ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvitiya_proizvolnoy_pamyati_mladshih_shkolnikov_v_uchebnom_protsesse.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
СУДОВЦЕВА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется его жизненный опытом.
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Важнейшая особенность психики человека состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.
В памяти различаются такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.
В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.
В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти.
Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминая. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.
Формируясь в учебной деятельности младших школьников, психические новообразования являются основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы.
При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести.
Буквальность запоминания у младших школьников иногда объясняется тем, что в младших классах ученики часто имеют дело с очень компактным и насыщенным материалом. При запоминании такого материала у школьника ограничена возможность передачи его своими словами. В силу этого ученик невольно становится на путь дословного запоминания.
Дословное воспроизведение у младших школьников находит свое объяснение и в том, что дети этого возраста не владеют еще в достаточной мере речью, чтобы свободно передавать содержание запоминаемого материала своими словами. Боясь искажения при воспроизведении, младшие школьники стремятся запомнить все дословно.
При правильной организации процесса запоминания школьник не будет запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером учебной задачи.
Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.
Заучивая наизусть, младшие школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторять материал комбинированно – в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.
К.Д.Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторении материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося.
В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании у школьников I и II классов качественно отличается от характера самоконтроля учеников III и IV классов.
При заучивании младшие школьники проверяют себя преимущественно с внешней, качественной стороны.
Они сосредоточивают свое внимание на том, все ли воспроизведено, повторен ли материал столько раз, «как учительница говорила». Вследствие этого маленький школьник часто не отдает себе отчета в том, выучил ли он заданное и насколько хорошо может он рассказать это на уроке.
Иное качество самоконтроля мы имеем в тех случаях, когда школьник проверяет себя со стороны правильности воспроизведения: верно ли он воспроизводит материал. В таком виде самоконтроль чаще наблюдается у учащихся III и IV классов.
Одним из важных условий развития произвольной памяти школьника является побуждение его со стороны учителя к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения, а также побуждение к использованию рациональных форм самоконтроля при запоминании.
С первого дня обучения в школе ребёнок должен многое заучить. Однако он ещё не знает «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминает ученик, и внимание в процессе усвоения и воспроизведения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительные мероприятия для младших школьников в учебном процессе
Материал содержит ряд оздоровительных мероприятий, направленных на снятие усталости. головной боли, нервного напряжения....
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.
Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....
Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но содействовать...
Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе
Выступление на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...
Технологии формирования произвольной памяти младших школьников
Технологии формирования произвольной памяти младших школьников на основе заданий...
Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"
Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...
Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....