"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gostinaya.docx | 191.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»
КАК МОДЕЛЬ РАННЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор-составитель:
Тетерина Лилия Владимировна — психолог высшей категории
Красноярск
СОДЕРЖАНИЕ
«Психологическая гостиная» как модель сопровождения семьи 5
Принципы и подходы в работе «Психологической гостиной» 5
Основные трудности, с которыми сталкиваются родители 8
Виды психологической помощи, оказываемой в рамках
«Психологической гостиной» 15
Приложение 1 Анализ эффективности деятельности
«Психологической гостиной» за 2009 г 31
Приложение 2 Формы документации и оценки эффективности, используемые в «Психологической гостиной» 40
Приложение 3 Пример индивидуального занятия с ребёнком 45
Приложение 4 Пример группового занятия с детьми 47
Вступление
В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям
«особого» ребёнка слишком часто приходится сталкиваться с горькими обидами, а то и оскорблениями. Проявления человеческой бестактно- сти и жестокости могут стать неизменными спутниками мамы ребёнка с физическими или психическими особенностями, начиная с родильно- го дома и — «далее везде». Напряжение и ожидание психологического
«удара» может преследовать родителей в подъезде собственного дома и во дворе, на детской площадке, в поликлинике, в общественном транс- порте, в магазине, в дошкольном детском учреждении и в школе (если ребёнку ещё посчастливится туда попасть) — одним словом, повсюду. Неудивительно, что многие даже вполне любящие родители испыты- вают мучительное чувство неловкости, выходя со своим ребёнком «на люди». Примером может служить беседа психолога с матерью двадца- тилетней дочери, которая транслировалась по телевидению. У дочери этой женщины была глубокая задержка психического развития. Взрос- лая девушка вела себя как маленький ребёнок. Она заговаривала со встречными людьми, задавала простодушные шокирующие вопросы, могла робко и восхищённо потрогать понравившуюся ей одежду или украшения на незнакомых людях. Вследствие отношения окружающих к такому «безобразию» у женщины развилось тяжёлое депрессивное состояние. Мать девушки говорила о том, что постоянно испытывает чувство вины и смущения перед окружающими за то, что у неё такой ребёнок. Случай достаточно типичный. Почти все родители горячо лю- бят своих детей, но лишь немногие из них умеют отстаивать право сво- их детей на уважение. Как отстаивать право своего «особого» ребёнка на принятие, уважение и восхищение? Делать это родители могут толь- ко в том случае, если они сами принимают, уважают своего ребёнка, если они способны восхищаться им. А также, если они понимают и принимают свои чувства по поводу него, которые имеют разную эмо- циональную окраску. Идея «Психологической гостиной» как формы раннего сопровождения семьи родилась именно на основе подобных
размышлений.
Процесс раннего сопровождения семьи позволяет расширить и углубить родительскую компетентность, что улучшает развитие ребён- ка. Давно доказано, что именно ранние годы жизни наиболее сензи- тивны в плане всестороннего развития личности. Если мы пропускаем этот период жизни и не стимулируем развитие определённых навыков, то в более поздний период у ребёнка могут возникнуть трудности или отклонения в развитии. Таким образом, помощь семье должна осу- ществляться как можно раньше.
«Психологическая гостиная» как модель сопровождения семьи
«Психологическая гостиная» — это модель сопровождения, кото- рая обеспечивает семью длительной профессионально организованной поддержкой, направленной на развитие ребёнка с особыми потребно- стями и адаптацию всей семьи к жизни в обществе. Специалисты «Пси- хологической гостиной» ориентированы на то, чтобы помочь семье по- строить свою обычную жизнь так, чтобы предупредить отклонения в развитии личности ребёнка.
Процесс психологического сопровождения семьи включает в
себя:
- оказание поддержки родителям, оказавшимся в сложной жиз-
ненной ситуации;
- инициирование родительской активности, направленной на при- нятие ребёнка;
- предоставление родителям возможности проявлять заботу о ре- бёнке, любовь к нему с учётом его специфических особенностей;
- обучение родителей взаимодействию с ребёнком в контексте удовлетворения его потребностей;
- способствование взаимодействию родителей друг с другом и с близкими родственниками;
- формирование готовности взаимодействия с ребёнком в социу- ме, подготовки возможности будущей независимой жизни.
Принципы и подходы
в работе «Психологической гостиной»
Добровольность. Решение о желании включить семью в процесс сопровождения исходит от родителей, воспитывающих ребёнка с осо- быми потребностями в здоровье.
Принцип нормализации. Жизнь семьи, имеющей ребёнка с на- рушениями, должна быть максимально приближена к жизни других семей. Этот принцип предусматривает жизнь ребёнка с особенностями в развитии именно в семье, а не в учреждении. Окружающая ребёнка среда, включая образование и воспитание, должна быть доступной для него так же, как и для обычных детей.
Ориентированность на личность ребёнка. Все виды помощи, осуществляемые в рамках сопровождения семьи, строятся на основе представлений о том, что ребёнок является самостоятельной, ценной для всех личностью. Его сильные стороны, его затруднения, его потреб- ности и желания являются отправной точкой процесса сопровождения. С самого рождения ребёнок воспринимается как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития. Задача професси- оналов — помочь родителям создать для этого развития подходящие условия.
Ребёнок с нарушениями в развитии воспринимается нами в пер- вую очередь как ребёнок с его естественными детскими интересами и потребностями. Он так же, как и все дети в мире, нуждается в нормаль- ной организации его жизни, у него присутствует потребность в обще- нии, и ведущей деятельностью, как и у всех детей дошкольного возрас- та, является игра. Необходимо только учитывать особенности ребёнка при организации различных сфер его жизни (познание, общение, игра), опираться на сильные стороны ребёнка.
Ориентированность на семью и партнёрские отношения с членами семьи. Этот подход обусловлен тем, что семья постоянна в жизни ребёнка и является наиболее важным ресурсом в его развитии
и получении информации о нём. Семейно-ориентированный подход к оказанию помощи требует, чтобы специалисты сотрудничали с се- мьёй, развивали партнёрские отношения с членами семьи и постоянно делились с ними информацией о ребёнке. Кроме того, помощь семье строится на основе потребностей семьи, с учётом её особенностей, её ресурсов, родители и другие члены семьи активно включены в про- цесс. Желательно, чтобы предложения специалистов были максималь- но вписаны в жизнь семьи. Это подход, при котором родители ребёнка являются членами команды. Подход, позволяющий развивать довери- тельные отношения на основе постоянного общения, чёткого опреде- ления ролей и создания комфортной атмосферы. При данном подходе реализуются следующие положения:
- члены семьи подключены к описанию и определению природы проблем ребёнка;
- точка отправления для помощи — нужды ребёнка и семьи;
- сама семья осознаёт себя в качестве важных и значимых людей в процессе оказания помощи ребёнку, семья берёт на себя ответствен- ность за обучение и развитие ребёнка;
- семья активно включена в оценку эффективности предложен- ной помощи в отношении её достаточности и осуществимости.
В системе оказания помощи ребёнку и его семье нами использу- ются такие понятия, как:
- «передача полномочий» — профессионал в работе с семьёй стремится сохранять и развивать у родителей чувство уверенности в себе и в своей способности к корректирующим действиям по отноше- нию к ребёнку в повседневной жизни;
- «предоставление возможностей» — создание для семьи возмож- ности отыскать и сформировать свои собственные ресурсы и способно- сти, чтобы справляться с проблемами и нуждами ребёнка;
- «родительское участие» — позитивное отношение специали- стов к активной работе с родителями (взаимное уважение и открытость в чувствах и взаимоотношениях, обмен опытом и знаниями, общее от- крытое обсуждение с целью найти решение, с которым каждый согла- сен).
Развивая партнёрские отношения с родителями, мы учитываем
следующее:
- одно из самых больших страданий для любой семьи — пони- мать, что их ребёнок исключён из повседневной жизни и не может уча- ствовать во всех делах семьи;
- одна из самых важных вещей — суметь включить ребёнка в по- вседневную жизнь семьи;
- родители имеют огромный потенциал для того, чтобы обеспе- чить развитие и обучение своего ребёнка внутри будничной жизни се- мьи, привычных действий и игр;
- способность родителей поддерживать ребёнка и помогать ему увеличивается, когда ранняя помощь становится частью ежедневных действий семьи и ребёнка, вместо предложений специалистов «делать ещё что-то»;
- родители хотят не только заниматься с ребёнком, но и делать ти- пичные вещи, которые делают все семьи, иметь обычные развлечения и устраивать праздники.
Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и семье не подлежит разглашению без согласия семьи и является строго конфи- денциальной.
Основные трудности,
с которыми сталкиваются родители
Опишем основные сложности, с которыми сталкиваются родите- ли детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудности в проживании и преодолении кризиса, связанного с рождением особого ребёнка
Приведём высказывания родителей:
«Когда врачи объявили нам, что у нашего сына синдром Дауна, у нас обоих было такое ощущение, что земля разверзлась под нашими ногами и мы падаем в бездну…»
«С самого начала я была абсолютно шокирована, но потом по- няла, что мне необходима информация. Что это значит, что проис- ходит и почему? Мы осознали, что ради ребёнка нам всем надо спло- титься, несмотря на то, что наша девочка прожила на этом свете всего несколько минут. Мы чувствовали, что должны показать при- мер другим, поскольку все будут смотреть на нашу реакцию. Мы пони- мали, что если нашу малышку отвергнем мы, то остальные поступят точно так же…»
«После того, как мы узнали, что у нашего ребёнка синдром Дау- на, несколько знакомых сказали мне, что считают меня сильным че- ловеком и я смогу с этим справиться. Знаю, что они хотели только хорошего, но в результате только усугубили моё и без того депрес- сивное состояние. Мне казалось, что они не понимают всей тяжести свалившейся проблемы, ведь так нелегко, когда узнаёшь, что у твоего ребёнка синдром Дауна. Я совершенно не ждала ничьей жалости. Что бы мне ни сказали в то время, я бы всё равно не смогла воспринять их отношение в «правильном» свете…»
Исследователи кризиса выделяют 4 фазы его протекания: шок, реактивная фаза, адаптация и реорганизация.
На стадии шока находится мать родившегося ребёнка после того, как ей сообщают диагноз либо подозрения на то, что у ребёнка откло- нения. Бывают реальные случаи, когда женщине ничего не говорят и только по выражению лиц у медиков, принимавших роды, она понима- ет, что произошло что-то ужасное, и она сама, если способна говорить, спрашивает о ребёнке. После того, как становится ясно, что у родив- шегося ребёнка не всё так, как ожидалось, мать испытывает шок, и это проявляется в том, что она, как правило, не может ни говорить, ни пла- кать, она находится как под наркозом и плохо осознаёт происходящее.
Это состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, после чего наступает фаза реактивных реакций. На этой стадии женщина и близкие родственники испытывают различные, порой ам- бивалентные чувства, которые очень сильны по своей выраженности и поэтому приравниваются к реакции горя. Это могут быть гнев, обида,
вина, разочарование, любовь и ненависть. Для этого состояния харак- терен поиск ответов на вопросы «Кто виноват?», «Почему это произо- шло именно со мной?», «За что?».
Приведём примеры амбивалентных чувств и поступков. После давления со стороны медперсонала родители отказались от ребёнка, но мать не смогла пережить потерю и покончила с собой. Отец ребёнка кинулся в больницу на поиски виновных в трагедии, и только проснув- шийся здравый смысл остановил его дальнейшие действия. Второй пример. Родители забрали малыша домой, но их негативные пережива- ния по поводу диагноза ребёнка были настолько сильны, что они реши- ли вернуть его в больницу. Но этот шаг не принёс им облегчения, дни без малыша были наполнены слезами и ещё более сильными пережива- ниями, и в конце концов принимается окончательное решение в пользу ребёнка и его забирают в семью.
На фазе адаптации семья приспосабливается к ситуации рожде- ния особенного ребёнка, она принимает факт его рождения, а, следова- тельно, принимает его самого.
Следующий этап реорганизации наполняется активными дей- ствиями членов семьи, эти действия направлены на то, чтобы приспо- собиться к конкретной ситуации и начать управлять ею.
Принятие диагноза ребёнка
Это сложный и длительный процесс. Приведём мнения родителей:
«Мы не хотели никому говорить, что у нашей дочери синдром Дауна, пока не получим результаты анализа на кариотип. Поэтому в первые дни после её возвращения домой мы всем говорили, что она всё ещё в больнице из-за желтушки. Не хотелось никого видеть, притво- ряться, что мы счастливы, когда на душе на самом деле было так не спокойно. Нас едва не разоблачили, когда мой брат пришёл и нам при- шлось спрятать ребёнка. Затаив дыхание, мы надеялись, что она не заплачет и не выдаст себя…»
«До сих пор мне трудно говорить с другими людьми о моём сыне. Понимаете, сказав, что у меня есть ребёнок, я думаю, стоит ли при- знаваться, что у него синдром Дауна. Не хочу касаться этой темы с не знакомыми…»
«Дочке скоро исполнится 2 года, но я ни на день не забываю, что у неё синдром Дауна. Я думаю: «Сейчас не заметно (или, наоборот, заметно), что у неё синдром Дауна», или «Интересно, она так ведёт себя потому, что у неё синдром Дауна?», или ещё «Ой, она выглядит такой умной и сообразительной, будто у неё нет синдрома Дауна». Я не расстраиваюсь, когда так думаю, но пока не могу окончательно примириться с её диагнозом…»
На наш взгляд, процесс принятия диагноза ребёнка и процесс принятия ребёнка не совпадают ни по времени, ни по содержанию. Принятие диагноза ребёнка имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона — когда родители осознают наличие у ребёнка особых потребностей в здоровье и всю свою заботу о нём строят в со- ответствии с этими потребностями. Внешняя сторона — когда роди- тели (мать) не испытывают страх, смятение или какие-то негативные чувства, когда о диагнозе ребёнка узнают или пытаются узнать другие, не включённые в процесс семьи, люди. Ими могут быть родственни- ки, друзья, знакомые, просто посторонние. Если близкие ребёнку люди чувствуют угрозу, страх или какие-то опасения при раскрытии семей- ной тайны, это, как мы полагаем, косвенный показатель непринятия диагноза ребёнка. Отрицание внешнее, как правило, является след- ствием непринятия внутреннего, не всегда осознаваемого. Принятие диагноза особенного ребёнка — это то, с чем, на наш взгляд, в итоге сживаешься, это состояние принятия позволяет забывать о диагнозе, забывать о «пунктике», который порой не позволяет родителям осо- бенного ребёнка расслабиться и почувствовать себя счастливыми. Это вовсе не означает, что на каждом перекрёстке надо вещать о том, какой у ребёнка диагноз. Это означает только то, что на вопрос «У твоего ребёнка такой-то диагноз?», родитель отвечает утвердительно и не ис- пытывает при этом чувство вины или стыда.
А что по этому поводу думают родители?
«Мы подумали, что лучше сообщить всем сразу, так как потом будет труднее. Реакция окружающих, родственников и друзей была замечательна. Для нас это было очень важно, тем самым они показа- ли, что дочка – очень важный человек и они рады, что теперь малыш- ка с нами. Мы чувствовали то же самое…»
Эмоциональное отвержение ребёнка кем-либо из родителей или близких родственников
Обратимся к высказыванию матери:
«Я считаю, что, если ваш брак недостаточно крепок, появление в семье ребёнка с синдромом Дауна может воздвигнуть между вами стену. В нашей семье было время, когда муж с трудом приспосабли- вался к новому образу жизни. До тех пор, пока дочке не исполнилось два года, я пыталась справляться с её проблемами в одиночку. Мужу понадобилось определённое время…»
При эмоциональном отвержении ребёнка со стороны взросло- го присутствует психологический запрет на чувства к ребёнку, своим появлением «не оправдавшему» ожиданий этого человека. Это может быть также запрет на выражение собственных чувств, которые сопря- жены с болью и страданием. Например, отец, эмоционально отвергая ребёнка, стремится избежать боли и разочарования. Кроме того, можно предположить, что за эмоциональным отвержением стоит уход от от- ветственности за ребёнка и передача полномочий в заботе о нём кому- то из ближайших родственников, как правило, матери ребёнка.
В случае эмоционального отвержения (принятия) ребёнка со сто- роны близких людей мать, находясь в симбиотической связи с ребён- ком, испытывает полярные эмоциональные состояния:
«После того как подтвердился синдром Дауна у моей дочери, я позвонила сестре, чтобы сообщить ей это. Она сказала: «Когда ты начала с того, что у тебя плохие новости, я думала, что малышка
смертельно больна». Такое отношение вселило в меня надежду…»
При этом положительное отношение родителей к ребёнку может повлиять на его принятие со стороны окружения:
«В нашей семье все реагировали по-разному. Поначалу многие были сильно огорчены. Но мне кажется, наше собственное отношение к ребёнку помогло им справиться с этим. Мы демонстрировали всем, что без ума от малыша, и это повлияло на остальных…»
Неадекватные межличностные отношения близких род- ственников к ребёнку
Изучено, что особенности развития ребёнка, например, с син- дромом Дауна (возможные соматические проблемы, сниженная позна- вательная активность, слабый отклик на коммуникацию, запоздалое развитие улыбки и контакта «глаза в глаза» и т. д.), могут затруднять взаимодействие матери с ребёнком. А увеличение её потребности в поддержке может встречать различную реакцию со стороны членов се- мьи и ближайшего окружения.
Приведём мнение родителей:
«Наши родственники вели себя по-разному. Один из них относил- ся к ребёнку свысока. Он говорил: «Ну, что ж поделаешь, он просто один из детей Божьих». Он хотел утешить нас, но мне кажется, что он выбрал неправильный способ…»
Например, мать ребёнка с особенностями в развитии старается всячески сохранить спокойствие в семье и при этом не обсуждает про- блем ребёнка с его сестрой или братом. У неё есть опасения, что братик слишком мал, чтобы понять, что происходит в семье. Отсюда растёт ещё большее непонимание семейной ситуации сиблингами, что отри- цательно сказывается на процессе развития всех детей. Или ещё при- мер. Мать ребёнка, при наличии в семье отца, полностью берёт на себя ответственность за ребёнка. Она делегирует свои полномочия в период своей занятости только бабушке ребёнка, мотивируя это тем, что отец
не в силах справиться с малышом. Ей трудно понять, что в семье идёт смешивание ролей, когда роль родителя выполняет в её отсутствие ба- бушка. При этом, надо сказать, выполняет очень хорошо. Но межлич- ностные отношения при этом характеризуются незрелостью. Отцу ре- бёнка «мешают» стать в полной мере отцом.
Трудности, возникающие в процессе развития ребёнка
Точка зрения родителей:
«Мне никак не удавалось наладить кормление грудью. Сначала моя дочь не хотела брать грудь, потом всё-таки взяла, но, чуть посо- сав, тут же засыпала. Малютка начала быстро терять в весе…»
«Нам немного тяжело, потому что почти не удаётся оставить ребёнка одного, чтобы он просто тихо поиграл сам с собой, как это делают другие дети. Мне постоянно приходится держать его на ру- ках, стимулировать, греметь перед ним погремушкой… »
Это могут быть трудности как физического, так и психологиче- ского плана. Ведь само наличие в семье ребёнка с проблемами в разви- тии рассматривается в психолого-педагогической литературе как хро- ническая стрессогенная ситуация. Как осуществлять уход за ребёнком, имеющим особенности в развитии? Как с ним общаться и взаимодей- ствовать, как играть — на эти и многие другие вопросы родные ребён- ку люди хотели бы получить ответы не только методом собственных проб и ошибок, но и, при наличии схожих затруднений, от родителей других детей или от специалистов.
Говорят родители:
«Появление в семье ребёнка с синдромом Дауна оказало на наш брак и положительное, и отрицательное влияние. Конечно, возрос- ла нагрузка. Сложнее всего справляться с образованием и лечением: приходится иметь дело совершенно с новыми задачами. Но при этом мы понимаем, что наша семейная жизнь обогатилась. Иногда мне ка- жется, что если бы у всех были только «нормальные» дети, жизнь
была бы гораздо скучнее…»
«У детей на самом деле совершенно разные способности. Никог- да нельзя предсказать, как будет развиваться ваш малыш. Всё, что вы можете сделать, это постараться как можно лучше его стимулиро- вать и смириться с тем, что предназначено ему генетически…»
Исходя из описанных выше трудностей, мы сформулировали
цели психологической поддержки:
- Способствовать адекватному проживанию кризиса, связанного с рождением или наличием в семье ребёнка с ограниченными возмож- ностями здоровья.
- Помочь родителям в случае необходимости переосмыслить жиз- ненные ценности.
- Способствовать нормализации психологического климата в се-
мье. мье.
- Провести коррекцию межличностных взаимоотношений в се-
- Работать над формированием психологического сознания роди-
телей, повышать их воспитательную компетентность при взаимодей- ствии в диаде «родитель-ребёнок».
- Способствовать созданию условий для развития ребёнка с учё- том ограниченных возможностей его здоровья.
Виды психологической помощи, оказываемой в рамках «Психологической гостиной»
Семейное или индивидуальное консультирование по запросам родителей.
Запросы могут проистекать из основных трудностей, которые переживает семья и которые описаны нами выше. Данный вид работы применяется также тогда, когда у ребёнка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток инфор- мации о том, как справиться с преходящими трудностями. Основная задача консультативной работы — профилактика серьёзных проблем в
эмоционально-социальном развитии ребёнка.
Консультирование по формированию детско-родительских отношений.
Постановка ребёнку диагноза «синдром Дауна» может вызвать у матери сильнейший стресс и привести к различным психическим проблемам, затрудняющим установление эмоционального контакта с ребёнком. Однако налаживание детско-родительских отношений воз- можно даже при наличии у ребёнка самых тяжелых нарушений.
В своём исследовании Иневаткина С. Е. выявила, что уровень пси- хического развития ребёнка с синдромом Дауна в первые три года жиз- ни качественно взаимосвязан с характеристиками поведения матери
- как в рамках взаимодействия с ребёнком, так и в деятельности по его реабилитации:
- Незначительная глубина отставания психического развития ре- бёнка от возрастной нормы соотносится с такими характеристиками поведения матери во взаимодействии с ребёнком, как высокая чувстви- тельность к сигналам ребёнка, эмоциональная отзывчивость и близкая дистанция в общении; а значительная глубина отставания — с низкой чувствительностью к сигналам ребёнка, эмоциональной отстранённо- стью, большой дистанцией в общении.
- Значительная глубина отставания психического развития ребён- ка от возрастной нормы соотносится с «отказом» матери от активных действий по реабилитации ребёнка («передачей» функций воспитания ребёнка третьим лицам; формальным отношением к посещению цен- тров ранней помощи; игнорированием рекомендаций специалистов и т. д.).
- Сочетание активности матери в рамках реабилитации ребёнка с эмоциональной отстранённостью, большой дистанцией в общении и низкой чувствительностью к сигналам ребёнка во взаимодействии с ним отражает стремление матери к формальному достижению ребён- ком нормативных показателей развития и препятствует развитию у ре- бёнка инициативности в общении.
Действительно, детско-родительские отношения являются базой для развития ребёнка. Раннее начало работы с семьёй даёт возможность минимизировать отклонения в развитии ребёнка, связанные с наруше- нием первичного взаимодействия и общения.
Для эффективного взаимодействия в диаде «родитель-ребёнок» необходимо следующее:
- Понимание родителями проблем их ребёнка.
Это уход от минимизации проблем и трудностей, обусловленных ограниченными возможностями здоровья ребёнка. Отметим, что мини- мизация проблем может сопровождаться полным их отрицанием или надеждой на чудо. Это и отказ от гиперболизации сложностей ребёнка. Это адекватное понимание и принятие ограниченных возможностей ребёнка, которые обусловлены состоянием его здоровья.
- Конструктивное общение с ребёнком.
Конструктивное общение с ребёнком предполагает усвоение ро- дителями таких форм взаимодействия, при которых реализуются ба- зовые психологические потребности ребёнка в принятии, понимании, любви и безопасности. Родители осваивают приёмы активного слу- шания, позволяющие им понимать чувства ребёнка и осознавать свои эмоциональные переживания. Взрослым важно отработать навыки эф- фективного взаимодействия с ребёнком в различных ситуациях взаи- модействия, включая взаимодействие в конфликтной ситуации. По- нимая причины плохого поведения детей, родители могут научиться адекватно на него реагировать, не нанося вреда личностному развитию ребёнка и сохраняя при этом своё эмоциональное равновесие.
- Умение взрослых контролировать свои отрицательные эмоции, которые могут возникать вследствие недостаточности ребёнка.
Надо отметить, что данное умение формируется постепенно. На первом этапе родителям следует осознавать и принимать свои отрица- тельные эмоции. Сделать это трудно, так как взрослые люди часто при- выкают к тому, что негативные переживания надо скрывать, подавлять, их выражение находится под запретом. Это может быть обусловлено
ранним детским опытом, а также системой господствующих в обще- стве стереотипов. На втором этапе идёт обучение, формирование по- ложительного опыта у родителей по выходу отрицательных чувств. В процессе работы со своим эмоциональным состоянием у родителей возникает осознание того, что чувства можно и нужно выражать не только в агрессивной форме или подавлять, что также может приве- сти к эмоциональному всплеску. Их можно выразить мирно, в симво- лической форме, изменить на новое чувство и тогда можно сохранять и развивать отношения. Для ребёнка конструктивная позиция родителей будет бесценным багажом первого социального опыта, полученного в семье.
- Исключение стилей воспитания, тормозящих личностное раз- витие ребёнка.
В семьях, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями и интеллектуальной недостаточностью, выделяют четыре основных типа родительских стратегий:
- гиперопекающая стратегия — стремление оградить ребёнка от проблем и трудностей; восприятие его как беспомощного, постоян- но нуждающегося в опеке и защите;
- авторитарно-отвергающая стратегия — требование неукос- нительного выполнения всех заданий, упражнений и поручений;
- гипопротекция — увеличение эмоциональной дистанции, хо- лодность в отношениях, эмоциональное отвержение ребёнка;
- сотрудничество — конструктивная и гибкая форма взаимоот- ветственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельно- сти; восприятие ребёнка как здорового, но имеющего ряд особенно- стей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.
Такие стили, как гиперопека (гиперопекающая стратегия), гипоо- пека (гипопротекция), предъявление непомерных требований к ребёнку (авторитарная стратегия), а также непредсказуемые эмоциональные ре- акции взрослых тормозят личностное развитие ребёнка, создают риск для возникновения у него отклоняющегося поведения.
Гиперопека как стиль воспитания достаточно распространена в семьях, где растут дети с проблемами в здоровье. При таком стиле вос-
питания «под колпаком», в оранжерейных условиях есть риск того, что ребёнок будет лишён самостоятельности, у него не сформируются не только навыки принятия ответственности, но и даже навыки самооб- служивания, он будет лишён инициативы и станет зависим от других.
При гипоопеке, где ребёнку, наоборот, предоставлена большая самостоятельность и свобода, возможен следующий вариант: в отсут- ствии чётких представлений о поведенческой норме, при размытости границ дозволенного, ребёнок может быть предоставлен самому себе или улице.
Предъявление непомерных требований — это прежде всего иг- норирование родителями особенностей здоровья ребёнка и завышение его планки, вследствие этого требования не по силам сказываются на его психическом здоровье, психологическом самочувствии, приводят к напряжению и фрустрации.
Непредсказуемые эмоциональные реакции взрослых — это когда нет последовательности в родительском реагировании на то или иное поведение ребёнка, когда за одно и то же он может быть наказан или обласкан. При данном подходе в воспитании у ребёнка уязвимым ме- стом в развитии будет эмоциональная сфера, также он будет испыты- вать трудности в формировании представлений о социальной норме, его поведение может быть неадекватным.
- Расширение сфер творческого взаимодействия с ребёнком. Творческий подход к взаимодействию с «особым» ребёнком —
важная составляющая взаимодействия, позволяющая его расширять, делать конструктивным и эффективным.
Приведём высказывание одной матери:
«С тех пор, как в нашей семье появился сын, скучать нам не при- ходится. Однажды утром — он тогда был ещё довольно маленьким — он пришёл ко мне на кухню без очков. Обычно он носит их без проблем, потому что понимает, что в очках он видит гораздо лучше, чем без них. Я спросила, где его очки, на что он ответил мне, что они в сти- ральной машине. Что?! Их не оказалось ни в стиральной машине, ни в сушилке, ни в одной из наших мусорных корзин. В итоге их не оказалось
ни в одном из мест, куда мне советовал заглянуть мой сын. Очков не было нигде, и он неплохо повеселился, наблюдая за моими безуспешны- ми поисками. В конце концов я совершенно случайно обнаружила их в его шкафчике. Когда я вручила их ребёнку, он был явно разочарован тем, что веселье закончилось…»
На наш взгляд, в данной ситуации маме можно было включиться в игру, инициируемую ребёнком, и вместе с ним организовать «великую экспедицию по поиску исчезнувшего прибора, позволяющего видеть вблизи и на расстоянии». Это позволило бы матери мальчика избежать беспокойства и разделить вместе с ним положительные эмоции.
Приведём общие способы стимуляции творческой активности в семье:
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от выска- зывания оценок и критики в адрес ребёнка;
- обогащение окружающей среды ребёнка самыми разнообразны- ми новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение возникновения оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для упражнения и практики;
- частое обращение к ребёнку в форме вопросов, касающихся са- мых разнообразных областей повседневной жизни;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
- использование личного примера творческого подхода к реше- нию проблем.
Для того чтобы взаимодействие в диаде «родитель-ребёнок» но- сило эффективный характер, специалисты «Психологической гости- ной» сориентированы:
- Оказывать помощь родителям в понимании причин эмоциональ- ных трудностей ребёнка. Понимание причин трудностей позволяет ро- дителям разрешать сложные ситуации во взаимоотношениях.
- Вместе с семьёй осуществлять поиск оптимального пути для преодоления эмоциональных трудностей ребёнка. Здесь важно учиты- вать компетенцию родителей и то, что в соответствии с ней будут вы-
страиваться отношения в диаде «взрослый-ребёнок». Необходимо по- мочь им в формировании этой компетенции.
- Предлагать помощь родителям в решении проблем посредством занятий с парой «родитель-ребёнок», а также посредством групповых занятий, в которые могут быть включены несколько семейных диад. Вступая в игровое взаимодействие с ребёнком, родитель получает опыт эффективного общения с ребёнком, он научается быть понимающим и принимающим родителем. Его собственный опыт накапливается не только в процессе взаимодействия с собственным ребёнком, но и во взаимодействии с другими детьми и родителями, а также путём наблю- дения за этим процессом у других родительско-детских диад. Примеры индивидуального и группового занятия с детьми даны в приложениях
№ 3 и 4.
- Помогать родителям в преодолении собственных эмоциональ- ных трудностей, таких как повышенная тревожность, хроническая усталость, страхи, подавленность, депрессия и прочие негативные со- стояния. Справляясь с этими состояниями, они, в свою очередь, смогут более качественно помочь своему ребёнку.
Наличие у ребёнка отклонений в развитии в большинстве случаев оказывает негативное влияние на личность родителей, их эмоциональ- ное состояние, которое характеризуются тревожностью, выраженными депрессивными реакциями, эмоциональной неустойчивостью в сочета- нии с ригидностью аффекта, повышенной чувствительностью к соци- альным критериям и внешним оценкам, повышенной возбудимостью.
Следует также отметить, что личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно сказыва- ются на состоянии нервной системы ребёнка и создают проблемы во взаимоотношениях детей с родителями. Одной из причин возникаю- щих сложностей в отношении родителей к таким детям является неа- декватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других. Чувство неполноценности, недостаточность самоу- важения и любви к себе — всё это трудности родителей детей с ограни- ченными возможностями здоровья. Многие сильные чувства, которые испытывают родители, не находят выхода, не облекаются в свободную
форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов.
В исследовании, проведённом В. В. Ткачёвой, описана типология родителей детей с отклонениями в развитии. Приведём её в нашем ме- тодическом пособии.
Портрет родителя психосоматического типа:
Внутреннее субъективно-индивидуалистическое переживание проблемы, что является первопричиной особой ранимости их психосо- матической сферы.
Предрасположенность к высокой нормативности поведения, ве- дут себя корректно, сдержанно.
Отсутствие аффективной формы реагирования на проблему стрес- са, не устраивают скандалов и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.
Проблема ребёнка скрывается от посторонних взглядов. Частые смены полярных настроений.
Портрет родителя невротичного типа:
Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия. Подчинение сложившимся обстоятельствам, что может прояв-
ляться в педагогической некомпетентности, воспитательной неумело- сти и в отдельных случаях отторжение самого ребёнка, вызывающего стресс.
Некритично оценивают возможности своего ребёнка, подсозна- тельно стремятся скрыть его дефект и выдают желаемые результаты за действительные.
Эмоциональное бессилие не позволяет позитивно оценивать свое будущее и будущее своего ребёнка, которое представляется беспер- спективным и малоинтересным.
Прожитую жизнь воспринимают как несчастливую, загубленную рождением аномального ребёнка.
У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настрое- ние, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет родителя авторитарного типа:
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями и мнениями.
Одна категория родителей этого типа может, узнав о проблеме ребёнка, отказаться от него, оставив в роддоме. Другая категория ро- дителей этого типа (преобладающая) проявляет стойкое желание найти выход из проблемы, как для себя, так и для своего ребёнка. На пред- ложение об отказе от ребёнка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
При принятии дефекта ребёнка свойственно стремление преодо- левать проблемы, возникающие у ребёнка, и облегчать его участь.
Отрицательные характеристики: неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
В отношениях с ребёнком некоторые авторитарные родители мо- гут использовать достаточно жёсткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстранённости от его проблем.
Многим из авторитарных родителей свойственен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часто жёсткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).
Таким образом, пути решения проблем взаимоотношений детей, имеющих ограниченные возможности, с родителями имеют следую- щие направления:
- гармонизация семейного воспитания с исключением дисгармо- ничных типов воспитания и коррекцией воспитательных рычагов воз- действия на ребёнка;
- психологическая коррекция личностных нарушений у родите- лей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения поведения детей в ситуациях взаимодействия.
Групповые занятия (тренинги). На них, как правило, ведётся психотерапевтическая работа с родителями. Достаточно часто роди- тели имеют психологические проблемы, которые влияют на развитие
ребёнка. Это может быть нарушение отношений внутри семьи, либо установки семьи, негативно влияющие на ребёнка, или, наконец, от- рицательные эмоциональные переживания взрослых и ещё много того, что делает семейную систему уязвимой в плане позитивного влияния на ребёнка. На тренингах родители обучаются конструктивным подхо- дам в преодолении семейных трудностей.
Ниже опишем балинтовскую сессию как вариант семейной груп-
пы.
Балинтовская группа — это метод коллективного принятия реше-
ний, в своё время апробированный английскими врачами Балинтами, создавшими постоянный семинар по обсуждению проблем участников. Цель балинтовской сессии — воссоздать широкую картину проблем, найти нетрадиционные пути решения.
Развёрнутая балинтовская сессия выглядит следующим образом:
- Каждый из участников сессии в порядке очерёдности говорит о своей проблеме.
- Выбирается проблема для обсуждения.
- Поочерёдно задаются вопросы.
- Вносятся предложения, рекомендации.
- Делаются обобщения и выводы.
При проведении балинтовской сессии можно выделить 3 основ- ных этапа:
На первом этапе из группы выбирается участник, у которого есть требующая разрешения проблема, связанная с темой тренинга, и кото- рой он мог бы поделиться. Обычно это проблема отношений с другим человеком. Этот участник коротко, но в то же время достаточно полно излагает суть своей проблемы в группе.
На втором этапе члены группы поочерёдно задают этому участ- нику вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них под- робные ответы.
На третьем этапе все члены группы излагают свои варианты и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомендации.
В заключение тот участник, чья проблема подверглась обсужде- нию, отмечает, что нового и полезного он вынес из этого обсуждения. Ведущий кратко подводит итоги.
Работа Родительского клуба. Мы рассматриваем Родительский клуб как важный ресурс в поддержке родителей, имеющих детей с от- клонениями в развитии. Клуб — это сообщество родителей, объеди- нённых с целью совместного проведения досуга и отдыха. Участие в работе Родительского клуба значительно расширяет социальные кон- такты, родители становятся более компетентными в различных вопро- сах. Они приобретают новые знакомства, находят поддержку и пони- мание в сформированном сообществе родителей. В приложении № 1 работа Родительского клуба описана подробнее.
Обобщим основные приёмы и методы работы, используемые специалистами «Психологической гостиной»:
- Работа в тренинговых группах.
- Балинтовские семейные группы.
- Родительские группы обмена опытом.
- Моделирование ситуаций повседневного взаимодействия с ре- бёнком в группе, с последующей рефлексией участников группы и ана- лизом ведущего.
- Психологическое консультирование.
- Различные методы и приёмы психотерапии, которыми владеют специалисты.
- Чтение и обсуждение с родителями специальной литературы, рекомендованной специалистами.
- Обсуждение и анализ видеоматериала, полученного в процессе индивидуальных и групповых занятий.
- Игровое взаимодействие с ребёнком в паре («взрослый- ребёнок») и в группе.
- Активное включение родителей в занятие специалиста с ребён-
ком.
- Совместное общение родителей в неформальной обстановке.
Основные этапы в работе с семьёй:
- Формирование у родителей интереса к процессу развития ре- бёнка. Важно, чтобы родители были заинтересованы в том, как идёт развитие их сына или дочери.
- Привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечён ребёнок. Без активного участия родите- лей «особого» ребёнка даже самые качественные коррекционные меро- приятия рискуют оказаться малоэффективными.
- Формирование способности родителей отслеживать измене- ния, происходящие с ребёнком. Эти изменения касаются всех сфер раз- вития ребёнка: моторно-двигательной, эмоциональной, когнитивной и т. д. Изменения могут иметь положительную и отрицательную динами- ку. Они могут проявляться в соответствии с возрастной нормой, а мо- гут быть обусловлены особенностями здоровья ребёнка. Отслеживая изменения в процессе развития ребёнка, родителям важно научиться понимать природу и причины этих изменений.
- Развитие у родителей чувства успешности и психолого- педагогической компетентности в работе с ребёнком. Это происходит на основе положительного опыта, который родители получают в про- цессе развития ребёнка. Этот процесс становится для родителей лак- мусовой бумажкой их компетентности, показателем их психолого- педагогической грамотности.
- Обучение родителей принятию ответственности за результа- ты процесса развития ребёнка. Принятие ответственности — процесс психологически сложный и длительный. Ответственность родителя — это то, что инициирует его активность в отношении ребёнка, это го- товность получать не только положительный опыт, а в столкновении с отрицательным — изыскивать ресурсы для изменения.
- Раскрытие перед родителями возможности их личностной са- мореализации в процессе взаимодействия с ребёнком. Создавая усло- вия для позитивных изменений ребёнка, активно взаимодействуя с ним, родители меняются сами. Процесс их личностного развития обо- гащается новыми возможностями и перспективами. Их личностная самореализация находит выход не внутри «себя любимого», а во вне, в близком человеке, что способствует их психологическому здоровью, делает жизнь по-настоящему осмысленной и значимой.
Заключение
О нашей работе в рамках «Психологической гостиной» следует сказать, что с позиции времени мы имели достаточно небольшой опыт
— всего четыре месяца. С этой точки зрения мы находимся в начале пути. Однако по своей наполненности, по содержанию это был про- цесс активного творческого взаимодействия с семьями, включёнными в процесс психологического сопровождения.
Отслеживание эффективности в деятельности «Психологической гостиной» происходило с помощью критериев, которые даны в при- ложении № 1. Методы, используемые при отслеживании, также даны в этом приложении. В приложении дан анализ динамики изменений, происходящих с семьями за определённый период сопровождения.
Вновь обратимся к высказываниям родителей:
«Программа ранней помощи очень помогла мне, благодаря ей я много узнала о том, как играть с ребёнком. В течение долгого времени я постоянно занималась с дочкой, старалась стимулировать её раз- витие. Если бы я не знала о методике ранней помощи, я занималась бы домашними делами вместо того, чтобы играть с ней и делать специ- альные упражнения…»
«Программа ранней помощи — это серьёзное подспорье. Очень важно, когда есть кто-то, к кому можно обратиться за помощью в трудной ситуации. А ведь проблемы возникают не только у ребёнка с особенностями развития, но и у других моих детей…»
«Родители — безусловно, главные педагоги для малыша…»
Эти высказывания являются показателями психологической зре- лости родителей, которые воспринимают раннюю помощь семье как фактор, призванный изменить позицию родителей в случае их пассив- ности по отношению к ребёнку, способный поддержать родителей в случае их заинтересованности и, наконец, дающий им понять, что они
— главные люди в процессе развития своих детей.
Заключение
Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1.
все.
2.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что
есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал
себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все
дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и приня-
тии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен
гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его тре-
бования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни
радио не заменят вас.
9.
10.
сти.
11.
12.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в го-
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и ху-
дожественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте
свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок,
вы не виноваты.
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся
жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Следование этим рекомендациям позволит семье, имеющей ре- бёнка с особыми потребностями, сохранять равновесие, быть устой- чивой в сложные периоды своего развития и находить потенциал для
развития семейной системы.
Ещё раз процитируем родителей — наиболее компетентных в от- ношении своего ребёнка людей. Это высказывание содержит глубокий смысл и философскую мудрость:
«Ни один ребёнок ни от чего не застрахован. Даже если у ма- лыша обычный набор хромосом и идеальное здоровье, никогда не из- вестно, что с ним может случиться. Он может заболеть, а может вырасти здоровым, но столкнуться с другими жизненными проблема- ми. В мире полно людей с разными способностями, не знающих, как их применить, или применяющих их во вред другим…»
Список литературы
Список литературы
- Ткачёва В. В. Система психологической помощи семьям, вос-
питывающим детей с отклонениями в развитии: Автореферат диссер- тации на соискание учёной степени доктора психологических наук.
— Нижний Новгород, 2005.
- Иневаткина С. Е. Внутренняя позиция ребёнка раннего возрас-
та с синдромом Дауна: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. — М.: 2009.
- Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями
в развитии: Учебно-методическое пособие / сост.: Е. И Шапиро, Е. Е. Алексеева, В. Л. Рыскина и др. — СПб., 2005, 2008.
- Создание Службы ранней помощи в муниципальной системе
здравоохранения. — М.: Национальный фонд защиты детей от жесто- кого обращения, 2006.
- Служба раннего вмешательства: Методические рекомендации
для практической работы с детьми в службе ранней помощи / сост.: Л. В. Блохина, С. В. Калинина, Н. И. Морозова и др. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.
- Ребёнок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство
для родителей / под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап / пер. с англ. О. К. Васильевой, М. Л. Шихеровой. — М.: Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап», 2009.
- Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помо-
щи детям с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап», 2006.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — М., 1995.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? —
М., 2008.
- Одарённые дети: Сборник / пер.с англ. — М.: 1994.
- Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Де-
структивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ эффективности деятельности
«Психологической гостиной» за 2022-2023 г.
За период работы «Психологической гостиной» в процесс психо- логического сопровождения было включено 36 семей, имеющих ребёнка с особыми потребностями в развитии.
За период деятельности «Психологической гостиной» прошло два диагностических этапа:
I этап (первичная диагностика) — сентябрь 2022 г. II этап (повторная диагностика) — декабрь 2022 г.
Цели диагностики:
- отследить динамику адаптации родителей к проблемам разви- тия и здоровья детей;
- выявить динамику в преодолении родителями трудной жизнен- ной ситуации;
- изучить процесс формирования помогающего компетентного поведения родителей в отношении своих детей.
Методы диагностики:
- анкетирование,
- беседа и интервьюирование,
- наблюдение.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг эффективности деятельности «Психологической гостиной»
№ п/п | Критерии | Уровень проявления (кол-во семей, %) | |||||
низкий | средний | высокий | |||||
I этап | II этап | I этап | II этап | I этап | II этап | ||
1. | Понимание и принятие родителями ограниченных возможностей в здоро- вье своего ребёнка | 33,4 | 66,6 | 88,2 | 11,8 | ||
2. | Обеспечение родителями адекватных микросоциальных условий развития ребёнка | 19 | 81 | 100 | |||
3. | Взаимоотношения в диаде характери- зуются: | ||||||
а) | безусловным принятием ребёнка | 42,8 | 11,8 | 57,2 | 88,2 | ||
б) | положительным отношением к ре- бёнку | 100 | 100 | ||||
в) | проявлением заботы о развитии и воспитании ребёнка | 4,7 | 5,9 | 81 | 76,5 | 14,3 | 17,6 |
г) | наличием продуктивных форм взаимодействия, направленных на удовлетворение базовых психологи- ческих потребностей ребёнка | 81 | 41,2 | 19 | 58,8 | ||
4. | Интерес к процессу развития ребёнка | 4,7 | 5,9 | 85,7 | 76,5 | 9,6 | 17,6 |
5. | Положительный семейный микро- климат: | ||||||
а) | позитивные внутрисемейные и меж- личностные отношения | 23,8 | 76,2 | 100 | |||
б) | внутрисемейная поддержка матери | 33,3 | 17,6 | 57,2 | 64,8 | 9,5 | 17,6 |
в) | уровень тревожности родителей | 23,8 | 70,6 | 62 | 17,6 | 14,2 | 11,8 |
6. | Участие родителей в образовательно- воспитательном процессе | 28,6 | 29,4 | 71,4 | 58,8 | 11,8 | |
7. | Психолого-педагогическая компе- тентность родителей | 33,3 | 17,6 | 61,9 | 70,6 | 4,8 | 11,8 |
Из представленных в таблице количественных данных видно, что наблюдается положительная динамика по всем показателям. Наглядно это отражено на диаграммах 1.1—3.2.
Так, родители в целом стали в большей мере и более осознанно понимать, в чём конкретно заключаются ограниченные возможности в здоровье их ребёнка (88,2 %). С учётом этого понимания они стали обе- спечивать адекватными микросоциальными условиями процесс разви- тия ребёнка (от 19 и 81 % на первом этапе диагностики до 100 % на втором). Это, прежде всего, создание бытового пространства, где могут быть удовлетворены физиологические потребности ребёнка (сон, еда), а также создание игрового пространства, где удовлетворяются его по- требности в движении, в игре, в общении со значимыми взрослыми. Отсутствие на начальном этапе диагностики высокого уровня в сте- пени проявления этого показателя свидетельствует, на наш взгляд, о приоритете установки родителей на материальное обеспечение ребён- ка (коляска, кроватка, игрушки). В дальнейшем родители стали осо- знавать необходимость психологической стимуляции в целях психи- ческого здоровья ребёнка, что может быть достигнуто через создание адекватной стимульной среды.
Большая работа проделана специалистами «Психологической гостиной» в плане безусловного принятия родителями своего ребён- ка. В режиме индивидуальных консультаций, в процессе групповой работы родители обучались принятию, основанному на самом факте существования ребёнка без каких-либо других дополнительных усло- вий. Родители в большей мере стали осознавать, что любовь к своему ребёнку требует не только материальных затрат. Физическая забота и уход осуществляются и в домах ребёнка. Родители, и в первую очередь мать, оказались способны психологически, прежде всего, эмоциональ- но принимать ребёнка. Это естественным образом способствует его физическому росту и психическому развитию.
Надо также отметить, что во всех семьях, включённых в процесс психологического сопровождения, выявлено стабильное положитель- ное отношение к ребёнку (100 %). Процесс заботы о развитии и вос- питании детей с особыми потребностями имеет также положительную динамику. Так, например, мы видим увеличение высокого уровня этого
проявления на период повторной диагностики. При выявлении продук- тивных форм взаимодействия с ребёнком мы ориентировались на мо- тивацию и способности родителей удовлетворять такие базовые пси- хологические потребности детей младшего возраста, как потребности в принадлежности, в безопасности и любви. Как оказалось, родителям трудно удовлетворять базовые психологические потребности ребёнка (доминанта низкого уровня при первичной диагностике — 81 % по та- блице). И это связано не с отсутствием мотивации, а с отсутствием в опыте родителей примеров продуктивных форм взаимодействия. Это отсутствие восполнялось в нашей работе. Результат — освоение форм взаимодействия с ребёнком у большей части родителей (58,8 %). При этом следует отметить, что процесс обучения навыкам конструктивно- го взаимодействия с детьми достаточно длительный и в этом направле- нии предстоит ещё большая работа.
Также мы диагностируем большой интерес родителей к процессу развития ребёнка и, что очень важно, ориентацию родителей на успехи ребёнка, его достижения (94,1 %). Здесь мы также видим положитель- ную динамику. Отмечается переход показателей в высокую степень про- явления. Однако, есть показатели низкого уровня с тенденцией лишь к некоторому возрастанию. Это, на наш взгляд, свидетельство того, что для некоторых родителей затруднительно отслеживать успехи своего ребёнка в ситуации, когда много сложностей в его развитии.
Таким образом, мы выявили позитивную динамику в адаптации родителей к проблемам развития и здоровья детей, что наглядно пред- ставлено на диаграммах 1.1 и 1.2.
Из сводной таблицы № 1 и из диаграмм 2.1 и 2.2 также видно, что имеет положительную динамику семейный микроклимат: внутри- семейные межличностные отношения, которые характеризуются пони- манием, сотрудничеством и принятием с низкого и среднего уровней перешли в зону среднего уровня (от 76,2 до 100 %). Увеличилась вну- трисемейная поддержка матери (82,4 %). Это свидетельствует о том, что сами матери стали делегировать часть своих полномочий, а, сле- довательно, своей ответственности другим членам семьи, также они научились принимать помощь от близких родственников. Существен- ным показателем позитивной динамики в преодолении родителями
трудной жизненной ситуации является снижение уровня тревожности родителей. Из максимального среднего показателя (62 %) тревожность перешла на низкий уровень (70,6 %). Сохранение других показателей по тревожности объясняется, на наш взгляд, наличием в жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, постоян- ных стрессовых факторов, адаптироваться к которым бывает трудно за короткое время.
Из таблицы и диаграмм 3.1 и 3.2 также видно, что родители за- интересованы в процессе развития ребёнка, они принимают активное участие в образовательно-коррекционном процессе (70,6 % на высоком и среднем уровне). При этом показатели низкого уровня на двух диа- гностических этапах остаются приблизительно равными (около 29 %). Вероятно, это можно объяснить наличием небольшого числа родителей, активность которых в этом процессе снижена в силу ряда объективных и субъективных факторов. И, наконец, цифры в таблице указывают на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, по- нимания ими процесса развития их особенного ребёнка, понимания их роли в этом процессе. Таким образом, можно констатировать, что идёт формирование помогающего компетентного поведения родителей в отношении своих детей.
Работа в «Психологической гостиной» велась по следующим на- правлениям:
- семейное или индивидуальное консультирование по запросам родителей;
- консультации по формированию детско-родительских отноше-
ний;
- групповая работа (в том числе тренинги);
- работа Родительского клуба.
Всего в рамках консультирования было проведено 18 консуль- таций. В режиме индивидуальной и групповой работы с родителями по формированию детско-родительских отношений было проведено 7 занятий с детьми. Эти занятия проходили при активном включении родителей, которые имели возможность отрабатывать навыки кон-
структивного взаимодействия в процессе общения с ребёнком. Занятия завершались рекомендациями и заданиями, которые выполнялись ро- дителями в семейной обстановке.
За прошедший период было проведено 7 групповых занятий, в которых приняли участие в основном мамы. На групповых занятиях отрабатывались такие темы, как «Эмоциональное состояние мамы и его влияние на ребёнка», «Деструктивные факторы, влияющие на се- мейные отношения», «Развитие познавательных процессов у детей с синдромом Дауна», «Психосоматические аспекты лечения соматиче- ских заболеваний у детей с синдромом Дауна», «Влияние традиций семьи на развитие ребёнка с особыми возможностями», «Принятие ин- валидизации ребёнка с сочетанной патологией», «Особенности детско- родительских отношений в семьях, имеющих детей с синдромом Дау- на». На групповых занятиях проходило знакомство с опытом родителей Севера и Дальнего Востока, воспитывающих детей с синдромом Дау- на.
Групповое взаимодействие позволило родителям расширить воз- можности социальной адаптации за счёт анализа актуальных ситуаций в семьях. Родители имели возможность отреагировать своё негативное эмоциональное состояние, накопленный опыт негативной социальной оценки, они получили опыт по преодолению социальных барьеров и стереотипов, опыт по принятию особенностей своего ребёнка, полу- чили возможность определить перспективы в развитии детей, выявить ресурсы семьи на нормальное функционирование. В процессе группо- вой работы развивалась эмпатическая поддержка со стороны членов группы, изменялось в сторону позитива эмоциональное состояние чле- нов группы, осваивались новые формы поведения, позволяющие по- лучать новый опыт в конструктивном русле.
Организация родительского сообщества в Родительский клуб стало важной составляющей частью в работе «Психологической го- стиной». Родители в совместной деятельности обучаются проведению целенаправленного досуга. Это организация свободного времени, при которой идёт развитие культурно-эстетических интересов, работа по
личностному росту родителей, работа с имиджем родителя, проис- ходит развитие способности принимать себя. В рамках Родительского клуба как формы проведения совместного досуга родителей прошли следующие мероприятия:
- походы на спектакли в Театр оперы и балеты, театр ДК Дзер- жинского;
- приглашение мастера по визажу.
Встречи в родительском клубе проходят в неформальной обста- новке, они способствуют снятию эмоционального напряжения родите- лей, развитию их коммуникативного опыта, раскрытию эмпатических качеств. На встречах идёт работа с образом «Я», работа по принятию себя, по снятию стресса.
В результате родители снимают психоэмоциональное напряже- ние, их эмоциональное состояние стабилизируется, они становятся способными принимать своего ребёнка, себя и других, формируется гибкость в их мышлении, адекватная ситуации позиция.
Таким образом, мы видим динамику изменений родителей в плане преодоления трудной жизненной ситуации, адаптации их к проблемам в развитии и здоровье детей, а также формирования у них помогающе- го компетентного поведения в отношении своих детей.
Приложение 2
Формы документации и оценки эффективности, используемые в «Психологической гостиной»
Критерии эффективности деятельности «Психологической гостиной»
№ п/п | Критерии | Уровень про- явления | Методы оценки | ||
низ. | сред. | выс. | |||
Позитивная динамика в адаптации родителей к проблемам развития и здоровья детей | |||||
1. | Понимание и принятие родителями ограниченных возможностей в здоровье своего ребёнка | Беседа | |||
2. | Обеспечение родителями адекватных микросоци- альных условий развития ребёнка | Анкетирование | |||
3. | Взаимоотношения в диаде «Родитель-ребёнок» характеризуются: а) безусловным принятием ребёнка б) положительным отношением к ребёнку в) проявлением заботы о развитии и воспитании ребёнка г) наличием продуктивных форм взаимодействия, направленных на удовлетворение базовых психо- логических потребностей ребёнка | Наблюдение Беседа Интервью Анкетирование Тестирование | |||
4. | Интерес к процессу развития ребёнка, ориентация на его достижения | Наблюдение Беседа | |||
Позитивная динамика в преодолении родителями трудной жизненной ситуации | |||||
5. | Положительный семейный микроклимат а) позитивные внутрисемейные и межличностные отношения б) внутрисемейная поддержка матери в) уровень тревожности родителей | Беседа | |||
Формирование помогающего компетентного поведения родителей в отношении детей | |||||
6. | Активное участие родителей в образовательно- коррекционном процессе развития ребёнка | Наблюдение Беседа | |||
7. | Повышение психолого-педагогической компе- тентности родителей | Наблюдение Анкетирование |
Журнал регистрации первичного обращения семей
№ | Дата | Ф.И.О. обратившихся | Цель обращения | Предложенная помощь |
Лист первичной диагностики
Дата, Ф.И.О. специалиста | |
Ф.И.О. родителей. Краткие сведения (возраст, образование, занятие) |
Фамилия, имя и возраст детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) | |
Краткая характеристика семьи (состав, место проживания, социальные условия жилья, микросоциальные усло- вия для развития ребёнка с особыми потребностями) | |
Описание истории создания семьи (генеалогическое древо). В какой период раз- вития семьи родился ребёнок с особыми потребностями здоровья | |
Понимание родителями выражения «ограниченные возможности в здоровье моего ребёнка» | |
Описание родителями моторного развития ребёнка (двигательные навыки) | |
Описание родителями уровня развития речи ребёнка | |
Что радует родителей в развитии ребёнка (его успехи и достижения) | |
Какие сложности испытывают родители в процессе воспитания ребёнка и в обще- нии с ним | |
Игровое взаимодействие с ребёнком | |
Оценка родителями необходимости участия семьи в коррекционно-развивающих программах | |
Источники информации, используемые для понимания трудностей в развитии и воспитании своего ребёнка |
Карта психологического сопровождения семьи
Краткая характеристика семьи | Процесс психологического сопровождения | |
Дата | Содержание работы | |
Лист индивидуальной консультации
Дата, кто обратился | |
Цель обращения | |
Описание проблемной ситуации | |
Решение |
Лист детско-родительских отношений
(обнаружение связей, характеризующих внутрисемейные отношения)
Субъекты психологической помощи семьям | ||
Ребёнок с отклоне- ниями в развитии | Родители или лица, их замещающие | Другие члены семьи |
Лист индивидуальных консультаций
(детско-родительские отношения)
Ф.И. ребёнка | Дата/период/ психолог | Возраст | Обучающие мероприятия | Результаты | Рекомендации |
Журнал групповых занятий (тренингов)
Дата | Кол-во участников | Тема тренинга | Кто проводил |
Лист группового занятия (тренинга)
Дата | Тема | Цели, задачи | Основные этапы | Результаты |
Журнал мероприятий Родительского клуба
Дата | Кол-во участников | Тема мероприятий | Кто проводил |
Лист мероприятий Родительского клуба
Дата | Мероприятие | Цели, задачи | Психологическая составляющая | Результаты |
Анкета для родителей
- Состав семьи.
- Когда семья была создана и где в настоящее время проживает.
- Кратко опишите условия проживания.
- Сведения о родителях. Ф.И.О., дата рождения, образование и место работы.
- Сведения о детях. Ф.И.О., дата рождения, посещение дошкольного учреждения или школы.
- Сведения о других родственниках (в случае совместного проживания).
- Традиции семьи, проведение совместных дел и досуга.
- История создания семьи, какие сведения имеет семья о родителях и прародите- лях (генеалогическое древо).
- Объясните, как вы понимаете выражение «ограниченные возможности в здоро- вье моего ребёнка».
- Опишите моторное развитие вашего ребёнка, как он двигается, что умеет в этом плане (ходит, ползает, переворачивается и т. п.).
- Как происходит развитие речи (понимает речь взрослого, сам говорит, какие слова и т. п.).
- Что вас радует в развитии вашего ребёнка, какие его успехи и достижения вы
можете отметить.
- Какие сложности вы испытываете в процессе воспитания вашего ребёнка, в общении с ним.
- Какие игры вы организуете дома для развития ребёнка.
- Считаете ли вы необходимым участие семьи в коррекционно-развивающих программах?
- Какими источниками информации вы пользуетесь для понимания особенно- стей своего ребёнка.
Интервью для исследования семейной системы
Вопросы для оценивания семейной сплочённости:
- Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?
- Насколько активно они участвуют в жизни друг друга?
- Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?
- Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?
- Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?
- Как семья проводит праздники и дни рождения?
- Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?
- Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрас- том ребёнка?
Вопросы для оценивания семейной гибкости:
- Поделено ли руководство между родителями?
- Строгая ли в семье дисциплина?
- Как происходит обсуждение разногласий в семье?
- Выполняют ли супруги и другие члены семьи определённые задачи, или роли в семье строго не определены?
- Насколько часто меняются в семье правила?
- Как часто происходят в семье изменения?
- Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?
- Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?
Интервью для исследования взаимоотношений детей с родителями
- Назовите поощрения, используемые вами при воспитании ребёнка.
- Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего ребёнка?
- Как вы считаете, какие рычаги воспитания являются преобладающими в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?
- Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.
- Каким образом ваш ребёнок проявляет по отношению к вам заботу, внимание,
любовь?
- Как вы справляетесь с неизбежно возникающими негативными чувствами по от- ношению к вашему ребёнку (гнев, чувство вины, раздражение и др.)?
- Кто или что помогает вашему ребёнку справляться с негативными чувствами?
- Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни?
- Какие вопросы в воспитании вашего ребёнка представляются вам наиболее трудными?
- К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребёнок?
- Приведите пример, когда вы затруднялись, как вам поступить по отношению к вашему ребёнку?
- Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях «родитель-ребёнок».
Беседа
- Объясните подробнее, в чём проявляются особенности в развитии вашего ребён- ка.
- В чём, на ваш взгляд, проявляются сильные и слабые стороны вашего ребёнка?
- Опишите бытовые условия, в которых растёт ваш ребёнок.
- С какими игрушками играет ваш ребёнок, какие у него любимые игрушки и где обычно происходит процесс игры?
- Опишите, как ест ваш ребёнок, какой у него аппетит, где происходит процесс принятия пищи.
- Расскажите, как строится процесс вашего взаимодействия с ребёнком, как взаи- модействуют с ним другие члены семьи.
- Опишите подробнее, как строятся ваши внутрисемейные отношения.
- Какую поддержку вы ощущаете со стороны других членов семьи?
- Как часто вы испытываете тревогу за своего ребёнка, и в чём это проявляется?
- Объясните, насколько вы ощущаете себя компетентным родителем в плане раз- вития своего ребёнка.
Приложение 3. Пример индивидуального занятия с ребёнком
Приложение 3
Пример индивидуального занятия с ребёнком по теме: «Регуляция поведения ребёнка»
Дата: 18 ноября 2022г
Ребёнок: К., 8 лет
Цель занятия:
Формирование навыков регуляции поведения и последовательности выполнения действий.
Задачи:
- Концентрация внимания на предметной деятельности.
- Отработка навыков очерёдности при совершении действий.
- Помощь в выполнении цепочки целенаправленных последовательных дей- ствий.
- Стимулирование речевой активности.
Организация занятия:
- Чёткий ход занятия (начало, середина, конец) с простроенной структурой вза- имодействия (самостоятельный выбор ребёнком вида деятельности, обозначение на- чала и окончания взаимодействия с каждой игрой, побуждение ребёнка к словесному или вербальному обозначению того, чего он хочет).
- Создание условий, стимулирующих общение.
- Речевое сопровождение деятельности ребёнка.
- Включение мамы в игровое взаимодействие с ребёнком.
- В процессе занятия отрабатывались общие задачи:
- Закрепление умения выделять цвет, форму, величину, расположение предмета, соотнесение части и целого.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мелкой моторики и согласованности действий рук.
Организация игрового пространства: сведение к минимуму посторонних зри- тельных и слуховых раздражителей. Организация занятия за столом, предъявление ребёнку определённого набора игр, соответствующих поставленным целям и зада- чам.
Оборудование:
- Стаканчики, бочонки (реализуемые задачи: вырабатывание последовательно- сти действий (достать «из», поставить «внутрь»), стимулирование речевой активно- сти, закрепление умений соотнесения по размеру, форме и цвету, продолжение фор- мирования мелкой моторики и согласованности действий рук, развитие планирования действий и ориентировки в пространстве по словесной инструкции).
- Геометрическое пианино (реализуемые задачи: вырабатывание последователь- ности действий (нажать — достать — поставить на место), стимулирование речевой
Приложение 3. Пример индивидуального занятия с ребёнком
активности, закрепление умений соотнесения по форме и объёму, закрепление навы- ков узнавания геометрических фигур, продолжение формирования мелкой моторики и согласованности действий рук, развитие планирования действий и ориентировки в пространстве по словесной инструкции).
- Геометрические объёмные пазлы по типу «почтовый ящик» (реализуемые за- дачи: закрепление умений соотнесения по форме, объёму и цвету, закрепление навы- ков узнавания геометрических фигур, продолжение формирования мелкой моторики и согласованности действий рук, стимулирование речевой активности, развитие пла- нирования действий и ориентировки в пространстве по словесной инструкции).
- Матрёшки, вкладывание матрёшек по размеру в кармашки на доске (реали- зуемые задачи: закрепление умений соотнесения по форме и размеру, продолжение формирования мелкой моторики и согласованности действий рук, стимулирование речевой активности, развитие планирования действий и ориентировки в простран- стве по словесной инструкции).
Ход занятия:
- Приветствие, установление контакта с ребёнком. Усаживание ребёнка рядом с психологом.
- Словесное обозначение начала занятия. Предъявление ребёнку всех игр, пре- доставление выбора, в какую игру ребёнок хочет поиграть в первую очередь. Осталь- ные игры убираются из поля зрения. Следующая игра выбирается по такому же прин- ципу: «Во что ты хочешь поиграть теперь?».
- После взаимодействия с каждой игрушкой ребёнок побуждается собрать игрушку в первоначальный вид (привести в порядок), поставить в сторону, каждая последующая игрушка ставится рядом.
- Окончание занятия. Ребёнку предъявляются и называются все игрушки, с ко- торыми было взаимодействие в процессе занятия, словесно обозначается деятель- ность, связанная с игрушкой. Игры предъявляются в строгой последовательности, которая была в ходе занятия. Затем производится выбор игры, с которой начнётся следующее занятие.
- Прощание, завершение контакта с ребёнком.
Результаты занятия:
- У ребёнка получилось, при активной поддержке психолога, удерживать внима- ние на протяжении всего занятия.
- Присутствовало самостоятельное выполнение ребёнком цепочки целенаправ- ленных последовательных действий, что требует дальнейшей отработки.
- При активном речевом стимулировании получена ответная вербальная реак- ция ребёнка.
- Удалось включить маму в игровое взаимодействие с ребёнком, но ненадолго. Таким образом, занятие способствовало формированию навыков регуляции по-
ведения и последовательности выполнения действий у ребёнка.
Психолог: Тетерина Л.В.
Приложение 4. Пример группового занятия с детьми
Приложение 4
Пример группового занятия с детьми
по теме: «Развитие коммуникативных навыков»
Дата: декабрь 2022 г.
Дети: К. (11 лет), В. (9 лет), М. (12 лет), Ю. (11 лет).
Цель занятия:
Развитие навыков общения и взаимодействия в группе детей.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей навыков коммуникации, необходи- мых для общения с другими участниками группового взаимодействия (здороваться, прощаться, просить что-то сделать, соблюдать очерёдность, относиться друг к другу позитивно и пр.).
- Способствовать развитию у детей способности играть в совместные игры друг с другом.
- Формировать умение следовать за инструкциями педагога.
Организация занятия:
- Чёткий ход занятия (начало, середина, конец) с простроенной структурой вза- имодействия.
- Создание условий, стимулирующих общение.
- Речевое сопровождение деятельности детей и чёткий инструктаж к упражне- ниям.
- Создание условий для свободного общения детей между собой.
Включённость родителей в групповое взаимодействие:
Во время занятия родители выступают в роли наблюдателей и коммуникаторов.
Организация игрового пространства:
Помещение для группового общения детей и родителей, инструментарий для выполнения заданий на формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
Мячи разного размера, мягкие игрушки, пирамидка, кубики, шишки, ватман, краски, кисти, баночка с водой.
Ход занятия:
- Занятие начинается с ритуала приветствия участников группы.
«Поздороваться с каждым участником ладошками». Каждый участник группы, сидя в кругу, по очереди, здоровается с другими участниками. При этом родители по- могают детям освоить такой метод приветствия. Упражнение выполняется совместно родителями, детьми и психологом.
- Затем группа приступает к выполнению двигательного упражнения на созда-
Приложение 4. Пример группового занятия с детьми
ние групповой динамики и развитие навыков взаимодействия.
- «Мячи по кругу». Участникам группы даётся один мяч и предлагается пере- катывать его другим участникам группы, кому захочется, на выбор. Затем добавляем мячи, что увеличивает скорость игры и максимально включает внимание детей в про- цесс взаимодействия.
- «Собери всё в одно место». Детям предлагается игрушка — мишка. От его лица рассказывается история о том, что он растерял шишки. Задача детей — помочь со- брать растерянные предметы в корзину. По окончанию игры психолог благодарит де- тей от лица игрушки за оказанную помощь.
- Далее проводим игру на развитие совместной предметной деятельности детей.
«Собери пирамидку». Детям предлагается собрать одну пирамидку, по очереди на- девая на неё колечки.
- Музыкальное упражнение на развитие умения самостоятельного проявления активности в группе.
- «Выбери инструмент». Психолог предлагает детям большое количество раз- личных музыкальных инструментов, из которых ребёнок может выбрать себе наи- более понравившийся.
- «Споём все вместе». Детям предлагается совместное разучивание песенной композиции (песни к празднику — «Маленькая ёлочка»). При этом каждый ребёнок сопровождает песню звуком своего музыкального инструмента.
- Изобразительная деятельность. Создание условий для взаимодействия в про- цессе совместного творчества.
«Коллективная работа». На листе ватмана на общую тему (открытка к новогод- нему празднику) участники группы рисуют совместную композицию. В конце дея- тельности всем показывается результат работы и каждый в отдельности показывает свой участок работы.
Упражнение выполняется детьми совместно с родителями и педагогом.
- Заключение. Ритуал завершения занятия: помахать друг другу руками и ска- зать: «Пока-пока!» Психолог произносит: «До встречи на следующем занятии!». Ри- туал выполняется совместно родителями, детьми, педагогом и психологом.
ния.
Результаты занятия:
- Получилось организовать для детей общее пространство свободного обще-
- Получилось включить родителей на некоторых этапах занятия в активное вза-
имодействие с детьми.
- Дети приняли активное участие в играх на взаимодействие друг с другом (упражнение с мячами, с пирамидкой).
- Дети понимали инструкции взрослого к некоторым заданиям (мячи, пирамид- ка, музыкальное упражнение).
Таким образом, занятие способствовало развитию коммуникативных навыков у детей в процессе группового общения.
Психолог: Тетерина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям,...
Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
Для решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд...
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.Право на качественное образование &nda...
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...
Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....
Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...