Психологическая гостиная на тему: "Психологическая готовность к школе"
презентация к уроку (1 класс) на тему

Полухина Ольга Владимировна

Определение понятия "психологическая готовность к школе"; компоненты психологической готовности к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая гостиная

Тема: «Психологическая готовность к школе»

Подготовила: педагог – психолог Полухина О.В.

Форма проведения: психологическая гостиная.

Продолжительность: 1 – 1,5 часа.  

Цель: вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Предварительная работа:

- Приготовить объявление, в котором обратить внимание родителей на дату и время собрания;

- Подготовит презентацию к теме «Психологическая готовность к школе»;

- Подготовить брошюру (памятку) для родителей.

Ход собрания:

(Звучит музыка). Родители проходят в актовый зал. На проекторе красочно обозначена тема собрания.

Готовность ребенка к школе – одна из самых актуальных тем. И это не случайно. Ведь от того, как сложится школьная жизнь ребенка, напрямую зависит его будущее. Чем скорее и лучше ребенок сможет адаптироваться к школьной жизни, тем меньше проблем его ожидает в последующем обучении.

Готовность бывает разного плана:

- психофизиологическая готовность:

Считается, что ребенок  7 лет в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а психические процессы с этого времени начинают управляться с помощью интеллекта. Именно к 7 годам относится кризис, основным проявлением которого является симптом потери непосредственности. Теперь ребенок думает, прежде чем что-то сделать, как бы оценивая, что принесет ему этот поступок.

До 8 лет дети не владеют интеллектуальными операциями, с помощью которых осуществляется учебная познавательная деятельность. И с такой глобальной характеристикой детской психики, как эгоцентризм, ребенок расстается не ранее 7 – 8 лет. И как справедливо замечает Л.Ф. Обухова «никакое обучение не возможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка».

Исследования многих специалистов показывают, что только с 6 – 7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. А тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу начиная с 7 лет.

- социальная готовность: умения ребенка в области самообслуживания, коммуникативные навыки (умение держать дистанцию, умение войти в коллектив, умение взаимодействовать с учителем…).

- педагогическая готовность: это ЗУН, которыми должен обладать ребенок придя в школу.

- интеллектуальная готовность: развитие когнитивной сферы.

- психологическая готовность. 

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

Мотивационная готовность к учение в школе, или наличие учебной мотивации:

Выделяют 2 группы мотивов учения:

- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми ЗУН»;

- широкие социальные мотивы учения, или мотивы связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Сплав этих двух потребностей и способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника».

Как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать.

Доминирование социальных мотивов учения. В этом случае ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика. Первоклассник с доминированием социальных мотивов учения ориентирован на одобрение и похвалу учителя, именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка. Но как только эта позиция станет для него привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со свое ролью, похвала учителя перестанет исполнять мотивирующее воздействие. И если к этому моменту у  ученика не сформировались собственно учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, и если у него не возникнут новые социальные мотивы учения типа получения в будущем определенной специальности, для которой необходим хороший аттестат, то ученик может стать неуспевающим.

Доминирование познавательной мотивации. Этих детей скорее можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходя в первый класс, уже умея считать и читать, становится не интересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. Бывает и так: на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнего занятия, потому что повторять усвоенный материал скучно. Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика, как это требует его новая социальная позиция. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то он вскоре, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении.

Совет. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Произвольность как компонент психологической готовности к школе.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.

До 7 лет поведение маленького ребенка носит ситуативный характер (импульсивное поведение). Ребенок легко переключается с одного предмета на другой, и это позволяет ему получать все новые и новые впечатления, что в свою очередь ведет к  развитию. Когда дальнейшее развитие ребенка после 7 лет начинает зависеть от концентрации его внимания в течении длительного времени на одном объекте, появляется произвольное поведение (с постановкой целей, принятием намерений и тд).

Нужно отметить, что начиная с 7 лет регулирующий тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу (исследования Н.И. Красногорского).  До этого времени, дети не могут еще контролировать свое поведение из-за незрелости лобных долей (окончательно они формируются лишь к 4-5 годам и, в этом возрасте дети лучше контролируют себя, преимущественно область контроля ограничивается зрительным восприятием; контроль в области «мышечного чувства» появляется к 5-6 годам, но детям все еще трудно длительное время следить за собой. И, наконец, в 6 – 7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться ).

Произвольное поведение рождается в групповой (коллективной) игре, позволяющей ребенку подняться на более высокий уровень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

 В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.

Что бы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть что-то сделать или понимать, зачем это ему нужно.

Доказано, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка (Например, случай в столовой: если ребенок захочет есть, то его поведение станет вполне произвольным, тк у него будет сильная непосредственная потребность, мотивирующая возникновение произвольности).

Т.с. пока у ребенка не появится учебная мотивация, нечего рассчитывать и на  появление произвольности в учебе.

Совет. Способствует развитию умения работать с образцом такие игры как: складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков, выкладывание по образцу мозаики, собирание конструктора по заданным картинкам и просто срисовывайте по образцу.
Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.

Волевая готовность.

 К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

Волевое поведение проявляется тогда, когда ребенок может осуществлять даже малопривлекательные  для себя действия, если он понимает их важность и значимость для себя.

Совет. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания.

В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций.
Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому
очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

         Хорошее развитие фонематического слуха.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Совет. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Читать детям вслух, развивать способность понимать смысл прочитанного.

Итог собрания. Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормально развитии ребенка – дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и со взрослым. В арсенале игр должны быть и сюжетно – ролевые и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозайки и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести и рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что так же очень важно для нормального развития малыша. Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремиться научиться читать и считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые. И еще это происходит естественно, без надрыва в виде специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников:

  • Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  • Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников. 

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  16. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы матерям.

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  1. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  2. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  3. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  4. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  5. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  6. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  7. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
  8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  9. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассника! 

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0234131.wmf

Глубина рабочей поверхности - не менее 60-80 см, ширина - не менее 120-160 см, для свободного размещения ног - не менее 50 см в ширину и не менее 45 см в глубину. Высота же столешницы полностью зависит от роста ребенка: малышу ростом от 100 до 120 см хватит 45-48 см.

Стул

При росте ребенка 100-120 см высота сидения над полом должна быть 32см, а глубина 27см. Стул должен быть с твердым основанием, т.е. не на колесиках. Приучите ребенка сидеть прямо, не нагибаясь низко над столом. . Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см. А расстояние между грудью и партой контролируется с помощью собственного кулачка ребенка, который свободно размещается между краем стола и грудью ребенка.

Освещение

Лучше расположить письменный стол так, чтобы свет падал слева. Параллельно окну ставить стол не рекомендуется, так как свет, падающий прямо, ослепляет ребенка, особенно в яркие солнечные дни. Стекла окон в комнате должны быть чистыми, а занавески не плотными. Подоконник рядом со столом лучше освободить от высоких растений. Все это обеспечит хорошую освещенность рабочего места.

Настольная лампа необходима на письменном столе. Свет от нее должен падать слева, а мощность лампочки должна быть не менее 50-60 Вт. Абажур обязателен, он дает равномерную освещенность, и ребенок не видит светящуюся нить. Для того чтобы ребенок не утомлялся во время работы, источники света нужно комбинировать

И не забудьте позаботиться о том, чтобы в кабинете первоклассника была удобная система хранения канцелярских принадлежностей, книг, тетрадей и прочих вещей. Для этого можно использовать шкафы-купе, ниши, мобильные контейнеры, даже ширму с множеством кармашков разного размера. Важно, чтобы полки и ниши были размещены в пределах доступности ребенка, и тогда ваше чадо с детства научится соблюдать порядок.

Педагог-психолог

Полухина О.В.

Рекомендации

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  16. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Рабочее место первоклассника

Рабочее пространство

Визуально отделите так называемую "игровую" зону от "рабочей", чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Создаваемая атмосфера должна располагать к труду.

Стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

Познакомить родителей с основным понятием" психологическая готовность ребёнка к школе"....

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...