Программа развития и воспитания учащихся 1 – 4 классов
материал

Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа реализуется в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития

и воспитания учащихся

1 – 4 классов

Учитель: Афонина Н. В.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания

 Данная программа в своей основе содержит Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа реализуется в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.

В результате обучения и воспитания по данной программе планируется: приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть направлений, которые являются обязательными при организации учебно-воспитательного процесса:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрываются задачи, соответствующая система базовых национальных ценностей, виды и формы деятельности и планируемый результат. По всем направлениям программы предусмотрена работа с родителями.

Программа действий педагогического коллектива на первом и втором годах обучения

Направления программы

Задачи, решаемые на каждом направлении

Ценностные установки

Виды и формы деятельности 1 класс

Виды и формы

деятельности        

 2 класс

Планируемый

результат

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• формирование знаний учащихся о правах и обязанностях граждан России;

• воспитание чувства ответственности за свои поступки;

• воспитание у учащихся желания принимать участие в делах класса, семьи, своего города;

• воспитание чувства уважения к религиозным традициям;

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

•гражданственность — долг перед Отечеством, правовое

государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества.

Урок гражданина

Классный час: государственная символика

Конкурс рисунков, посвящённый Дню освобождения Смоленщины

Родительское собрание «Права и обязанности ученика»

Конкурсная игра «День согласия и примирения»

Кл. час: Права и обязанности учащихся на кануне праздника «День прав человека»

Библиотечный урок: День конституции РФ

Урок технологии -  Символы праздника Рождество Христово (поделки)

«Пасха – главный христианский праздник»

Праздник «День защитников Отечества»

Встреча с ветеранами

Урок мужества «Этот День Победы»

Кл. час: Как избежать нарушений в поведении

Посещение краеведческого музея в Международный день музеев

Наш земляк – Ю.Гагарин викторина

 День знаний

1сентября

Классный час: Смоленская крепостная стена.

 сентябрь

Конкурс рисунков: Даты памятные земли родной.

12-23сентября

 Родительское собрание: Воспитание сознательной дисциплины.

Сентябрь

Кл. час: Права и обязанности. Правила, связанные с самообслуживанием.            

 октябрь

Рыцарский турнир        

   февраль

 Урок мужества «Памяти павших будьте достойны.»      май

Кл.час: «От первых шагов до первых полетов»      

апрель

 

•представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления о правах и обязанностяхгражданина России;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта;

• уважение к религиозным традициям;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• уважение к защитникам Родины;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

• воспитание бережного и гуманного отношения ко всему живому;

• развитие у детей избирательного отношения к средствам массовой информации.

• саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни.

Экскурсия по школе. Знакомство с правилами поведения в школе

Беседа по правилам поведения в общественных местах.

Кл. час «Ежели вы вежливы»

Театральная постановка для дошкольников

Художественная выставка «Вежливый поступок»

Конкурс «Литературные дарования» по теме: Я и мои  друзья    

Беседа: «Быть опрятным хорошо»

Беседа «О чистоте и порядке»

Урок внеклассного чтения по теме: «Так поступать нельзя»

Родительское собрание «Кто я и кто моя семья?»

Беседа: Как надо разговаривать со взрослыми»

Беседа по теме: «Влияние компьютера на здоровье человека»

Кл. час: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»            

ноябрь

Праздник: «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте»

декабрь

Карусель дружбы: «В слове Мы наше Я»        

апрель

Игра- путешествие по лесной тропинке «Что зависит от меня»              

февраль

 Правила поведения в раздевалке.  

  сентябрь

Урок внеклассного чтения по теме: «Красота слов»                ноябрь

Родительское  собрание: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению»

 декабрь

Беседа: «Правила поведения в транспорте»  

март

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• различение хороших и плохих поступков;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимоподдержке;

• бережное отношение ко всему живому;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

• формирование нравственного смысла учения;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

• формирование универсальных учебных действий;

• воспитание уважительного отношения к труду и результатам труда людей.

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира.

Экскурсия по микрорайону

Кл.час «Все профессии важны, все профессии нужны»

 Конкурс рисунков«Профессии моих родителей»      

     

Ярмарка поделок Мастерская Деда Мороза

Урок технологии

Конкурс-игра «Учение – вот главное умение»

Урок внеклассного чтения «Рассказы о труде»

Беседа по теме: «Бережное отношение к книге»

Мастерская: «Береги книгу!» (ремонт книг)

 Путешествие в страну знаний

сентябрь

Игра по литературе: «Счастливый случай»           декабрь      

           

Путешествие по Красной книге            

 ноябрь

Беседа о профессии: «Как хлеб приходит в наши дома»    

январь

Праздник: В гости к королеве наук.

 апрель

 

Мастерская Деда Мороза - декабрь

• ценностное отношение к учёбе;

•  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей

• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

• развитие интереса к природе, природным явлениями формам жизни, понимание активной роли человека в природе

• воспитание культуры поведения в природе, бережного отношения к ней.

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Беседа «Природа вокруг нас»

Экскурсии в рамках урока окружающий мир

Экскурсия на пришкольный участок

Прогулка «Природа родного края»

Экскурсия «Осень в природе»

Экскурсия «Зимняя природа»

Экскурсия «Пробуждение природы»

Изготовление кормушки для птиц

Посадка растений

Беседа о правилах поведения на отдыхе на природе

Беседа: Мои младшие братья

 Игра «В гостях у Берендея»  

январь

Устный журнал «Волшебная трава»          

сентябрь

Праздник «Здравствуй, осень золотая»

октябрь

Экскурсии: «Осенние изменения»

октябрь

«Чудесная книга Деда Мороза»

Январь

«Весенняя радость»

апрель

Беседа «Уход за комнатными растениями»

сентябрь

• бережное отношение к растениям и животным.

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

• получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности

• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

• формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

• развитие интереса у детей к произведениям искусства;

• воспитание эстетической культуры.

эстетическое развитие

Экскурсия к памятникам культуры

Конкурс стихов «Золотая осень»

Праздник, посвящённый Дню матери

Посещение городской библиотеки

Праздник «Здравствуй, Новый год»

Конкурс рисунков «Снега, снега, кругом снега..».

«Снежная сказка». Создание скульптур, крепостей, сказочных теремов из снега.

Беседа «Чем красивы люди вокруг нас»

Этикет подарка» Выставка поздравительных открыток ко Дню Святого Валентина

Праздник «Нашим мамам наш привет». Изготовление подарков.

Праздник «Прощай, Азбука»

Праздник «Прощание с первым классом»

Родительское собрание «Наши первые достижения»

 Посещение городской библиотеки

октябрь

Конкурс рисунков «Все краски Осени»

сентябрь

Праздник «Новогодняя елка встречает друзей»

 декабрь

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника» март

Мамин праздник

март

Выставка поделок ко Дню Святого Валентина.

Праздник русской березки          май

Брейн – ринг «Наши любимые сказки»          

январь

Правила поведения в театре.          

декабрь

Устный журнал «Здравствуй, лето красное»

май

• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России;

• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами

• умение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду;

• умение выражать себя в доступных видах и формах творчества;

• интерес к произведениям искусства;

• желание соблюдать опрятный внешний вид.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

• формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

• формирование у учащихся знаний о правилах дорожного движения.

Здоровье, стремление к здоровому образу жизни

Беседа «Режим дня»

Разучивание физминуток, упражнений для зрения

Дорога от дома до школы

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»

ПДД «Свет зелёный нам мигает — в путь дорогу приглашает»

Витаминотерапия

Беседа: Меры безопасности при обращении с огнём

Кл. час «Особенности движения по мокрой и скользкой дороге». Где можно играть»

Родительское собрание «Наше здоровье и здоровье наших детей».

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Беседа: Уход за кожей зимой

Практическое занятие “Друзья Мойдодыра”

Как чистить зубы? Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми?”

Кл. час «Гигиена летом и её значение»

Родительское собрание «Дети и телевидение»-

май

Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

декабрь

 Дорога от дома до школы – сентябрь

 Кл. час «Пожарным можешь ты не быть»             декабрь

Игра – инсценировка «Умеем ли мы правильно питаться»      

 март

Конкурсная программа «Званый обед»

февраль

Практическое занятие: Усталость, признаки. Как снять усталость.        

октябрь

Первая помощь при ушибах.  

 ноябрь

Как пользоваться расческой.    декабрь

Витаминотерапия            октябрь и  апрель

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

• ценностное отношение к своему здоровью;

• элементарные знания правил дорожной безопасности.

Программа действий педагогического коллектива на третьем  и четвёртом годах обучения.

Направления программы

Задачи, решаемые на каждом направлении

Ценностные установки

Виды и формы деятельности в 3классе

Виды и формы деятельности в 4 классе

Планируемый результат

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

формирование представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта  Российской Федерации;

                                    воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

     

формирование начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе;

 

 формирование                        стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

воспитание          любви к школе, городу, народу, России;

 

воспитание  умения отвечать за свои поступки;

формирование                          интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;  

любовь к России, своему народу, своему краю;

                  служение Отечеству;

 

    закон правопорядок;

    свобода личная и национальная;

 доверие                к людям, институтам государства и гражданского общества;

                        поликультурный мир;

День знаний

1сентября

Классный час: «Пусть помнят земляков все поколения!»

сентябрь

Конкурс рисунков «Памятные места Смоленщины»

 1-8мая

Родительское собрание: «Способности ребенка – как их распознать и развивать»        Сентябрь

Классный час: «Уважай свое время и время других»

октябрь

Рыцарский турнир.

февраль

Изготовление сувениров ко Дню защитника Отечества.                  

 Февраль

                                                                  Урок мужества:  «Все для фронта – все для победы»

Май

Классный час: «Дорога к звездам»

 апрель

Конкурс рисунков:  «Космос»

Апрель

День знаний     1сентября

Классный час «Смоленская крепостная стена»

сентябрь

Праздник «Боевые рубежи»  

февраль

Изготовление сувениров ко Дню Защитника Отечества февраль

КВН «День космонавтики»

апрель

Урок мужества: начало контрнаступления под Сталинградом ноябрь

Классный час «В жизни всегда есть место подвигу»

май

Урок мужества «Это надо помнить»

8 мая

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления о государственном устройстве, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего народа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 

опыт социальной                                 и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки;

стремление  избегать                      плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

                                    формирование представлений о базовых национальных российских ценностях;

знание правил  этики,                        культуры речи;

 представления о               возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, рекламы;

уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга;

 забота и помощь,                 мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;

уважение к     родителям;

                      свобода совести и вероисповедания;

         толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

Классный час «Ты и твои товарищи. Настоящий друг »

ноябрь

Беседа: «Правила групповой деятельности: отзывчивость, честность, уважение чужого мнения » октябрь

Творческий проект: «Фамильный герб семьи »

февраль

Урок-суд над недобрыми шутками: «Нехорошие слова. Недобрые шутки» декабрь

Родительское собрание:

«Истоки доброты»

Декабрь              

 Игра: «Мы в гостях, гости у нас»

 январь

Литературные посиделки:                       «С книгой жить – век не тужить»

  февраль

   

Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки»

ноябрь

Беседа «Правила поведения на переменах»

сентябрь

Творческий проект «По страницам семейного альбома»

январь

Классный час «Спешите делать добро»

декабрь

Практикум «Учимся думать и действовать

октябрь

Устный журнал «Идём в гости»

март

Урок толерантности, или учимся сочувствовать

октябрь

Классный час «Я расту среди людей»

октябрь

Родительские собрания

 «Как научить ребёнка общаться»

октябрь

«Воспитание самостоятельности»

декабрь

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к традиционным религиям;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

формирование                  представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

формирование                         навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

воспитание                           бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу;

формирование                      универсальных учебных действий;

уважение к труду;

творчество           и созидание;

                      стремление к познанию и истине;

      целеустремленность и настойчивость;

             бережливость;                  трудолюбие;

Конкурс «Лучший дежурный»

Январь

КВН: «Считай, смекай, отгадывай»

 апрель      

Выставка рисунков: «Как я провел зимние каникулы»

Январь

Классный час: «Созвучье слов живых» (А. С. Пушкин)

Ноябрь

Мастерская Деда Мороза: «Твори, выдумывай, пробуй»                Декабрь

Родительское собрание                «Детское чтение»

Май

Классный час «Обязанности членов семьи. Домашний труд ребёнка»

декабрь

Конкурс «Лучший дневник»

ноябрь и апрель

Математический КВН

январь

Работа в мастерской Деда Мороза

декабрь

Выставка рисунков

«Весеннее настроение»

апрель

Классный час «Лесенка достижений»

апрель

Родительское собрание «Необходимость дополнительного образования»

март

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

воспитание бережного                      отношения к растениям и животным;

родная земля;

                 заповедная природа;

планета Земля;  

               экологическое сознание;

Выставка поделок из природного материала: «Дары осени»

Октябрь

Помоги птичкам. Изготовление кормушек

Декабрь

Экскурсии:

Краски и звуки осени.

Сентябрь

Здравствуй, гостья – зима.     Декабрь

             

 Пробуждение природы.              

апрель

Конференция «Вода – источник жизни» ноябрь

Викторина:                                   «В гостях у Лесовичка» октябрь

Мини-конференция «Маленькие тайны большой природы»

март

Игра-прогулка «Лекарственные растения»  

сентябрь и  май

Брейн – ринг «Природа   нашей Родины»

январь

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе;                                                               личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;                          

развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

                                формирование интереса к занятиям художественным творчеством;

                                            отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;      

красота;

                            гармония;

                        духовный мир человека;

                         эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве;

Фольклорный праздник «Встреча в русской избе»

ноябрь

Родительское собрание: «Эстетическое воспитание младших школьников»

     Март

Праздник «Стихи самым любимым и родным»

 март

Выпуск газеты «Новогодние пожелания»

        Декабрь

Устный журнал «Летнее путешествие»

         Май

Праздник                       «Новогодний карнавал»            Декабрь

Изготовление                 сувениров ко дню 8 Марта

Тематическая беседа «Одежда. Из истории одежды. Стили»

сентябрь

Выпуск газет праздничных и тематических.

октябрь – май

Устный журнал «Новогодние приключения в поисках дружбы»

Декабрь

Изготовление сувениров ко дню 8 Марта, к 23 Февраля.

Классный час «Телефонный разговор»

ноябрь

Занятие – игра «Подарок в ладошке»

февраль

Родительское собрание

 «Роль самооценки в формировании личности»

 апрель

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

                                  формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

                             формирование знаний о правилах дорожного движения;

здоровье, стремление к здоровому образу жизни;

                                  гигиенические нормы;

                             индивидуальные особенности развития;

Урок-сказка: «Блюда из зерна. Путешествие с Крупеничкой»

март

Игра: «Учись быть здоровым»

январь

Классный час: «Огонь – друг и враг»

сентябрь

Витаминотерапия                     Сентябрь и апрель

Выпуск  газеты  «Будь здоров»  

 Апрель

Проведение                  инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома по пожарной безопасности и правилам дорожного движения             Сентябрь – май

Ролевая игра «Молочные братья»

октябрь

Игра – путешествие «Кулинарные обычаи»

март

Занятие – беседа

 « Удивительное превращение колоска»

апрель

Пресс – конференция «Правильное питание»

январь

Урок – суд «Вредные привычки»

февраль

Классный час «Твоё здоровье – в твоих руках»

январь

Родительское собрание

«Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»

май

ценностное отношение к своему здоровью;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

элементарные знания правил дорожной, пожарной и электрической безопасности;

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

Данная программа в своей основе содержит Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, СанПиНы.

Главной целью программы является формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

  • формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • формирование потребности у ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • формирование представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • формирование  познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование знаний учащихся о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей;
  • воспитание потребности в выполнении правил личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • воспитание потребности в занятии физической культурой, спортом, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Программа реализуется как на уроках, так и во внеклассной работе.

Данная программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  2. Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, формирование экологической культуры.
  4. Реализация дополнительных образовательных программ,
  5. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями).

Перечисленные разделы программы определяют основные направления работы педагогического коллектива по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры  на ступени начального общего образования,

В результате обучения и воспитания по данной программе планируется: приобретение обучающимися знаний об основных компонентах культуры своего здоровья и здорового образа жизни; по формированию у детей понятия ценности здоровья, его сохранения и укрепления; формирование элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек, формирование умений безопасного поведения в окружающей среде простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Направления

работы

Задачи, решаемые на каждом направлении

Формы деятельности

Сроки

Ответственные

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• создание условий для обеспечения максимально комфортного и здорового пребывания учащихся в школе

формирование установок на использование здорового питания

Обеспечение температурного и светового режима в классных помещениях и коридорах школы

В течение года

Зам. директора по АХЧ

Организация горячего питания, охватывающего наибольший процент учащихся

Сентябрь, январь

Зам. директора

Организация работы ГПД , контроль соблюдения режима дня

В течение года

Зам. директора

Организация активного отдыха учащихся в перемены

В течение года

Кл. руководители

Организация внеурочной деятельности

В течение года

Зам. директора

Оформление информационных стендов в коридорах школы, пропагандирующих ЗОЖ

В течение года

Зам. директора

2. Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;  

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;                              

ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

В течение года

Кл. руководители

Оптимизации учебной нагрузки учащихся

В течение года

Зам. директора

Обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня

В течение года

Кл. руководители

Соблюдение «щадящего режима» учебы для первоклассников

В течение года

Кл. руководители

Определение степени адаптивности учебного занятия первоклассников.

Безопасность при любой погоде                                

Сентябрь-                       октябрь      

Кл. руководители

Организация внеурочной деятельности во второй половине дня

В течение года

Зам. директора

Психологическое сопровождение учащихся

        

В течение года

Педагог-психолог

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

• обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся

;

•  пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения

Проведение мониторинга по выявлению детей с отклонениями в здоровье, определение групп здоровья учащихся

сентябрь

Мед. работники

Распределение обучающихся по уровню физического развития

сентябрь

Учитель физ.культуры

Определение уровня физической подготовки учащихся

сентябрь

Учитель физ.культуры

Учет посещаемости школьных занятий учащимися

В течение года

Кл. руководители,

мед. работники

Вовлечение учащихся с ослабленным здоровьем в работу спортивных кружков и секций

сентябрь

Кл. руководители

Проведение двух физкультминуток в течение одного урока                              1 класс                                                      Проведение физкультминуток на уроках                                                    2 – 4 классы

В течение года

Кл. руководители

Приём кислородного коктейля

2 раза в год

Специалисты

Диспансеризация (осмотр узкими специалистами)

1 раз в год

Мед. работники

Витаминотерапия

декабрь-март

Мед. работники

4. Реализация дополнительных образовательных программ

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

 формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ

Дни здоровья

2 раза в год

Зам. директора, старшая вожатая, учителя физкультуры

Правила здоровья и оказание первой помощи:                                                    Как вести себя, чтобы не случилось беды                                                          Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях               Три самые большие опасности, подстерегающие людей (курение, алкоголь, наркотики)

В течение года

Кл. руководители

Мед. работники

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»                                              1 класс

Путешествие к Грибу – грибовичу                                      2 класс

                                                     Путешествие по музеям напитков       3 класс

Игра – путешествие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните»            4класс

Игра – КВН «Здоровяк предупреждает»                                       4класс

     Практикум: «Взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций»                                                 3 – 4 классы

октябрь

                                                   

 ноябрь

октябрь

ноябрь

апрель

октябрь

 

Кл. руководители

 Природоохранная акция: «Покормите птиц зимой»                       1 – 4 классы                                              

Викторина: «У леса на опушке»            1 – 2 классы          

Выпуск плакатов: «Лекарственные растения – замечательное богатство природы»                                                  3 – 4 классы          

 декабрь

3 мая

15-26 апреля

Кл. руководители

Конкурс рисунков:                         «Мы за здоровый образ жизни»         1  - 4 классы

«Полезные продукты»                                                         2 класс

Виды одежды. История создания.         3 класс                                                    

февраль

                   

январь                                          

октябрь

Кл. руководители

Соревнования «Весёлые старты»          1 – 4 классы

2 раза в год

Учителя физ. культуры

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

март

Учителя физ. культуры

                1класс                          классные часы

Здравствуйте, друзья

сентябрь

Кл. руководитель

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

октябрь

Кл. руководитель

Умеем ли мы правильно питаться.

ноябрь

Кл. руководитель

Каша к завтраку нужна, каша к завтраку важна.

декабрь

Кл. руководитель

Цена ломтика хлеба.

январь

 

Кл. руководитель

 

В гостях у молока.

февраль

Кл. руководитель

Путешествие в «тайную комнату»  школьной столовой.

март

Кл. руководитель

Мы за чаем не скучаем.

апрель

Кл. руководитель

Завтрак в семье.

май

Кл. руководитель

2класс

классные часы

Молоко от Матроскина

сентябрь

Кл .руководитель

Собираем урожай.

октябрь

Кл. руководитель

Чудо земли – хлеб.

ноябрь

Кл. руководитель

Званый обед

декабрь

Кл. руководитель

На охоту вместе с Шариком.

январь

Кл. руководитель

Поешь рыбки – будут ноги прытки.

февраль

Кл. руководитель

День рождения Зелибобы.

март

Кл. руководитель

Кулинарное путешествие по Простоквашино.

апрель

Кл. руководитель

Кулинарные традиции моей семьи.

май

Кл. руководитель

3 класс            классные часы

Дерево здоровья

сентябрь

Кл. руководитель

Умственное утомление

октябрь

Кл. руководитель

Настроение и его влияние на здоровье человека

ноябрь

Кл. руководитель

        Вода и жизнь. Охрана воды        

декабрь

Кл. руководитель

Поговорим об осанке

январь

Кл. руководитель

Я и мои способности

февраль

Кл. руководитель

Учимся управлять эмоциями

март

Кл. руководитель

Мальчики и девочки

апрель

Кл. руководитель

4 класс            классные часы

Привычки человека

сентябрь

Кл. руководитель

Мозг – наш главный командир

октябрь

Кл. руководитель

Овощи, фрукты, ягоды – полезные продукты.

ноябрь

Кл. руководитель

Чтобы уши слышали

декабрь

Кл. руководитель

Чтобы зубы были здоровы

январь

Кл. руководитель

Уход за руками и ногами

февраль

Кл. руководитель

Забота о коже

март

Кл. руководитель

Забота о глазах

апрель

Кл. руководитель

5. Организация просветительской работы с родителями

(законными представителями)

• Приобщение семьи к оздоровительной работе;         • организация совместной работы педагогов и родителей по вопросам здоровья ребенка.

Организация общешкольного родительского собрания «Сколиоз. Как исправить осанку?»

сентябрь

Зам. директора,

мед. работник

Организация работы лектория для родителей «Как сохранить здоровье детей»

1 раз в полугодие

Зам. директора, классные руководители

Спортивный праздник, посвященный Всемирному дню здоровья

апрель

Кл. руководитель, родители учащихся

Организация однодневных походов на природу совместно с родителями «Кто здоровый образ жизни ведет, тот в походы в лес идет »

май

Родители, классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной    системы и представляют собой важный компонент социального заказа для о...

Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"

Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

  Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образ...

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

•формирование социальной культуры;•формирование семейной культуры;•формирование  личностной  культуры....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.

Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...