Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "Изобразительное искусство", разработанной автором И.А.Грошенковым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.8_vida.poyasnitelnaya_zapiska.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида, на основе программы «Изобразительное искусство», разработанной автором  И.А. Грошенковым . Москва «Просвещение»,  2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации ,

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Цели рабочей программы:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

Задачи рабочей программы:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Нормативные и правовые документы:

 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования  и науки РФ.

Программа «Изобразительное искусство», разработанная  автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение»,  2008 год.

Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: нет

Место учебного предмета  в учебном плане.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю.

Предмет изучается: во  2 классе — 34 ч в год.

 

Тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Количество

диктантов

сочинений

проектов

экскурсий

лабораторных работ

практических работ

тестов

контрольных работ

изложений

словарные диктанты

Изобразительное искусство.

34

1

Декоративное рисование.

15

15

2

Рисование с натуры.

13

13

3

Рисование на темы.

3

3

4

Беседы об изобразительном искусстве.

3

3

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок,  урок-практикум.

Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный, фронтальный.

УМК: Программа «Изобразительное искусство», разработанной автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение»,  2008 год.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

Методы, используемые на уроках:

 • метод получения новых знаний;

 • метод доступности;

 • метод наглядности;

 • исследовательский и др.

Содержание рабочей программы.

Рисование с натуры (13 ч)

     Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Декоративное рисование (15 ч)

      Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование на темы (3 ч)

     Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Беседы об изобразительном искусстве (3 ч)

    Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.

           Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Рисование с натуры

13

Рисование с натуры овощей

1

Рисование с натуры фруктов

1

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор

1

Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник)

1

Рисование с натуры веточки ели

1

Рисование с натуры праздничных флажков

1

Рисование с натуры елочных игрушек

1

Веточка ели с елочными игрушками

1

Оформление новогодней открытки

1

Рисование с натуры рамки для картин

1

Рисование с натуры игрушки - рыбки

1

Рисование с натуры портфеля

1

Рисование дорожного знака «Впереди опасность»

1

Декоративное рисование

15

Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)

1

Рисование узора в полосе из растительных форм

1

Рисование геометрического орнамента в квадрате

1

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

1

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

1

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике

1

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера)

1

Узор в полосе для косынки треугольной формы

1

Рисование узора в круге – расписная тарелка

1

Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник)

1

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур

1

Рисование открытки «Ракета летит»

1

Рисование башенки из элементов строительного материала

1

Рисование узора в полосе из цветов и листочков

1

Узор из цветков в кружке

1

Рисование на тему

3

Рисование на тему: «Деревья осенью»

1

Рисование на тему: «Снеговики»

1

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1

Беседы об изобразительном искусстве

3

Знакомство с Городецкой росписью

1

Беседа по картинам. Рисование рамки для картины

1

Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе

1

                

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Литература:

Для учителя:

Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

Программа «Изобразительное искусство», разработанной автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение»,  2008 год.

Для обучающихся:

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

Оборудование и приборы.

Портреты русских и зарубежных художников

 Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах .

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

 Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.).

Интерактивная  доска.

Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математи...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

пояснительная записка к рабочей программа ИЗО 1 класс Школа России

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего...