Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "Изобразительное искусство", разработанной автором И.А.Грошенковым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.8_vida.poyasnitelnaya_zapiska.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида, на основе программы «Изобразительное искусство», разработанной автором И.А. Грошенковым . Москва «Просвещение», 2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации ,
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цели рабочей программы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Задачи рабочей программы:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Нормативные и правовые документы:
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Программа «Изобразительное искусство», разработанная автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение», 2008 год.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: нет
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.
Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.
Тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов | Количество | |||||||||
диктантов | сочинений | проектов | экскурсий | лабораторных работ | практических работ | тестов | контрольных работ | изложений | словарные диктанты | |||
Изобразительное искусство. | 34 | |||||||||||
1 | Декоративное рисование. | 15 | 15 | |||||||||
2 | Рисование с натуры. | 13 | 13 | |||||||||
3 | Рисование на темы. | 3 | 3 | |||||||||
4 | Беседы об изобразительном искусстве. | 3 | 3 |
Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-практикум.
Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный, фронтальный.
УМК: Программа «Изобразительное искусство», разработанной автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение», 2008 год.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Методы, используемые на уроках:
• метод получения новых знаний;
• метод доступности;
• метод наглядности;
• исследовательский и др.
Содержание рабочей программы.
Рисование с натуры (13 ч)
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование (15 ч)
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы (3 ч)
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве (3 ч)
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Рисование с натуры | 13 | |
Рисование с натуры овощей | 1 | |
Рисование с натуры фруктов | 1 | |
Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор | 1 | |
Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник) | 1 | |
Рисование с натуры веточки ели | 1 | |
Рисование с натуры праздничных флажков | 1 | |
Рисование с натуры елочных игрушек | 1 | |
Веточка ели с елочными игрушками | 1 | |
Оформление новогодней открытки | 1 | |
Рисование с натуры рамки для картин | 1 | |
Рисование с натуры игрушки - рыбки | 1 | |
Рисование с натуры портфеля | 1 | |
Рисование дорожного знака «Впереди опасность» | 1 | |
Декоративное рисование | 15 | |
Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу) | 1 | |
Рисование узора в полосе из растительных форм | 1 | |
Рисование геометрического орнамента в квадрате | 1 | |
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | 1 | |
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы | 1 | |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | 1 | |
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера) | 1 | |
Узор в полосе для косынки треугольной формы | 1 | |
Рисование узора в круге – расписная тарелка | 1 | |
Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник) | 1 | |
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур | 1 | |
Рисование открытки «Ракета летит» | 1 | |
Рисование башенки из элементов строительного материала | 1 | |
Рисование узора в полосе из цветов и листочков | 1 | |
Узор из цветков в кружке | 1 | |
Рисование на тему | 3 | |
Рисование на тему: «Деревья осенью» | 1 | |
Рисование на тему: «Снеговики» | 1 | |
Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 1 | |
Беседы об изобразительном искусстве | 3 | |
Знакомство с Городецкой росписью | 1 | |
Беседа по картинам. Рисование рамки для картины | 1 | |
Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Для учителя:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Программа «Изобразительное искусство», разработанной автором И.А.Грошенковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , Москва «Просвещение», 2008 год.
Для обучающихся:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Оборудование и приборы.
Портреты русских и зарубежных художников
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах .
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.).
Интерактивная доска.
Магнитная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математи...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...
Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тематическое планирование на учебный год с коррекционными задачами на каждый урок....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
пояснительная записка к рабочей программа ИЗО 1 класс Школа России
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего...