Влияние психологического сопровождения на снижение правонарушений.
статья на тему
Целью психологической работы с учащимися школы является повышение нравственности воспитанников школы, улучшение их адаптацию в социуме, снижение невротизации у воспитанников школы, развитие их когнитивных функций и обогащение их внутреннего психического мира положительными эмоциями, полученными через культурологические знания и приобретение нового социального опыта в общении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пазарацкас Е.А.
Педагог-психолог
ГБОУ школа-интернат № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Влияние психологического сопровождения на снижение правонарушений.
Целью психологической работы с учащимися школы является повышение нравственности воспитанников школы, улучшение их адаптацию в социуме, снижение невротизации у воспитанников школы, развитие их когнитивных функций и обогащение их внутреннего психического мира положительными эмоциями, полученными через культурологические знания и приобретение нового социального опыта в общении.
Формирование у детей коммуникативных, социально одобряемых, навыков общения в своей социальной группе способствует улучшению их психоэмоционального состояния и снижает количество межличностных конфликтов. Психологическая помощь детям в разрешении их внутренних и внешних личностных конфликтах способствует формированию адекватных способов совладания в стресогенных ситуациях. Все это становится возможным только при индивидуальном подходе к личности ребенка, при более дифференцированном подходе к причинам порождающим трудности адаптации детей в социуме, отрицательно влияющими на формирование личности ребенка. Дети, воспитанники школы – интерната, часто подвергаются стрессу, который длительное время, не имея конструктивного разрешения, приводит к повышению тревожности, что ведет к дезадаптации. Это в первую очередь связано с тем, что дети, воспитываются в социально не благополучной семье, растут в условиях эмоциональной депривации, в условиях деструктивного воспитания, подвергаются вербальной, а порой и физической агрессии со стороны родителей, или лиц их замещающих, то есть в их жизни стресс является неотъемлемой составляющей. Тревожные дети легко выводятся из эмоционального равновесия, они проявляют большую озабоченность своими неудачами, часто они заранее настроены на неудачи, они труднее адаптируются в новой социальной группе. Риск формирования тревожности, как свойство личности у этих детей значительно возрастает. Одной из форм проявления тревожности является агрессивное поведение. Очевиден тот факт, что сегодняшние высоко тревожные дети – будущие взрослые, одним из проявлений тревожности которых, может также стать агрессивное поведение.
Работа с детьми должна сочетает в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов работы. Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной, последовательной, целенаправленной работе. С этой целью психологическая работа ведется в следующих направлениях:
1.Диагностика.
2.Работа в психологических группах.
3.Индивидуальная психокоррекционная работа с учащимися. 4.Индивидуальные консультации учителей.
5.Консультации родителей детей.
6.Открытые занятия, психотерапевтические - тематические групповые встречи детей с новыми людьми, носителями культуры и искусства.
7.Участие в школьной МППК.
8.Выступления на родительских собраниях.
9.Проведение групповых и индивидуальных встреч с родителями детей.
Опыт работы в программе «Снижение правонарушений у учащихся».
Проявление агрессии детей чаще всего сопровождается состоянием тревожности. Для получения более углубленных результатов по шкале тревожности, было проведено углубленное исследование на выборке 18 детей, в возрасте от 9 до 11 лет, прошедших первый этап адаптации в школе, имеющих психогенный характер ЗПР и еще не вступивших в пубертатный период. Такая выборка снижает количество артефактов. Исследовалась отдельно личностная тревожность и школьная, а также общий показатель эмоционального неблагополучия.
Из исследования видно, что подавляющее большинство детей имеет высокую личностную тревожность, а мальчики все находятся в группе риска, то есть риск развития невроза, или психопатии. При этом очевидно, что высокая тревожность детей меньше всего обусловлена их пребыванием в школе, школа для них в 50% более благоприятная среда, чем собственный дом. Тревога детей связана с их невротическими страхами, наличием преневротических нарушений (страхи, вредные привычки, нарушения сна, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оцениванию).
Учитывая проведенную диагностику, в школе проводится психологическая работа с родителями детей. Проводятся групповые встречи, где расширяются знания родителей о формах воспитания, а так же проводятся индивидуальные консультации.
Вывод: вся проведенная диагностика показала наличие у детей нарушений в эмоциональной сфере, обусловленные в большей степени их эмоциональной депривацией, неправильным семейным воспитанием, нарушением общения со значимыми для них взрослыми. В соответствии с результатами диагностики проводилась психокоррекционная работа с детьми, направленная на коррекцию эмоциональной сферы, приобретение детьми конструктивных способов совладения с жизненными трудностями, развитие нравственности, толерантности и эмпатии. Вся психологическая работа проводилась как индивидуально, так и в группах. В результате чего, за исследуемый период, хорошая адаптация детей повысилась с 55% до 78%, низкая адаптация снизилась с 38% до 20%, дезадаптация снизилась с 6% до 1%, высокую адаптацию имеют 1% детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Статья "Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодёжной среде"
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с профилактической работой с молодёжью. Материал предназначен для педагогов....
Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."
Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...