Профессиональное самоопределение старшеклассников
материал по теме
обобщение, расширение и систематизация опыта работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
direktoru.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2007 году проведено исследование на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Цель исследования: обобщить, расширить и систематизировать опыт работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в МОУ Сявской СОШ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Проанализировать влияние учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение школьников.
Подобрать и апробировать диагностическую методику.
Определить эффективность данной методики на практике.
Тема является актуальной, так как выбор профессионального пути – вечная человеческая проблема, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Каждый третий школьник не сделал профессионального выбора на будущее. Молодые люди не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.
В рамках исследовательской работы был разработан диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики:
Для учащихся:
анкетирование «Выбор профильного обучения».
Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока).
анкета «Ориентация» и анкета «Самооценка личности».
методики: Дж. Холланда, Е.А Климова,
методика профессора В.Б. Успенского.
Для родителей:
Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. ДЕ Хана и Г. Кафа)
«Карта интересов» (Е.А. Климов)
Диагностика проводилась в два этапа: входная (2005-2006 уч. год) и выходная (конец 2006-2007 уч. года).
Исследования были направлены на выявление интересов, склонностей учащихся, особенностей личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, были выявлены те области, в которых интересы учащихся проявляются в наибольшей степени, отслежено, насколько совпадают интересы и предпочтения учащихся с их способностями и на сколько согласованы представления учащихся и их родителей о профессиональном будущем школьников, готовность выпускников к выбору профессии.
По результатам входной диагностики мы получили следующие результаты:
Результаты диагностики на «входе»
Интересы. Учащиеся.
Результаты диагностики интересов учащихся с точки зрения родителей
на входе
Результаты диагностики способностей учащихся на «входе» и «выходе».
Результаты диагностики способностей учащихся, по мнению родителей на «входе»
и «выходе».
На основе полученных результатов планируется коррекционно-развивающая и консультативно-просветительская работа. Разработана программа коррекционно-развивающих занятий и для учащихся, и для их родителей. Занятия проводятся в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений, в виде детско-родительских игр и тренингов профессионального самоопределения, на которых даётся согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.
Проведение консультативно-просветительской работы направленно на развитие психологической культуры учащихся, родителей и педагогов, углубление их знаний по психологии. Такая работа с учащимися заложена в Программе «Технология личностного и профессионального самоопределения» в рамках предпрофильной подготовки, которая реализуется с учащимися 9-х классов на факультативных занятиях. Кроме этого с учащимися проводятся классные часы на темы профориентации, беседы.
Просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. На родительском собрании родители получают информацию о целях и задачах работы с детьми, информацию о своем ребенке, его учебных успехах, поведении, способностях, интересах, о мире профессий, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.
Итоговая диагностика была построена по аналогии с входной. Получили следующие результаты:
Результаты диагностики интересов учащихся на «выходе»
Результаты диагностики интересов учащихся, по мнению родителей
на выходе
Сравнение готовности
выпускников к выбору профессии
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом и юношеском возрасте существует общая тенденция – по окончании школы учащиеся в подавляющем большинстве выбирают массовые профессии. Одновременно следует отметить, что основная часть выпускников выбирает массовые профессии по интересам и склонностям. Мы видим, что все-таки есть учащиеся, которые не определились с выбором профессии или определились, но не точно. Причина, по-видимому, заключается в том, что на профессиональное самоопределение учеников очень большое влияние оказывает их социальное положение, профессия и образование родителей, а в этих семьях мягко сказать не всё благополучно.
Исходя из этого, перед коллективом школы встают новые задачи:
1. Провести исследование, как формируется профессиональное самоопределение учащихся, живущих в неблагополучных семьях.
2. Искать новые формы и методы работы с учащимися из неблагополучных семей, так как формы и методы, используемые в работе, для этих детей оказались не эффективны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебного предмета в профессиональном самоопределении воспитанников специальной ( коррекционной) школы
В данном сборнике предлагаются основы формирования профессионального самоопределения детей, подростков, возрастных и психологических особенностей различных возрастных гр...
Роль учебного предмета в профессиональном самоопределении воспитанников специальной ( коррекционной) школы
В данном сборнике предлагаются основы формирования профессионального самоопределения детей, подростков, возрастных и психологических особенностей различных возрастных гр...
Творческая работа на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
В работе обобщен опыт работы педагога-психолога по профессиональному сопровождению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ....
Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ
Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ....
Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке
В статье обобщён опыт работы по данной проблеме...
"МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР" программа по профессиональному самоопределению
Профессиональная ориентировка воспитанников детского дома является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – ...
Статья "Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся"
Заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной...