СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (4 класс)
В данной статье говорится об одной из важнейших проблем, проблема разрешения конфликтов младших школьников и налаживания добрых отношений между ними.
Ключевые слова: младший возраст, межличностные отношения, конфликт, дружба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshova_a._a_2.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ЭФФЕТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье говорится об одной из важнейших проблем, проблема разрешения конфликтов младших школьников и налаживания добрых отношений между ними.
Ключевые слова: младший возраст, межличностные отношения, конфликт, дружба.
В настоящее время данная проблема является очень актуальной. Не многие педагоги понимают, насколько это важно, быть в курсе конфликтов внутри детского коллектива, помогать детям разрешать их. Ведь именно первый учитель имеет в глазах детей неподдельный авторитет и может настроить учеников на дружественный лад. И так же немногие педагоги знают, что делать это на первых этапах младшего возраста просто необходимо. Ведь младший возраст – один из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, когда формируется его личность, мировоззрение и взгляды, а также детей начинают связывать межличностные отношения. Поэтому первому учителю необходимо уделять должное внимание каждому ученику, быть в курсе его внутренних переживаний, помогать разрешать всевозможные недопонимания и конфликты с одноклассниками. Что же такое межличностный конфликт? Межличностный конфликт – это конфликт, возникающий между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Иными словами, межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом. Однако младшие школьники являются еще не сформировавшимися личностями, поэтому конфликты между ними, их причины и способы разрешения отличаются от конфликтов взрослых людей. Эти различия связаны с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна кратковременность и недолговечность внутренних переживаний, а также дети нуждаются в защите со стороны взрослых.
Общение ребенка младшего школьного возраста носит, в первую очередь, эмоциональный характер. Очень часто ребенок бурно реагирует на какие-либо замечания, на так называемую «критику» со стороны других детей. Такие особенности восприятия могут являться причиной всплеска негативной энергии ребенка, которая будет направлена на одноклассников, ведь «лучшая защита – это нападение». Но ребенок может быть зачинщиком конфликта не только для самозащиты, но и чтобы таким образом развлечься, самоутвердиться за счет другого ребенка, или же просто из зависти. Резюмировав приведенные причины, можно сказать, что обидчик затевает конфликт, чтобы выплеснуть, «решить» собственные внутренние проблемы за счет других ребят.
Рассмотрим основные способы разрешения и профилактики конфликтов, которые могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.
В этой связи можно выделить три этапа:
- управление конфликтом
- непосредственно пути разрешения конфликтов
- профилактика конфликтов
Способов, как педагог может разрешить конфликт учащихся, несколько. По мнению В. И. Андреева, советского и российского педагога, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт. Иными словами, педагог тогда разрешит конфликт между учениками, когда разберется в ситуации, из-за которой он непосредственно возник. По мнению шведского конфликтолога Х. Бродаля, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач. Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.
Разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова рассказывает о двух методах разрешения конфликта между индивидами в группе: метод принуждения и метод убеждения. Первый метод заключается в применении насильственных действий одного субъекта над другим. Второй же метод основан на поиске компромисса и взаимовыгодных решений. Поиск возможностей и путей достижения компромисса является основополагающим при использовании данного метода. Психолог Е.А. Тимоховец, считает, что педагогическое разрешение конфликтов - это процесс целенаправленного воспитательного воздействия на отдельного школьника или коллектив в целом, включающий диагностику конфликта, разрешение возникших противоречий и побуждение к саморегуляции поведения участников ситуации. Исследователь школьных конфликтов Н. В. Самоукина пишет, чтобы успешно блокировать конфликт необходимо перевести его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную, а в качестве одного из методов выхода предлагает метод интроспекции, то есть постановки себя на место другого.
Следует упомянуть объектно-субъектный подход к разрешению конфликта. Он предполагает использование двух моделей: модели арбитража и посреднической модели. Суть первой в том, что сначала арбитр изучает суть проблемы, затем обсуждает ее с участниками конфликта, и в конце выносит окончательное и обязательное для выполнения обеих сторон решение. Таким образом, проведенный анализ различных точек зрения показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению Н. В. Самсоновой, эта общая схема выглядит следующим образом:
- действия, направленные на предотвращение инцидента;
- действия, связанные с подавлением конфликта;
- действия, дающие отсрочку;
- действия ведущие к разрешению конфликта.
В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
Тему конфликта можно назвать одной из извечных. Пока общество развивается, будут находиться люди, и даже дети, с различными взглядами, столкновение которых неизбежно. В начальной школе конфликты между детьми обусловлены их бурной реакцией на происходящее, вследствие чего возможны всплески негативных эмоций, обращенные друг на друга. Задача педагога начального образования – исключить все аспекты учебной деятельности, которые могут вызвать конфликт между учащимися; создать наиболее благоприятную среду, которая будет направлена на совместную образовательную деятельность и на формирование дружественной атмосферы в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...
Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.
В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента....
Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
Не секрет, что любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...