Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».
методическая разработка на тему
С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умение читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: личностным, метапредметным, предметным.
Таким образов, возникает необходимость психолого – педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) для успешной реализации новых стандартов. Основная направленность психолого – педагогического сопровождения – развитие и просвещение педагогов через оснащение их психологическими знаниями, присвоение опыта, личностное самопознание и саморазвитие. Основная форма работы педагога – психолога с педагогами по сопровождению – психологические занятия. Именно на них педагоги учатся на своем непосредственном опыте. Психологическое занятие дает знания, полученные в действии; формирует готовность педагогических кадров к принятию инноваций и работе в условиях реализации ФГОС НОО; способствует саморазвитию и совершенствованию деятельности; снижает риск профессионального выгорания педагогов.
Вашему вниманию предлагается одно из таких психологических занятий, которое целесообразно провести на августовском педагогическом совете школы перед началом учебного года!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_zanyatiya.rar | 747.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с педагогами по теме:
«Актуальные проблемы начального общего образования в условиях
перехода на стандарты второго поколения».
Занятие составлено на основе материалов из книги: Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность ∕ сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2014!!!
Цель: повышение психологической готовности учителей к принятию инноваций в области образования.
Задачи:
- повысить мотивацию к принятию и решению новых ситуаций,
- актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию,
- снять эмоциональное напряжение,
- обучить навыкам рефлексии.
Участники психологического занятия: педагоги школы, администрация школы, педагоги – психологи.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал, музыка для релаксации.
Ход занятия
Вводная часть.
- Упражнение «Имя».
Цель: знакомство участников психологического занятия.
Психолог предлагает всем участникам сесть в круг. Каждый по кругу называет своё имя и произносит прилагательное, начинающееся на первую букву имени, например: Ольга – остроумная и т.д.
Правила работы на психологическом занятии:
Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.
(Если в этом есть необходимость, психолог дописывает правила).
- Упражнение «Снежинка».
Цель: актуализация потребности к принятию новых образовательных стандартов, повышение мотивации к участию в занятии.
Ход упражнения: педагогам раздаются чистые листы бумаги, предлагается четко следовать инструкции педагога - психолога.
Инструкция: Уважаемые коллеги! Возьмите листы бумаги, лежащие перед вами, и четко выполняйте инструкцию. Постарайтесь не смотреть в листы к соседям. Итак, сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните лист еще раз пополам и оторвите верхний правый угол. И еще раз сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Теперь разверните листы, поднимите вверх и посмотрите на листы всех участников.
Педагогам дается время посмотреть на листы друг друга, после чего психолог задает вопрос: «Как вы думаете, что это значит?». В ходе обсуждения психолог подводит педагогов к следующему выводу: несмотря на то, что сейчас мы все находились в одной ситуации, в одном помещении, инструкция для всех была одинаковая, листочки получились у всех разные. Так же и с нашими детьми. Наши дети разные, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, обязателен учет личностных особенностей.
Основная часть.
- Теоретический блок: матрица образования.
Инструкция – сообщение. Коллеги, посмотрите на экран! В течение многих лет в нашей стране существовал стандарт образования, так называемая матрица. Школа выпускала ученика, соответствующего определенному стандарту, то есть кругу. Но сегодня кто приходит в наши школы? Круги, зигзаги, звезды, ломаные. Все абсолютно разные. Что нужно сделать, чтобы пропустить детей через эту матрицу? Разогнуть, свернуть, а некоторые так и не пролезут в круг. Так как же быть? Образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход, который, в том числе, предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Упражнение «Нарисуй стандарт».
Цель: создание условий для эмоционального принятия инноваций в области образования, формирование позитивного отношения к новым образовательным стандартам.
Содержание:
- Уважаемые педагоги! Предлагаем вам нарисовать новый образовательный стандарт обучения в начальных классах, каким он представляется каждому из вас. Он может быть похож на что угодно, это может быть даже любая абстракция. Качество рисунка не оценивается. Рисунок должен находиться в центре, а с левой и правой стороны оставьте место для записей.
- После того как рисунок будет готов, запишите с правой стороны все минусы, которые вы видите в новом образовательном стандарте. Их количество не ограничивается. (После того, как участники закончат писать, им поясняется дальнейшая работа.)
- Мы с вами знаем, что, для того чтобы быть счастливым, человек должен жить в гармонии со всем окружающим миром и в первую очередь с самим собой. Гармония достигается через равновесие между негативным и позитивным восприятием. Но постепенно может перевесить одна чаша весов, негативная или позитивная, - это зависит от нас. Сейчас вам предлагается написать столько плюсов, сколько каждый из вас написал минусов, чтобы попытаться гармонизировать восприятие новой информации, которая для многих из нас является стрессовой. Потому как все новое для человека – это своеобразный стресс, который имеет также свои плюсы и минусы. Он активизирует нас, приводит организм в состояние повышенной возбужденности. Это кратковременное состояние очень полезно, потому как часто рождаются новые гениальные решения проблемных ситуаций. Но если человек застревает в этом состоянии и видит только негатив, то это приводит к плохому самочувствию, соматическим заболеваниям, снижению работоспособности.
- Если кто – то не смог увидеть достаточное количество плюсов, то у него есть возможность еще раз проанализировать новую информацию. Потому как некоторые люди в силу своих психологических особенностей сопротивляются всем нововведениям, а кому-то просто требуется немного больше времени на осмысление новой информации. Также данная ситуация является прекрасным поводом пообщаться с коллегами вместе найти позитивные моменты в новых образовательных стандартах. Участники, которые написали больше плюсов, чем минусов, могут сами стать дополнительным ресурсом для тех, кому тяжело эмоционально принять новую информацию. Они могут оказать эмоциональную и интеллектуальную помощь своим коллегам.
5. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: повышение самооценки и настроения участников..
Психолог просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством, это человек встает, а остальные ему аплодируют. Например: «встаньте те кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, плавать, читать стихи, мыть посуду, любит смотреть сериалы, сажать цветы и т.д.
- Упражнение «Озеро спокойствия».
Цель: формирование нервно-психической устойчивости.
Психолог говорит, что многие из нас, конечно, не раз слышали слово «йога» - дыхательные и физические упражнения, медитация и священные песнопения – целью которых служит самореализация, «просветление», когда сознание объединяется со своим источником «я». Сейчас я предлагаю испытать на себе один из йогических способов релаксации:
«Сядьте прямо, закройте глаза. Посмотрите внутренним взором на область между бровями – там безбрежное озеро спокойствия… Наблюдайте, как волны спокойствия распространяются от бровей ко лбу, от лба к сердцу и оттуда – к каждой клетке вашего тела… За время вашего наблюдения озеро спокойствия углубляется и обтекает ваше тело… Постепенно оно заполняет ваше сознание… Спокойствие протекает через границы вашего сознания и движется в бесконечность. Насладитесь эти безбрежным спокойствием…Сделайте глубокий вдох и откройте глаза».
Заключительная часть.
- Упражнение - рефлексия «Учитель».
Цель: рефлексия, обучение навыкам рефлексии.
Ход упражнения: педагогам предлагается раздаточный материал для рефлексии (Приложение № 2).
Инструкция: наше занятие подходит к концу, сегодня вы получили различную информацию. Перед вами рисунок учителя, который хорошо поработал на занятии и хочет поделиться: что узнал…, что почувствовал…, что попробовал…, что будет делать…
К концу выполнения упражнения тренер задает вопрос: «Что труднее всего было описать?». Педагогам сложнее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать». Психолог предлагает обратить на это особое внимание:
Сегодня это еще одна особенность образования и новых стандартов. Раньше мы давали знание. Сегодня мы выходим на формирование компетентности. А компетентность – это не просто знание или информация. Компетентность состоит из трех компонентов: знаниевый, информационный; эмоциональный, отношенческий; поведенческий.
Для того чтобы поведение соответствовало полученной информации, эмоции должны быть соответствующими. Вот и нашим детям также тяжело отследить, что он чувствует, что он хочет и, соответственно, как он будет использовать полученное на уроке знание. Такой способ рефлексии вы можете использовать и на своих уроках и обращать на эти компоненты внимание.
- Упражнение «Пожелание».
Цель: подведение итогов психологического занятия.
Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече.
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Переход на стандарты второго поколения
Данная презентация предназначена для родителей четвероклассников, которые заканчивают обучение в начальной школе по стандартам первого поколения....
Методические рекомендации по актуальным проблемам начального общего образования в Тверской области в 2014-2015 учебном году.
Нормативное и методическое обеспечение введения ФГОС НОО (Перечислены приказы Министерства образования)...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС
Данная работа поможем отобразить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС. Тема преднозначенная для дошкольного образования и начального общ...
Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »
В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....
Здоровьеформирующее обучение и воспитание школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных с...
СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1. Современные проблемы пре...