статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"
статья по логопедии на тему
В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано как специалисты работают с такими детьми.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Сопровождать, значит следовать рядом, помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает вариативные условия для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.
В школе работает комплексная Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая состоит из 4 направлений деятельности: психологического, социального, предметно-образовательного, лечебно-оздоровительного, каждое из которых решает свои задачи. В целом программа служит поддержанию комфортной образовательной среды, способствующей полному развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с приоритетом подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим организованную системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.
В школе разработана и адаптирована модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлена модель, отражающая структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогичского сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа положительно влияет на достижение результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ped._chteniya.docx | 96.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) обучающихся в условиях общеобразовательной школы
Кайдорина О.В.
Головинова Т.М.
В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
С сентября 2016 года для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья введены федеральные государственные образовательные стандарты начального образования.
Педагоги нашей школы имеют опыт работы с детьми с задержкой психического развития и детьми инвалидами с сохранным интеллектом. Сейчас, в первые классы пришли дети с легкой степенью умственной отсталости.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Сопровождать, значит следовать рядом, помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает вариативные условия для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.
В школе работает комплексная Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая состоит из 4 направлений деятельности: психологического, социального, предметно-образовательного, лечебно-оздоровительного, каждое из которых решает свои задачи. В целом программа служит поддержанию комфортной образовательной среды, способствующей полному развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с приоритетом подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим организованную системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.
В школе разработана и адаптирована модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы являются:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося в динамике его психического развития;
- создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
- обеспечение систематической помощи детям в ходе обучения;
- организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
Сопровождение ребенка начинается задолго до поступления его в первый класс. На закрепленном за нашей школой микрорайоне мы отслеживает неорганизованных домашних детей. Для таких родителей организуются консультации и обследование школьными специалистами. При необходимости ребенок направляется на консультацию, в городскую ПМПК. Ведется тесная связь с детскими дошкольными учреждениями, проводятся консилиумы, на которых специалисты школы и ДОУ проговаривают проблемы детей и обсуждают пути их решения. В школе организована работа «Школы будущего первоклассника». Здесь ребята занимаются на занятиях у педагога –психолога, учителя-логопеда, занятия проводит учитель начальных классов. Социальный педагог беседует с родителями, выясняет условия проживания ребенка, его окружение.
При поступлении ребенка в школу педагоги изучают документы учащихся. Если ребенку рекомендован образовательный маршрут 8 вида этот ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе сопровождение в образовательном процессе осуществляют: педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог (блок коррекции, развития, социальной ориентации), учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (блок обучения, воспитания, трудовой реабилитации), инструктор ЛФК, медицинский работник (блок медицинской реабилитации). Каждый член психолого-педагогического сопровождения проводит первичную диагностику ученика. Цель такой диагностики не только определение трудностей ребенка и зоны ближайшего развития, но и выявление детей группы риска.
Карта первичного логопедического обследования учащегося 1 класса с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)
№ | Ф.И.О., откуда поступил | Анамнез | Речевая коммуникативность. | Связная речь | Словарный запас | Граммат. строй | Ситуативный контекст | Графомоторные функции | Фонемат слух | Звуковой анализ и синтез | звукопроизношение | Пространственные представления | Заключение, уровень речевой успешности |
На заседании школьного психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы и пути обучения и воспитания детей, выявленных при первичной диагностике. Для предотвращения перегрузок, связанных со сменой деятельности и адаптационным периодом специалисты определяют какую помощь нужно оказать ребенку в первую очередь.
На основе выводов школьной ПМПк для ребенка с легкой степенью умственной отсталости разрабатывается индивидуальный учебный план.
Пример части индивидуального учебного плана, формируемого участниками психолого-педагогического сопровождения:
Коррекционно – развивающая область | ||
Логопедические занятия | 2 | понед. 14.20, среда 14.20 |
Обязательные групповые и индивидуальные коррекционные занятия | 1 | четверг 14.00 |
Психокоррекционные занятия | 2 | вторник 15.00, пятница – 15.00 |
Ритмика | 1 | среда 15.00 |
Внеурочная деятельность | ||
ЛФК (в рамках ФСК «Олимп») | 1 | вторник 10.30 |
Программа «Гармония», Центр дополнительного образования (в рамках сетевого взаимодействия) | 2 | понед. 12.00, пятница 12.00 |
Досугово – игровые занятия (группа продленного дня) | 1 | Пятница 14.00 |
На основе выводов школьной ПМПк, индивидуального учебного плана и рекомендованной образовательной программы специалисты составляют адаптированную образовательную программу. Эта программа имеет такую же структуру, что и для детей нормы, но обязательно прописываются специальные образовательные условия, характеристика ребенка о легкой степенью умственной отсталости, система оценивания. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором предусмотрены рекомендации для родителей, учителей, других участников сопровождения.
Примерная индивидуальная карта маршрута речевого развития ученика 1 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Ф.И.О. | Артикуляция | Темп, внятность | Слоговая структура | Словарный запас | Связная речь | Лексико-грамматический строй речи | чтение | письмо | рекомендации |
Н | Невнятная | Нарушена | Ограничен | Грубое недоразвитие | Выраженные аграмматизмы: окончания, согласование. | побуквенное | - | Специальные образовательные условия (СОУ) Скороговорки Составление рассказов Пропевание гласных |
Нарушение звукопроизношение и фонематических процессов.
Ф.И. | с\з | ц | ж\ш | ч\щ | Г,к,х | р\л | с\ш | з\ж | с\ц | с\ч | с\щ | ч\щ | ч\ц | ш\щ\ч\ть | б\п | в\ф | г\к | д\т | Ть\мс |
Каждые три месяца с помощью промежуточной диагностики проводится корректировка индивидуального маршрута и рабочей программы. Такая карта хорошо показывает динамику развития учащегося. Оценка эффективности работы с учеником у каждого специалиста своя: тесты, мониторинги, письменные работы, устный опрос. Она обсуждается на трех уровнях: педагогический совет, школьная ПМПк и центральная ПМПК.
Примерный диагностический мониторинг учащихся 1 классов с ограниченными возможностями здоровья (1 полугодие)
№ | Ф.И. | Написание букв | Списывание с печатного текста | Чтение | Понимание прочитанного | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Словарь | Связная речь | Письмо под диктовку |
1 | отдельные буквы | - | буквы | - | (р,л) | недостаточно | ниже нормы | отдельные предложения | - |
По результатам диагностики проводится активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Такая модель, по нашему мнению, отражает структурно- организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости , обучающихся в условиях общеобразовательной школы, положительно влияет на достижение результатов обучения.
Литература
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
- Закон Российской Федерации "Об образовании"
- Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. М. ВЛАДОС, 2001.
- Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы.М., 1957
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....
Роль педагога-психолога в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах в условиях ОУ
Презентация...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.Право на качественное образование &nda...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)
Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее ...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательнойшколы, автором представлен алгоритм работы с...