Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов "Я-первоклассник"
рабочая программа (1 класс)
Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_uchashchihsya_1-h_klassov_k_usloviyam_shkolnogo_obucheniya.docx | 63.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №5»
«___»_______2017г. _________ С.В.Колодежная __________Н.А.Плотникова
Руководитель МО «____»__________ 2017г. «_____»___________ 2017г.
_______/_____________/
Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов
«Я – первоклассник!»
п.Айхал
2017г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов «Я – первоклассник!» |
Разработчик программы | Педагог-психолог Шиткова Е.С. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив |
Кем принята программа | Методический совет МБОУ «СОШ №5» |
Цель и задачи программы | Выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению. Задачи:
|
Субъекты программы | Учащиеся 1 классов, родители, учителя. |
Методы работы | Психологические игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы. |
Направления работы |
|
Ожидаемые результаты | Сокращение сроков адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Создание благоприятного климата в ученическом коллективе. |
Оценка эффективности | Содержательная отчетность, статистическая отчетность |
Срок действия программы | 1 год |
Этапы реализации программы | организационный - сентябрь практический - октябрь-апрель аналитический - май |
Пояснительная записка
Поступление в школу – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.
Задачи:
- психологическая и педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации к школьному обучению;
- сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся;
- своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации учащихся 1-ых классов к школьному обучению;
- методическая помощь учителям, работающим в 1-ых классам по организации учебно-воспитательного процесса в классе с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- консультирование и психологическое просвещение родителей, учащихся 1– ых классов по основным проблемам адаптационного периода.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы.
Программа включает в себя следующие направления:
- диагностическое направление;
- психокоррекционная и развивающая работа с первоклассниками;
- консультирование родителей, педагогов по вопросам связанным с школьной мотивацией;
- организационно-методическая работа.
Субъекты программы: учащиеся 1 классов, родители, учителя.
Срок реализации: 1 год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Направления работы | Предполагаемый результат | Срок исполнения | Примечание |
Психопрофилактическая работа, цикл адаптационных занятий «Я-первоклассник». | Профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятного психологического климата в классе | Сентябрь-октябрь | ||
Психологическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе учащихся 1-х классов. (Семаго) | Заключение. Выявление уровня развития детей. | Сентябрь | ||
Изучение адаптации учащихся 1-х классов: проективный тест личностных отношений «Домики»; консультации с учителями. | Заключение. Выявление уровня развития детей. | Октябрь-ноябрь март | ||
Посещение уроков, наблюдение за учащимися на переменах. | Списочный состав детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. | Сентябрь-октябрь | ||
Малый педсовет «Основные проблемы адаптации детей к обучению в школе» (для учителей 1-х классов). | Протокол. Списочный состав детей: на ПМПк; для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий | Ноябрь | ||
Индивидуальная диагностика интеллектуального развития по Векслеру | формирование списка учащихся для ПМПк | Ноябрь-февраль | ||
Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий. | Списочный состав детей, посещающих коррекционно- развивающие занятия. | Ноябрь | ||
Выступления на родительских собраниях по теме: «Трудности адаптации учащихся». | Повышение психологической компетентности родителей, рекомендации. | Сентябрь | ||
Выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей | Повышение психологической компетентности родителей, рекомендации. | в течение учебного года | ||
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» 1-х классов. | Устранение причин дезадаптации. | Ноябрь - май | ||
Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности адаптации к школе. | Повышение психологической компетентности родителей, рекомендации. | В течение года | ||
Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками испытывающими трудности в усвоении учебной программы | Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью | Декабрь-май | ||
Консультативная работа с педагогами | Повышение психологической компетентности педагогов, рекомендации. | Ноябрь | ||
ПМПк | Определение дальнейшего образовательного маршрута | ноябрь-апрель |
Ожидаемые от реализации данной программы результаты:
Сокращение сроков адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Создание благоприятного климата в ученическом коллективе.
Способы оценки эффективности:
Содержательная отчетность: протоколы диагностического обследования, справки-анализы по результатам диагностики; коррекционные программы, анализ проведенной коррекционной работы; протоколы консультирования родителей и учителей; протоколы психолого-педагогических консилиумов; итоговый анализ состояния адаптационного процесса в 1-ых кл.
Статистическая отчетность: количественное и процентное соотношение продвижения учащихся 1-ых классов в процессе адаптации к школьному обучению; количество обращений за консультациями к психологу по поводу решения проблемы адаптации.
Список литературы
- С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / Под ред. . 2002 г., Генезис, Москва.
- С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника. 2009 г., Генезис, Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дезадаптации в психодиагностике готовности к школе
Материал для работы с дошкольниками по профилактике школьной дезадаптации...
Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"
Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...
Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....
Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников
Начало школьной жизни- серьезное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...
Использование сенсорной комнаты при профилактике дезадаптации обучающихся первого класса
В данной статье раскрывается профилактическая работа с обучающимися первых классах в условиях Сенсорной комнаты, по результатам которой, наблюдается положительная динамике в психоэмоционал...
Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников
Арт-терапия является действенным методом преодоления дезадаптации детей, начинающих учиться в среднем звене школы. Этот метод - самый экологичный и интересный для работы с детьми такого возраста....
Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"
Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...