Структура и динамика межличностного конфликта
материал на тему

Ренева Оксана Валентиновна

Монография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monografiya.docx55.04 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и динамика межличностного конфликта

Ренева О.В.

Екатеринбург,  2012

Содержание

Введение……………………………………………………………… ………………………….  3

1.1 Теоретический анализ понятия «конфликт»………………………………………….5

1.2 Понятие межличностного конфликта…………………………………………………7

1.3 Основные классификации стадии развития конфликта……………………….…...12

1.4 Стратегии выхода из конфликта……………………………………………………..16

2.1 Описание реальной конфликтной ситуации…………………………………….….19

Вывод………………………………………………………………..…………………..…21

Библиографический список………………………………………………………………23


Введение

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностью группы.

Конфликты исследовали такие авторы, как: Анцупов А.Я. «Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов», [1]  Петровская Л .А. «О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта», [12]  Леонов Н. И. «Онтологическая сущность конфликтов», [8] Левин К. «Типы конфликтов»,  Мерлин В. С. «Развитие личности в психологическом конфликте». [11]

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".[14]

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Немецкий филосов-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. видоизменять). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфлектующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом. [2]

Цель данной работы: Выявить  особенности  протекания конфликта.

Задачи:

1.Проанализировать содержание понятий «конфликт» в психологии.

2.Обозначить классификации стадяй развития конфликта.

3.Определить стратегии выхода из конфликта.

4.Описать развитие межличностного конфликта.

5.Представить рекомендации для выстраивания просоциальной деятельности.


1.1 Теоретический анализ понятия «конфликт».

Понятие конфликта характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Психологи: также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Н.К. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы объективно обуславливающие интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями), воспринимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь близким окружением личности.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [4]

Л.Г. 3дравомыслов: «Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». [7]

Ю.Г. 3апрудский: «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно-расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». [6]

А.В. Дмитриев: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны». [5]

Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается противоборство между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальны группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом коллективе люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. (В.П. Ратников) [13]

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, парциальные, касающиеся ее отдельной части; зарождающиеся, зрелые и угасающие; слепые и рациональные; мирные и немирные; кратковременные и затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению.

 


1.2 Понятие межличностного конфликта.

Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сотрудниками, знакомыми, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает другой ее неправоту. Люди могут прибегнуть к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимоотношений. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Любое урегулирование межличностного конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы взаимодействия.

Под межличностным конфликтом понимают, как открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. К примеру, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, в случае если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, к примеру, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов:
сам субъект, каков он есть в действительности;
субъект, каким он видит самого себя;
субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга.

Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию, схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Эрик Берн.  

 
 

 В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта — пересекающиеся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают по причине того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (В><В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. К примеру, у индивидуума сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощенные образы определенных социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы...», «все мужчины...», «все женщины...» и т. д.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.
Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка — готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). К примеру, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.
В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.
Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного индивидуума другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы зачастую ожидаем, — пишет Максуэлл Мольц, — что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них». Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды. К примеру, конфликты между кавалерами в присутствии дам, бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты. [15]


 1.3 Основные классификации стадии развития конфликта.

Классификация по Веренко И.С.

1.Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.

2.Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

3.Осознание законности своих притязаний.

4.Инцидент - открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Здесь делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие. Если попытка не удается, то:

Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком. Конфликт необходимо ввести в определенные рамки, принять правила процедуры, которые признаются обеими сторонами или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, являющейся авторитетом для обеих других.

5.Переход конфликта в антагонизм.

6.Разрешение конфликта.

7.Постконфликт. Возможен, особенно в том случае, когда разрешение конфликта произошло путем нахождения компромисса. [3]

Основные периоды и этапы возникновения конфликта. по Петровской Л.А. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы

Латентный период (предконфликт) включает этапы:                                        

а) возникновение объективной проблемной ситуации;

 б) осознание данной ситуации субъектами взаимодействия;

в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

г) возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией (Петровская, 1977). Сущностью такой ситуации является возникновение противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то ситуацию называют проблемной. 

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, противоречивой, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. 

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуация в конфликт. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют свои позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. 

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: а) инцидент; б) эскалацию конфликта; в) сбалансированное противодействие; г) завершение конфликта.

Инцидент представляет первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться.

Часто конфликт развивается дальше, как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Такой процесс получил название “эскалация конфликта”. Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Признаками эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта. 

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать. Однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: а) частичная нормализация отношений недавних оппонентов; б) полная нормализация их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную длительность: быть спрессованы до нескольких мгновений (в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 гг. или вьетнамская война 1959-1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать (например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается).
 [12]


1.4 Стратегии выхода из конфликта

В различных ситуациях могут быть целесообразными различные стратегии разрешения конфликта:

Уход

*Источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами.

*Выигрыш не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение конфликта, а отношения с оппонентом в будущем не важны.

*Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации.

*Изучение ситуации и поиск информации представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие решения.

*Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого. Отношения с оппонентом при этом для вас не важны.

Компромисс

*Необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны.

*Сотрудничество или подавление не приводят к успеху, а он важен для Вас.

*Вас может устроить временное решение.

*Ваша позиция имеет для Вас не слишком большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель.

*Компромисс позволит Вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Сотрудничество

*Вы заботитесь о чувствах Вашего оппонента, рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность.

*Необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов.

*У Вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен.

*У Вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для Вас важны.

Приспособление

*Восстановление спокойствия и стабильности важнее разрешения конфликта.

*Предмет разногласий для Вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для Вас.

*Вы оказались неправы и признаете это.

*Отстаивание своей точки зрения требует много времени и сил.

*Вас не особенно волнует случившееся.

*Вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы.

Подавление

*Требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной и опасной ситуации.

*Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.

*Вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны.

*Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и очевидно, что ваше решение — наилучшее.

Универсальной и предпочтительной является стратегия сотрудничества, поскольку только она позволяет обеим сторонам в полной мере реализовать свои интересы и при этом сохранить хорошие отношения! [10]

Таким образом, разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты “исследования” возможностей оппонента, своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

Существуют отличия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. В экстремальных условиях конфликты развиваются в заметно “ускоренном” темпе. Итоги конфликта зависят от его длительности. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. Особенностью криминальных конфликтов является их быстрая эскалация, завершающаяся применением насилия. Частота конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года.
В качестве вывода можно отметить следующее: без знания классификации, структуры, динамики, функций и причин конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. 

Основными объективными факторами возникновения конфликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционные для нас стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.

К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; разбалансированное ролевое взаимодействие людей; выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же сложных событий; внутригрупповой фаворитизм; соревнование и конкуренция; ограниченная способность к децентрации и др.


2.1 Описание реальной конфликтной ситуации.

Я была свидетелем конфликта в школьном вестибюле. В конфликтной ситуации участвовали 4 человека. Все учащиеся 9 класса данной школы.

1 участник: Девочка, подросткового возраста. Одета в обтягивающие джинсы, белую футболку, на ногах туфли на шпильке. Волосы белого цвета, убраны в хвост. На лице много косметики.

2 участник: Девочка подросткового возраста. Одета в светлые джинсы, белую блузку, на ногах туфли на шпильках. Темные волосы распущены. На лице много косметики.

3 участник: Девочка подросткового возраста. Одета в темные джинсы, черную тунику, на ногах туфли лодочки. Светлые волосы убраны шишку, закреплены заколками. На лице косметики умеренно.

4 участник: Девочка подросткового возраста. Одета в джинсы светлого цвета, светлую тунику, на ногах туфли на шпильках. Черные волосы заплетены в французскую косичку.

Вербальная сторона общения: нецензурная брань, оскорбления друг друга на повышенных тонах.

Невербальная сторона общения: взмахи руками, искаженные лица, «рукопашный бой».

Латентный период: Три девочки сидели на скамейке в вестибюле школы под расписанием. Мирно беседовали. Со второго этажа с диким криком сбежала четвертая участница конфликта. Подбежав к девочкам, она начала громко ругаться, используя нецензурную лексику.

Попытка со стороны трех девочек разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом не увенчалась успехом. На увещевание девочек: Ты что творишь? Успокойся!- она еще громче начала кричать и обзывать на девочку, сидящую в центре.

Инцидент: В ход пошли и вербальные и невербальные стороны общения.  Девочка, к которой были претензии сама закричала в ответ, при этом используя ненормативную лексику. Тем самым создав почву для продолжения конфликта.

Эскалация конфликта: Девочка, прибежавшая со второго этажа, набросилась на девочку,  которой высказывала свои притязания и вцепилась ей в волосы, с ненавистью и презрением смотря на противницу. Вторая вцепилась ей в ответ, нисколько не отличаясь мимикой на лице.

Две оставшиеся девочки пытались расцепить руки девочки начавшей конфликт, тем самым заступаясь за свою подругу, с которой они сидели и мирно общались.

Завершение конфликта: Увидев, что они не собираются уступать друг другу, мне пришлось вмешаться. Я сделала им замечание, на что они расцепили руки и,  зло посмотрев друг на друга, пообещали поговорить после уроков. Разойдясь в разные стороны. Три девочки в оду сторону. Одна в противоположную от них сторону коридора. Тем самым выбрав тактику ухода из конфликтной ситуации.

Данный конфликт разгорелся из-за взаимонепонимания между его участниками. Так как  в силу подросткового периода гормональный всплеск на высоком уровне, они не в силах совладать со своими эмоциями, когда любое непонимание перерастает в конфликтную ситуацию. Они могли решить свои вопросы разногласия мирным путем, выбрав стратегию сотрудничества или компромисса. Но они выбрали стратегию ухода, тем самым оставив конфликт не разрешенным.


Вывод

Конфликты являются важнейшим явлением современной социологии и политики жизни.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его.

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Н.В. Гришина изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины: [4]

Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов.

Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.

В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.

Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует.

Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть на конфликты, и вы сможете уверенно и даже творчески находить из них выход.

Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. "Одна из причин, почему мы такие, - говорит доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные времена мы становимся чрезвычайно самокритичны". Он считает, что все отрицательные оценки и критика, начиная с самого детства, во время кризиса берут вверх. "К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем мастерства в искусстве самокритики и почти полностью убеждены, что наша негативная самооценка - единственно верная", отмечает Мэхони.

В Трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление".

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.


Библиографический список.

1. Анцупов А.Я. «Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов» [Текст]  2004 Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_konfliktologiya/01.aspx

2. Вебер М. Избранные произведения. [Текст]   М., 1990. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/

3. Веренко И.С. "Конфликтология" Москва , концерн Swiss ,1990      

4. Гришина Н. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. [Текст] СПб., 2000. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Konflikt/18.php

5. Дмитриев А.В. [Текст] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00061994_0.html

6.3апрудский Ю.Г. [Текст] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00061994_0.html

 7.3дравомыслов Л.Г. [Текст] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00061994_0.html

 8. Леонов Н. И. «Онтологическая сущность конфликтов» [Текст] Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_konfliktologiya/01.aspx

9. Левин К. «Типы конфликтов» [Текст] Режим доступа:  http://fxgold.ru/library/samorazvitie/2955

10. Медведева К. Конфликт и стратегия выхода из конфликтной ситуации. [Текст] Режим доступа: www.usrp.ru/index.php?option=com_content.. 

11. Мерлин В. С. «Развитие личности в психологическом конфликте». [Текст] Режим доступа:  http://biblios.newgoo.net/t4074-topic

12. Петровская Л.А. «О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта» [Текст] Режим доступа: http://lib.5rik.ru/index-4988.htm

13Ратников В.П. [Текст] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00061994_0.html

14. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. 1996. – С. 294

15. Фролов С.С Социология [Текст] Режим доступа: http://striphaus.ru/referats/materials/frolov/f18.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социально-психологические параметры межличностных конфликтов детей 9-11 лет"

АннотацияВ статье представлены результаты исследования социометрического статуса и учебной успеваемости детей 9 – 11 лет, обучающихся четвертых классов общеобразовательной школы. Ключевые с...

Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников

В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....

Динамика развития конфликта

Динамика развития конфликта...

Межличностные конфликты детей с интеллектуальными нарушениями

Весьма актуально исследование различных аспектов межличностного конфликта в специальной психологии. Воспитание социально адаптированного, самостоятельного члена общества является главной задачей образ...

Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Пояснительная записка Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур...

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье говорится об одной из важнейших проблем, проблема разрешения конфликтов младших школьников и налаживания добрых отношений между ними.    ...