Профилактика дезадаптации в психодиагностике готовности к школе
методическая разработка по теме
Материал для работы с дошкольниками по профилактике школьной дезадаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_shkolnoy_dezadaptacii.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика школьной дезадаптации"
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
Попадая в новые, непривычные для себя условия, человек вынужден к ним приспосабливаться, то есть адаптироваться. Период адаптации обычно составляет от 4 до 7 недель. Если, по каким-то причинам этот процесс нарушается, то возникает дезадаптация, о которой и пойдёт сейчас речь.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Одним из первых опытов взаимодействия личности и среды является школа. Приходя в школу, первоклассник сталкивается с совершенно новой для себя обстановкой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Следует отметить, что любая новая ситуация является для ребёнка незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, рассказывая ему о предстоящих изменениях. Поэтому родителям важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и о способах поддержки детей в этот момент. Определённые трудности на пути ребёнка будут всегда и задача взрослых – не устранять эти трудности за него, а грамотно и аккуратно помогать ему самому преодолевать их.
Так что же ожидает ребёнка, поступившего в первый класс? В первую очередь он столкнётся с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. Само собой разумеется, что у него уже есть опыт общения со взрослыми людьми, но, как правило, отсутствует опыт формального общения с ними, да и круг общения на момент прихода в школу у ребёнка может быть ограниченным родителями, воспитателем. В то же время окружение ждёт от первоклассника, что он уже умеет общаться и, соответственно, должен быстро адаптироваться в школе…но, по каким-то причинам этого не происходит.
К тому же, с первых дней пребывания в школе ребёнок знакомится с новыми правилами и нормами. В силу того, что их очень много, новоявленный ученик начинает испытывать трудности в их усвоении, причём это происходит, несмотря на его знание о том, как надо вести себя в школе, что можно, а что нельзя там делать. Наблюдается сильное несоответствие знаний ребёнка и его реального поведения. Несомненно, ребёнок имеет некоторое представление о том, что его ожидает в первом классе. Его к этому готовят, ему рассказывают, его настраивают. Но, как правило, эти разговоры очень неконкретные и размытые. Зачастую ребёнок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идёт туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, эмоциональный спад, т. к. действительность не совпала с его ожиданиями.
Ещё одна важная составляющая процесса адаптации к школе – это несоответствие физиологии ребёнка требованиям школы, в частности режиму дня. Обычно дети не способны выдерживать весь объём и интенсивность урока, который им предлагается, даже при наличии динамических пауз и смены видов деятельности. Психические процессы ещё недостаточно зрелы, это и вызывает подобные сложности. Трудности в восприятии материала и способности быть усидчивым все 40 минут урока могут вызвать эмоциональную и физическую перегрузку ребёнка. С непривычки детский организм будет очень сильно уставать. Если есть возможность необходимо укладывать ребёнка после школы днём спать. Домашние задания перед сном не следует готовить. Ведь ребёнок уже устал под конец рабочего дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что пик мозговой активности приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. При выполнении домашних заданий не стоит забывать следить за правильной осанкой ребёнка за столом. Иначе пострадает не только она, но и зрение. Надо помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно.
Как родители могут помочь ребёнку в приготовлении домашних заданий? Для начала необходимо правильно оборудовать рабочее место своего первоклассника, где должны быть: удобный письменный стол, лампа освещения, расписание занятий и все необходимые учебные принадлежности. Родителям надо быть готовыми к тому, что первое время придётся “выполнять” домашнюю работу вместе со своим чадом. При этом напоминать о выполнении уроков надо без криков. Приступая к урокам, пусть ребёнок сформулирует, что он должен сделать. Это его успокоит и снизит тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять. Если что-то у малыша не получается, не ругать, а терпеливо объяснять ему. То, что кажется простым взрослому, для ребёнка пока трудно и непонятно. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка многократно переписывать домашнее задание, так как это может снизить его интерес к школе и к учёбе.
Следующий момент. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребёнка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. Поэтому, с приходом в школу у ребёнка тормозятся и рост и развитие. И к этому родителям нужно быть готовыми. В режим дня, про который все знают, но который далеко не все выполняют, обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Относительно сна, очень важно уложить ребёнка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки (включая дневной сон). Выспавшись, ребёнок должен успеть сделать зарядку, позавтракать и окончательно проснуться перед уроками. Не стоит забывать о динамических паузах и при выполнении домашнего задания. Умственная нагрузка обязательно должна чередоваться с двигательной активностью. Каждые 10-15 минут занятий сменяются 2-3 минутами отдыха, в течение которых можно потанцевать с малышом, сделать с ним зарядку.
Соблюдение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие. Но всегда ли мы, взрослые, помним, что именно младший школьный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы, в конечном итоге, приводят к снижению работоспособности ребёнка. Первые признаки переутомления – чувство постоянной усталости, сонливость, вялость и т. д. Другая реакция – это нарастание нервного напряжения. По мере снижения работоспособности происходит повышение раздражительности, агрессивности, ребёнок начинает грубить, ухудшается его поведение. И здесь родителям надо постараться держать себя в руках. Не стоит добавлять в возбуждённое состояние ребёнка нервотрёпку дома. В обсуждаемый период адаптации, а точнее, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Как поступить? Не стоит раздражаться самим. Чего-то можно не заметить, пропустить мимо ушей, что-то обратить в добрую шутку. Лучше обнять лишний раз и поцеловать своего первоклашку.
Подводя итог, хочется сказать, что от того, как родители себя поведут в этот сложный для ребёнка период, зависит очень многое. Успокоится ли душа маленького человечка и потихоньку будет возвращаться на круги своя – или этот стресс забьётся в угол, как зверёк, и останется на всю оставшуюся жизнь болью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....
Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников
Начало школьной жизни- серьезное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...
Использование сенсорной комнаты при профилактике дезадаптации обучающихся первого класса
В данной статье раскрывается профилактическая работа с обучающимися первых классах в условиях Сенсорной комнаты, по результатам которой, наблюдается положительная динамике в психоэмоционал...
Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников
Арт-терапия является действенным методом преодоления дезадаптации детей, начинающих учиться в среднем звене школы. Этот метод - самый экологичный и интересный для работы с детьми такого возраста....
Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов "Я-первоклассник"
Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудност...
Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы
quot;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хаббарт. Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовк...
Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы
Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Ведь с приходом в школу ребенок оказывается в новой, для себя, социальной ситуации. Изменяется, е...