Формирование творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе
статья по теме

Материал посвящён обсуждению вопросов в рамках областной научно - практической конференции "Теория и практика в системе современного образования". В статье затрагивается дидактический и психологический аспекты формирования творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tvorcheskogo_potenciala_obuchayushchihsya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческого потенциала обучающихся

в образовательном процессе

Альтовская С. А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

          Социальный заказ общества ориентирует образовательный процесс на

воспитание личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но и обладающей функциональной грамотностью, способной применить знания в изменяющихся условиях, способной к преобразованию действительности, то есть формировать в образовательном процессе творческий потенциал обучающихся. Что же такое «творческий потенциал»? Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в деятельности.

          Л. С. Выготский утверждал: «Развитие осуществляется успешнее, если обучение организовано так, чтобы включать учащихся в активную творческую деятельность». Формирование творческого потенциала осуществляется через применение специальных методик, отбор содержания образования и дидактической организации учебного процесса.

          В дидактическом аспекте в основе творческой деятельности лежит прогноз, предвидение предстоящих результатов. Учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы необходимо сводить информацию к единым логическим основаниям для экономии ресурсов памяти, но сохраняя необходимую прогнозируемую информацию, которая позволяет безошибочно её развернуть и воссоздать. Это и открывает широкие перспективы для творческого мышления обучающихся. Как известно, чем выше уровень творческого усвоения теории, тем выше результаты её применения на практике.

          В психологическом аспекте критерием творческой деятельности является субъективная новизна продукта деятельности. Именно на это должны ориентироваться учителя. Из психологического аспекта творчества вытекает основополагающий принцип формирования творческого потенциала: важно не давать обучающемуся готовые знания, а знакомить со способами их добывания. Творчество как сложный психический процесс требует максимального напряжения и проявления волевых, физических и умственных усилий, то есть максимальной активности личности. Выделяется три вида стимуляции познавательной активности: первый – при помощи содержания учебного материала, второй – многообразие форм самостоятельных работ, третий – создание эмоционального тонуса деятельности обучающихся.

          Формирование творческого потенциала немыслимо без развития самостоятельности. Условиями для её развития является возможность мыслить, высказывать своё мнение, находить пути и средства решения познавательных задач. Проявляется познавательная самостоятельность в том, что обучающийся участвует в создании и исследовании проблемы, применяет свои знания и опыт, формулирует новые законы и устанавливает их следствия, находит применение новому закону, тем самым оказывается в роли первооткрывателя.

          Творчество есть выход за пределы образца, поиск, изобретение нечто такого, что не встречалось ранее. Оно предполагает самостоятельную продуктивную деятельность. Я организую эту деятельность, применяя элементы частично-поискового и проблемного метода обучения. Так же использую нестандартные формы организации учебной и внеклассной работы. Средой для формирования творческого потенциала, в осуществляемом мною воспитательно-образовательном процессе, являются дидактические игры, дискуссии, учебные диалоги, подвижка от репродуктивных методов к творческим, изменение меры конкретного и общего, овладение практическими и познавательными действиями.

          Работая с первоклассниками, определяю для них главной задачей освоение развивающих игр. Поскольку у значительной части первоклассников есть речевые недостатки и психологические проблемы, упражнения предлагаются в определённой системе: сначала 1-2 на расслабление мышц («Пластилин»), потом на постановку дыхания («Дуем на одуванчик, свечку, горячее молоко», «Надуваем шарик»), развитие мелкой моторики «Профессии», артикуляции (произнесение чередующихся слогов, звукоподражание). Только потом мы переходим к скороговоркам, интонированию, чтению, диалогу. Почти в каждый урок я включаю хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания («Что изменилось?»), памяти («Цепочка», «Снежный ком»), фантазии («Летает – не летает», «Ива – тополь», «Совушка», «Эстафета»). Ассоциативные игры («С кем дружат цифры», «Сочиняем сказку», «У меня зазвонил телефон», «Путешествие») предполагают развитие фантазии, формирование умения составлять предложения, небольшие рассказы.

          Большинство предложенных упражнений являются комбинированными. Они развивают внимание, память, речь, воображение, мышление, любознательность – факторы, способствующие формированию личности, способной на творческое преобразование окружающего мира.

          Исключительное значение для формирования творческого потенциала имеет проблемная ситуация. Так на уроке математики (тема «Построение отрезка, равного разности двух данных отрезков с помощью циркуля»), учащиеся должны самостоятельно найти способ построения. К моменту изучения дети знают о связи значения суммы и слагаемых, умеют строить отрезок, равный сумме двух отрезков. Для начала творческого поиска необходима активизация знаний и эмоциональный подъём. Я создала игровую ситуацию, когда дети оказались в роли инженеров, работающих за кулисами театра. Они прониклись желанием найти способ построения отрезка, равного разности данных отрезков. По окончании работы в парах обучающиеся защищали свои проекты. Во время обсуждения представленных работ вместе находим новый способ действия.

          Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают, предлагаю систематически: придумать пример на изученный вычислительный прием, нарисовать узоры или геометрические фигуры заданного свойства, зашифровать или расшифровать слово с помощью вычисления значений выражений, найти отличия, дорисовать рисунки, чтобы они были одинаковыми. Упражнение для развития воображения: «Наденьте

волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.п.), нарисуйте, что получилось. Эти задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник». Творческие задания обычно предлагаю  в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части и никогда не оцениваю плохой отметкой. Задания, в которых дети выступают как творцы, самым положительным образом влияют на развитие личности детей и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.

          Предпосылкой для формирования творческого потенциала обучающихся является развитие мышления, поощрение любознательности ученика, воспитание целеустремлённости и настойчивости, положительной мотивации учения. Эти задачи успешно решаются в условиях развивающего обучения, формы, приёмы и методы которого направлены на стимуляцию поиска новых знаний, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие личности способной на творческое преобразование окружающего мира.

Литература

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-93

2.Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся. Методология, теория, практика. СПб., 2005.

3.Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005. -128 с.

4.Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание. 2008.— 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы...

«Интеграция образовательной платформы Учи.ру с МЭШ для развития творческого потенциала обучающихся»

laquo;Интеграция образовательной платформы Учи.ру с МЭШ для развития творческого потенциала обучающихся»...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....