ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка по логопедии
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательной
школы, автором представлен алгоритм работы с данной категорией детей.
Ключевые слова: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательные классы, взаимосвязанная система взаимодействия участников
психолого-педагогического процесса, адаптированная образовательная программа,
индивидуальный учебный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О.В. Кайдорина*
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Лесосибирск, Россия
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательной
школы, автором представлен алгоритм работы с данной категорией детей.
Ключевые слова: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательные классы, взаимосвязанная система взаимодействия участников
психолого-педагогического процесса, адаптированная образовательная программа,
индивидуальный учебный план.
The article presents a model of psychological and pedagogical support for children with
disabilities, who study in the conditions of a comprehensive school, the author presents an
algorithm for working with this category of children.
Key words: integration of children with disabilities into general education classes
interrelated system of interaction between participants in the psychological and pedagogical
process, adapted educational program, individual curriculum.
В настоящее время происходят большие перемены в обществе в
отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). С сентября 2016 года для первоклассников с ограниченными
возможностями здоровья введены федеральные государственные
образовательные стандарты начального образования.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательные классы предусматривает систематическую
коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-
педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-
психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного
обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология,
особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития,
обучения, воспитания, социализации. Сопровождать, значит следовать рядом,
помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые
могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает
вариативные условия для реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических
особенностей.
Психолого-педагогическое сопровождение является длительным
процессом, предполагающим организованную системную деятельность
специалистов, направленную на создание условий для успешного
функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровожденияучастников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.
В школе разработана и адаптирована модель психолого-медико-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачами психолого-педагогического сопровождениядетей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы являются:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
обучающегося в динамике его психического развития;
- создание социально-психологических и педагогических условий для
эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
- обеспечение систематической помощи детям в ходе обучения;
- организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом
психических и физических возможностей обучающегося.
Сопровождение ребенка начинается задолго до поступления его в первый класс. На закрепленном за нашей школой микрорайоне мы отслеживает неорганизованных домашних детей. Для таких родителей организуются консультации и обследование школьными специалистами. При необходимости ребенок направляется на консультацию, в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Ведется тесная связь с детскими дошкольными учреждениями, проводятся консилиумы, на которых специалисты школы и дошкольного учреждения проговаривают проблемы детей и обсуждают пути их решения. В школе организована работа «Школы
будущего первоклассника». Здесь ребята занимаются на занятиях у педагога – психолога, учителя-логопеда, занятия проводит учитель начальных классов.
Социальный педагог беседует с родителями, выясняет условия проживания ребенка, его окружение.
При поступлении ребенка в школу педагоги изучают документы
учащихся. В школе, сопровождение в образовательном процессе
осуществляют: педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог (блок коррекции, развития, социальной ориентации), учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (блок обучения, воспитания, трудовой реабилитации), инструктор лечебной физкультутры, медицинский работник (блок медицинской реабилитации). Каждый член психолого-педагогического сопровождения проводит первичную диагностику ученика. Цель такой
диагностики не только определение трудностей ребенка и зоны ближайшего развития, но и выявление детей группы риска.
Карта первичного логопедического обследования учащегося первого
класса с ОВЗ
На заседании школьного психолого-педагогического консилиума
обсуждаются проблемы и пути обучения и воспитания детей, выявленных при первичной диагностике. Для предотвращения перегрузок, связанных со сменой деятельности и адаптационным периодом специалисты определяют какую помощь нужно оказать ребенку в первую очередь.
На основе выводов школьной психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПк) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
разрабатывается индивидуальный учебный план.
Пример части индивидуального учебного плана, формируемого
участниками психолого-педагогического сопровождения:
Коррекционно – развивающая область
Логопедические занятия 2 понед. 14.20, среда 14.20
Обязательные групповые и индивидуальные
коррекционные занятия
1 четверг 14.00
Психокоррекционные занятия 2 вторник 15.00, пятница –
15.00
Ритмика 1 среда 15.00
Внеурочная деятельность
ЛФК (в рамках ФСК «Олимп») 1 вторник 10.30
Программа «Гармония», Центр дополнительного
образования (в рамках сетевого взаимодействия)
2 понед. 12.00, пятница 12.00
Досугово – игровые занятия (группа продленного дня) 1 Пятница 14.00
На основе выводов школьной ПМПк, индивидуального учебного плана ирекомендованной образовательной программы специалисты составляютадаптированную образовательную программу. Эта программа имеет такую жеструктуру, что и для детей нормы, но обязательно прописываются специальныеобразовательные условия, характеристика ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, система оценивания. На каждого ребенка
составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором
предусмотрены рекомендации для родителей, учителей, других участников
сопровождения.
Каждые три месяца с помощью промежуточной диагностики проводится корректировка индивидуального маршрута и рабочей программы. Такая карта хорошо показывает динамику развития учащегося. Оценка эффективности работы с учеником у каждого специалиста своя: тесты, мониторинги, письменные работы, устный опрос. Она обсуждается на трех уровнях: педагогический совет, школьная ПМПк и центральная ПМПК.
По результатам диагностики проводится активное консультирование
учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Такая модель, по нашему мнению, отражает структурно- организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы, положительно влияет на достижение
результатов обучения.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы.
– М., 1957.
3. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.
ВЛАДОС, 2001.
4. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
УДК 376.1
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....
статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)
Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее ...