4,2 |
15 | 20 | 19 | 3,3 |
16 | 10 | 18 | 3,4 |
17 | 2 | 16 | 4,9 |
18 | 21 и 22 | 15 | 3,8 и 3,9 |
19 | 23 | 13 | 3,5 |
20 | 25 | 8 | 4,4 |
21 | 11 | 7 | 3,2 |
22 | 5 | 6 | 4,2 |
23 | 3 | 3 | 3,7 |
Примечание: данная таблица отображает 2-е подгруппы обучающихся 4 «А» класса, в количестве по 6-ть человек, – с самым высоким и с самым низким социометрическим статусом, в соотношении с их учебной успеваемостью.
У пяти из шести обучающихся, имеющих самый высокий показатель социометрического статуса, средний учебный балл успеваемости = 5, у одного – 4,6 балла.
Мы эмпирически изучили, по нашей выборке, взаимосвязь социометрического статуса личности с успешностью обучения школьников 4 «А» класса 9-11 лет.
Приведём здесь эмпирические выводы и осуществим краткую интерпретацию полученных нами наиболее информативных («выразительных», «показательных») информационных данных.
Анализ данных психодиагностической методики Дж. Морено позволил выявить следующее.
Результаты сравнительного изучения социометрического статуса личности школьников 4 «А» класса, 9-11 лет, по социометрическому тесту, и результаты учебной успеваемости обучающихся, – показали положительную корреляцию = 0,770982. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения детей 4 «А» класса. Так же этот факт можно подтвердить, выделив из выборки по 6 крайних показателей (6 обучающихся с самым высоким и самым низким социометрическим статусом, – см. Таблицу № 4).
В результате проведённого эмпирического исследования установлено, что почти все обучающиеся 4 «А» класса 9-11 лет (а именно 5 из 6, т.е. 83,3%), обладающие высокими показателями социометрического статуса личности отлично учатся, и наоборот, те обучающиеся, которые имеют низкий социометрический статус, имеют низкий средний учебный балл.
Итак, мы выявили, результаты изучения социометрического статуса личности школьников 4 «А» класса 9-11 лет по тесту «Социометрия» показали положительную корреляцию = 0,770982 (4»А») с результатами учебной успеваемости этих обучающихся. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной корреляционной прямой взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения детей изученного 4 «А» класса.
В результате проведённого эмпирического исследования установлено, что практически все обучающиеся 4 «А» класса 9-11 лет, имеющие самый высокий социометрический статус в своих учебных группах, учатся только на «отлично». Выявлена так же положительная корреляция низкого социометрического статуса в учебной группе с низким средним учебным баллом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы межличностного общения детей с ООП.
В выступлении говорится о особенностях речевого общения детей с особыми образовательными потребностями. Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов при подготовке к р...
Структура и динамика межличностного конфликта
Монография...
Квалификационная работа "Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников"
Решение конфликтных ситуаций в учебном процессе среди младших школьников...
Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников
В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....
Межличностные конфликты детей с интеллектуальными нарушениями
Весьма актуально исследование различных аспектов межличностного конфликта в специальной психологии. Воспитание социально адаптированного, самостоятельного члена общества является главной задачей образ...
Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Пояснительная записка Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур...
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье говорится об одной из важнейших проблем, проблема разрешения конфликтов младших школьников и налаживания добрых отношений между ними. ...