Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов "Я-первоклассник"
рабочая программа (1 класс)

Шиткова Елена Сергеевна

Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Рассмотрено                           Согласовано                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                                        

протокол № 1                   Зам. директора по УВР                   Директор МБОУ «СОШ №5»

«___»_______2017г.                       _________ С.В.Колодежная            __________Н.А.Плотникова

Руководитель МО                   «____»__________ 2017г.                    «_____»___________ 2017г.

_______/_____________/

Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов

«Я – первоклассник!»

п.Айхал

2017г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов «Я – первоклассник!»

Разработчик программы

Педагог-психолог  Шиткова Е.С.

Исполнители программы

Педагогический коллектив

Кем принята программа

Методический совет МБОУ «СОШ №5»

Цель и задачи программы

Выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.

Задачи:

  • психологическая и педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации к школьному обучению;
  • сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся;
  • своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации учащихся 1-ых классов к школьному обучению;
  • методическая помощь учителям, работающим в 1-ых классам по организации учебно-воспитательного процесса в классе с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • консультирование и психологическое просвещение родителей, учащихся 1-ых классов по основным проблемам адаптационного периода.

Субъекты программы

Учащиеся 1 классов, родители, учителя.

Методы работы

Психологические игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы.

Направления работы

  • диагностическое направление;
  • психокоррекционная и развивающая работа с первоклассниками;
  • консультирование родителей, педагогов по вопросам связанным с школьной мотивацией;
  • организационно-методическая работа.  

Ожидаемые результаты

Сокращение сроков адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Создание благоприятного климата в ученическом коллективе.

Оценка эффективности

Содержательная отчетность, статистическая отчетность

Срок действия программы

1 год

Этапы реализации программы

организационный  - сентябрь

практический         - октябрь-апрель    

аналитический       - май

Пояснительная записка

Поступление в школу – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».

Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.

Задачи:

  • психологическая и педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации к школьному обучению;
  • сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся;
  • своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации учащихся 1-ых классов к школьному обучению;
  • методическая помощь учителям, работающим в 1-ых классам по организации учебно-воспитательного процесса в классе с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • консультирование и психологическое просвещение родителей, учащихся 1– ых классов по основным проблемам адаптационного периода.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы.

Программа включает в себя следующие направления:

- диагностическое направление;

- психокоррекционная и развивающая работа с первоклассниками;

- консультирование родителей, педагогов по вопросам связанным с школьной мотивацией;

- организационно-методическая работа.  

Субъекты программы: учащиеся 1 классов, родители, учителя. 

Срок реализации: 1 год.

Календарно-тематическое планирование

Направления работы

Предполагаемый результат

Срок исполнения

Примечание

Психопрофилактическая работа, цикл адаптационных занятий «Я-первоклассник».

Профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятного психологического климата в классе

               Сентябрь-октябрь

Психологическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе учащихся 1-х классов. (Семаго)

Заключение.

Выявление уровня развития детей.

Сентябрь

Изучение адаптации учащихся 1-х классов: проективный тест личностных отношений «Домики»; консультации с учителями.

Заключение.

Выявление уровня развития детей.

Октябрь-ноябрь

март

Посещение уроков, наблюдение за учащимися на переменах.

Списочный состав детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия.

Сентябрь-октябрь

Малый педсовет «Основные проблемы адаптации детей к обучению в школе»

(для учителей 1-х классов).

Протокол.

Списочный состав детей: на ПМПк; для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Ноябрь

Индивидуальная диагностика интеллектуального развития по Векслеру

формирование списка учащихся для ПМПк

Ноябрь-февраль

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий.

Списочный состав детей, посещающих коррекционно- развивающие занятия.

Ноябрь

Выступления на родительских собраниях по теме: «Трудности адаптации учащихся».

Повышение психологической компетентности родителей,

рекомендации.

Сентябрь

Выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей

Повышение психологической компетентности родителей,

рекомендации.

в течение учебного года

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» 1-х классов.

Устранение причин дезадаптации.

Ноябрь - май

Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности адаптации к школе.

Повышение психологической компетентности родителей,

рекомендации.

В течение года

Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками испытывающими трудности в усвоении учебной программы

Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью

Декабрь-май

Консультативная работа с педагогами

Повышение психологической компетентности педагогов,

рекомендации.

Ноябрь

ПМПк

Определение дальнейшего образовательного маршрута

ноябрь-апрель

Ожидаемые от реализации данной программы результаты:

Сокращение сроков адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Создание благоприятного климата в ученическом коллективе.

Способы оценки эффективности:  

Содержательная отчетность: протоколы диагностического обследования, справки-анализы по результатам диагностики; коррекционные программы, анализ проведенной коррекционной работы; протоколы консультирования родителей и учителей; протоколы психолого-педагогических консилиумов; итоговый анализ состояния адаптационного процесса в 1-ых кл.

Статистическая отчетность: количественное и процентное соотношение продвижения учащихся 1-ых классов в процессе адаптации к школьному обучению; количество обращений за консультациями к психологу по поводу решения проблемы адаптации.

Список литературы

  1. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / Под ред.  . 2002 г., Генезис, Москва.
  2. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника. 2009 г., Генезис, Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

Материал для работы с дошкольниками по профилактике школьной дезадаптации...

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников

Начало школьной жизни- серьезное  испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...

Использование сенсорной комнаты при профилактике дезадаптации обучающихся первого класса

В данной  статье раскрывается профилактическая работа с обучающимися первых классах в условиях Сенсорной комнаты, по результатам которой, наблюдается положительная динамике  в психоэмоционал...

Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников

Арт-терапия является действенным методом преодоления дезадаптации детей, начинающих учиться в среднем звене школы. Этот метод - самый экологичный и интересный для работы с детьми такого возраста....

Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"

Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...