Психологическая гостиная для педагогов Тайны Востока
методическая разработка по теме

Южанина Наталья Михайловна
Целесообразно проводить в комнате психологической разгрузки (КПР), где педагог может снять напряжение, стресс, утомление. Это возможность решить некоторые проблемы психологического здоровья Цели КПР 1.Улучшение эмоционального состояния педагогов. 2. Восстановление психического равновесия. 3. Снятие нервного напряжения путем «разблокировки» мышечных зажимов. Время работы 1–1,5 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_vostoka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА

 «ТАЙНЫ ВОСТОКА»

Психологическая гостиная для педагогов

Педагог-психолог:

Южанина Н.М.


Целесообразно проводить  в комнате  психологической разгрузки (КПР), где педагог может снять напряжение, стресс, утомление. Это возможность решить некоторые проблемы психологического здоровья

Цели КПР

1.Улучшение эмоционального состояния педагогов.

2. Восстановление психического равновесия.

3. Снятие нервного напряжения путем «разблокировки» мышечных зажимов.

Время работы

1–1,5 часа.

Схема работы

1. Вводная часть:

– психологическая разминка;

– самомассаж или дыхательная гимнастика;

– релаксация.

2. Основная часть:

– игры и упражнения;

– психологические этюды.

3. Заключительная часть:

– музыкотерапия;

– фитотерапия (или чаепитие).


Оборудование:

• карточки с именами (с пояснениями к имени);

• атрибуты Востока (арабские и азиатские): веер, кувшинчик, четки, часики песочные, чашка-пиала, пирамида, нэцкэ, заварной чайничек;

• вентилятор, шарфики шифоновые и др.

• кассета с музыкой Востока (спокойная и динамичная);

• плавающие свечи, сосуд с водой;

• текст с релаксацией;

• сосуд, карты (гадальные) с текстом предсказаний;

• поднос, монетки (медные деньги);

• восточные сладости (козинаки, пастила, халва, пахлава), зеленый, черный чай;

• чашки для чаепития.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Ведущий. С детства все мы любим сказки, особенно те, где много волшебства, загадок, тайн. Давайте вспомним восточные сказки, сказки Шахерезады. Чем они привлекают людей? Чем вообще привлекает Восток, арабские мотивы?

Участники высказывают свое мнение.

Ведущий предлагает участникам окунуться в тайны Востока, побыть жителями Востока.

1. Игра «Тайна имени»

Звучит музыка.

Участникам предлагается взять карточку, где написано восточное имя (женское или мужское) с пояснением, расшифровкой к нему. Участники вживаются в этот новый образ, читают свое новое имя, говорят, нравится ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба (см. приложение 1).

2. Упражнение «Восточные стихи»

Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинение восточных стихов. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе.

Правила «восточного стихосложения»:

Cуществительное (главное слово).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение.

Существительное.

Например: Ужин!

Праздничный, запоздалый.

Разжеван, съеден, переваривается.

Блаженно состояние сытости!

Философия.

3. Игра «Душа движения»

Ведущий. Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины — в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений. Сейчас мы почувствуем душу движения.

Предлагается взять платки, шарфики. Под музыку ведущий показывает плавные движения, участники повторяют, тем самым создается танец.


4. Упражнение «Восточный базар»

Ведущий. Приглашаем вас посетить восточный базар. Перед вами много разных вещей. Посмотрите их, выберите ту, которая вам нравится. Можете ее купить, положив монетки на поднос.

Участники «покупают» вещи (атрибуты Востока).

Попробуйте представить себя этой вещью или хозяином этой вещи в прошлом или будущем. Расскажите о судьбе этой вещи:

• кому она принадлежала;

• чьи руки к ней прикасались;

• откуда она появилась;

• как она называлась;

• какие события приносила эта вещь в дом (радостные или горестные);

• что с ней происходило;

• какую роль (функцию) она выполняла в доме?

II. Основная часть

1. Притча (см. приложение 2).

2. Релаксация «Встреча с мудрецом»

Ведущий. Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20?

Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сейчас вы очень удобно сядете в кресле и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Ваши руки совершенно спокойно лежат слегка согнутыми вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает...

Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной.

Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:

— Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоей будущей жизни...

После этих слов вы засыпаете.

Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами...

Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете...

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный... Мы тебя любим... У тебя все получится...».

Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.)

Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам...

Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи.

Анализ упражнения:

• Как ты чувствовал себя в доме у старика?

• Что в увиденном больше всего понравилось, удивило?

• Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?

3. Упражнение «Круг энергии»

К завершению релаксации второй ведущий готовит сосуд с плавающими свечами. Когда участники открывают глаза, они видят в центре круга на полу сосуд с зажженными свечами.

Ведущий. Пройдя через «круг энергии», мы снимем груз проблем — осуществим ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепим здоровье.

Ведущий предлагает участникам встать вокруг свечей, а затем танцевальными движениями, сопровождаемыми динамичной музыкой, обойти этот сосуд со свечами несколько раз.

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Предсказание оракула»

Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Ведущий достает карты с предсказаниями из сосуда (приложение 3) и раскладывает на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.

2. Упражнение «Приглашаем в чайхану»

Ведущий. На Востоке жизнь немыслима без чая. Приглашаем вас в чайхану, где вы можете обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями.

Участникам предлагается чай со сладостями.

Прощание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список имен

Эрдем — ум (м)

Эржена — лучезарная (ж)

Байярма — счастье (ж)

Хэлмек — рассвет (ж)

Заргал — радость (ж, м)

Энхе — молодость (м)

Алгалан — бодрость (ж, м)

Арюхан — молодость (ж)

Батор — богатырь (м)

Алхан — золото (м, ж)

Хэхег — цветок (ж)

Мунхе — мудрый (ая) (м, ж)

Хаян — гора (м, ж)

Буда — божественный (Будда) (м)

Энхэ-Зула — горящая лампада (ж)

Байян — богатство (м)

Гэрел — зеркало (м, ж)

Альбина — светлая (ж)

Гульсара — цветок вьющийся (ж)

Айгуль — лунный цветок (ж)

Ашолу — красивая луна (ж)

Алсу — розовая вода (ж)

Салават — радуга (м)

Асмин — звездочка (ж)

Расита — солнышко, радость (ж)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Притча «Мудрость Хакима»

Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускавшийся в плавание по морю, не видевший морских просторов, сидя в пустом трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались его успокоить, однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом.

Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему никакого удовольствия. Тогда предстал перед ним мудрый Хаким (его придворный лекарь) и промолвил: «О, властелин, если ты дозволишь, я смогу успокоить его». Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море.

Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за борт и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст.

Султан был изумлен и спросил лекаря: «Какая мудрость скрывалась за этим поступком?» Тот ответил: «Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода. А потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски корабельной палубы под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза».


 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К упражнению «Предсказание оракула»

На дальних просторах священной земли

Деревья большие на склоне росли.

А рядом в скале из седого гранита

Природной стихией пещера пробита.

И в этой пещере в полнейшей тиши,

Хранимой под сенью сводов больших,

От ярких лучей и от жизни забот,

Уж многие годы оракул живет.

Я к этой пещере по звездам пришла

И просьбу оракулу передала:

«По жизни реке все текут и текут

Наши годы,

Что ждет человека — удачи, невзгоды?

Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой

И тайну нам жизни слегка приоткрой».

И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.

Судеб предсказанья отыщутся тут».

Надписи на картах

• К лазурным солнечным лучам

ведет дорога всех,

Будь в жизни честен, смел и прям

— и ждет тебя успех.

• Надежды солнечную нить

на счастье люди ткут,

Сумеешь лучик сохранить

— удачи дни придут.

• Коль знаньем овладеть смогла,

Дари его другим.

Костру, что ты в душе зажгла,

Не дай растаять в дым!

• Добро безмерно, как вода

Бездонного колодца.

Будь доброй к людям, и всегда

Добро к тебе вернется.

• Сокровища не обретешь

Без горя и без муки,

Бутона розы не сорвешь,

Не оцарапав руки.

• Крупинка малая — алмаз,

Но в нем цветов игра,

Милей он для души и глаз,

Чем из камней гора.

• Не тот мужчина, кто бренчит

Набитым кошельком,

Мужчина тот, кто знаменит

Отвагой и трудом.

• Начнешь с горою говорить —

Услышишь только эхо,

Не поленишься злак зарыть —

Пожнешь зерно успеха.

• Свободно ты живешь иль раб,

Прими совет один:

Без знаний ты как муха слаб,

Со знаньем — властелин!

• Хватайся за каждое дело,

Чтоб сердце от радости пело!

Отзывчивым будь и спокойным,

Надежным и дружбы достойным.

• Лишь тот в делах своих

подружится с удачей,

Кто пользу видит в них, а от невзгод не плачет.

• Взглядом трезвым и разумным

посмотри на этот мир.

Все увидишь по-другому,

жизнь по-новому поймешь.

Мир подобен океану,

строй из добрых дел ладью,

И тогда его спокойно и легко переплывешь.

• Честолюбцем, к главенству способным,

не будь.

Будь бальзамом, а жалу подобным не будь.

Коль не хочешь, чтоб в жизни тебя обижали,

Не внушай ты дурного и злобным не будь.

• Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер,

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...

Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».

С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...

Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей

Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...

Психологическая гостиная на тему: "Психологическая готовность к школе"

Определение понятия "психологическая готовность к школе"; компоненты психологической готовности к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников....

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Психологическая гостинная для родителей "От ласковых слов и цветы распускаются"

О том, как не хватает детям любви родителей, очень часто говорят, очень много пишут педагоги и психологи. Но, к сожалению, проблема не только не исчезает, но становится все более и более актуальной. В...

"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям «особого» ребё...