Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
рабочая программа (1 класс)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность занятия 30 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 70
Программа развития познавательных способностей учащихся первого класса с ТНР педагога -психолога Стрелковой З.В. |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа развития познавательных способностей младших школьников составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Поэтому одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).
Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.
Система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Цель курса: Развитие познавательной и когнитивной сфер учащихся
Задачи курса:
- развитие познавательных способностей;
- развитие обще-учебных умений и навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-двигательных координации;
- развитие слуховых ощущений;
- развитие произвольного внимания;
- развитие зрительных ощущений;
- развитие пространственных представлений;
- развитие понятийного мышления.
- Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
- Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Также данный коррекционный курс направлен на формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
3.Описание места курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность занятия 30 минут.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5.Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения программы:
-развитие основных мыслительных способностей учащихся;
-развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
-развитие речи;
-становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
-снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
-высокая степень познавательной активности учащихся.
Метапредметные результаты освоения программы.
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий..
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Основное содержание коррекционного курса.
Программа коррекционного курса направлена на: развитие когнитивной, сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Занятие 1
Диагностика
Мониторинг отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников
Проективная методика для диагностики общей тревожности А.М.Прихожан
Диагностика уровня агрессии рисуночный тест «Кактус»М. Панфиловой
Метод наблюдения
Занятие 2
Мониторинг отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников.
Оценка уровня школьной мотивации (Н.Лусканова)
Диагностика самооценки «Лесенка» Щур
Метод наблюдения
Занятие 3
Задачи урока:
Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Задание 2. «Послушай тишину»
Задание 3. «Узнай по звуку»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 4
Задачи урока:
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительных ощущений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Выполни команду»
Задание 2. «Какого цвета?»
Задание 3. «Цветные полоски»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 5
Задачи урока
Развитие артикуляции.
Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Произнеси чисто»
Задание 2. «Раскрась правильно».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 6
Задачи урока:
Развитие фонетико-фонематического восприятия.
Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце).
Развитие понятийного мышления.
Вводная часть.
Основная часть.
Задание 1. «Найди ошибку».
Задание 2. «Определи фигуру»
Задание 4. «Конкретизация понятий»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 7
Задачи урока:
Развитие умения выполнять словесные поручения.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть.
Основная часть.
Задание 1. «Учись слушать и выполнять
Задание 2. «Учитель — ученик, ученик — учитель»
Задание 3. «Послушай звуки»
Задание 4 . «Назови и проверь постукиванием»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 8
Задачи урока
Развитие объема внимания.
Развитие осязательных ощущений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Кто точнее нарисует?»
Задание 2. «Шершавые дощечки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 9
Задачи урока
Развитие непосредственной вербальной памяти.
Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Магнитофон»
Задание 2. «Переверни рисунок»
Задание 3. «Что? Где?»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 10
Задачи урока:
Развитие слухового внимания.
Развитие непосредственной вербальной памяти.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Слушай звуки улицы»
Задание 2. «Поиграем в индейцев»
Задание 3. «Угадай, кто говорит»
Задание 4. «У кого ряд длиннее?»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 11
Задачи урока:
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений (направления движения).
Развитие понятийного мышления.
Вводная часть.
Основная часть.
Задание 1. «Телеграфисты»
Задание 2. «Куда указывают стрелки?»
Задание 3. «Подбери картинки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 12
Задачи урока
Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
Развитие произвольного внимания.
Вводная часть
Основная часть.
Задание 1. «Найди одинаковые»
Задание 3. «Одинаковы ли бусы?»
Задание 4. «Найди образец».
Задание 5. «Найди картинку».
Задание 6. «Перепутанные линии».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 13
Задачи урока:
Развитие зрительных ощущений и образного мышления.
Развитие зрительно-двигательных координации.
Развитие зрительной произвольной памяти.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Цветная сказка»
Задание 2. «Штриховка»
Задание 3. «Запомни точно»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 14
Задачи урока:
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
Развитие понятийного мышления.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Нарисуй по памяти»
Задание 2. «Выполни правильно»
Задание 3. «Вордбол»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 15
Задачи урока:
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
Развитие зрительных ощущений.
Вводная часть.
Основная часть.
Задание 1. «Где этот домик?»
Задание 2. «Чей узор лучше?»
Задание 3. «Найди предметы одного цвета»
Задание 4. «Цветовая угадайка»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 16
Задачи урока:
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Раскрась правильно»
Задание 2 . «Шумящие коробочки».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 17
Задачи урока
Развитие осязательных ощущений.
Развитие произвольного внимания.
Развитие точности движений (макродвижений).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Шершавые дощечки»
Задание 2. «Расставь слова»
Задание 3. «Зашифруй слова»
Задание 4 . «Зашифруй цифры»
Задание 5. «Точные движения»
Задание 6. «Как звонки тарелки и ложки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 18
Задачи урока
Развитие умения копировать образец.
Развитие зрительного восприятия (выделение формы).
Развитие осязательных ощущений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Срисуй фигуры точно»
Задание 2. «Путаница»
Задание 3. «Найди одинаковые»
Задание 4. «Назови фигуры»
Задание 5. «Тяжелые коробочки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 19
Задачи урока
Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Найди одинаковые» Задание 2. «Запомни и найди»
Задание 3. «Запомни и нарисуй»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 20
Задачи урока
Развитие зрительного анализа.
Развитие словесного синтеза.
Развитие понятийного мышления.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Кто наблюдательнее?»
Задание 2. «Магнитофон» См. урок 7, задание 1.
Задание 3. «Назвать одним словом»
Задание 4. «Конкретизация понятий»
Задание 5. «Вордбол»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 21
Задачи урока
Развитие осязательных ощущений,
Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Тяжелые коробочки»
Задание 2. «Крестики, точки»
Задание 3. «Пишущая машинка»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 22
Задачи урока
Развитие зрительного анализа.
Развитие произвольного внимания (переключение).
Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Сгруппируй буквы»
Задание 2. «Синхронный счет»
Задание 3. «Цветной ксилофон»
Задание 4. «Живые цепочки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 23
Задачи урока
Развитие процессов анализа.
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие зрительно-двигательных координации.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Найди отличия»
Задание 2. «Дорисуй недостающие детали»
Задание 3. «Нарисуй точно такие же
Задание 4. «Бусинки»
Задание 5. «Проведи, не касаясь!»
Задание 6. «Спящий дракон»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 24
Задачи урока
Развитие гибкости мышления.
Развитие произвольного внимания (распределение).
Формирование умения сравнивать.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Способы применения предмета»
Задание 2. «Соблюдай правило
Задание 3. «Сравнение слов»
Задание 4. «Учимся сравнивать»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 25
Задачи урока
Развитие пространственных представлений.
Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).
Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Поставь значки»
Задание 2. «Отгадай слова»
Задание 3. «Называй и считай»
Задание 4. «Алфавит»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 26
Задачи урока
Развитие звукового синтеза.
Развитие произвольного внимания (объем).
Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Подбери слова»
Задание 2. «Найди слоги»
Задание 3. «Говори правильно»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 27
Задачи урока
Развитие понятийного мышления.
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Вордбол»
Задание 2. «Телеграфисты»
Задание 3. «Где спрятались игрушки?»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 28
Задачи урока
Развитие мышления {процессы синтеза).
Умение устанавливать закономерности.
Развитие наблюдательности.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Составление предложений»
Задание 2. «Найди девятый».
Задание 3. «Все ли ты увидел?»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 29
Задачи урока
Развитие умения сравнивать.
Развитие умения анализировать форму предметов.
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Найди одинаковые и отличающиеся»
Задание 2. «Составь фигуру»
Задание 3. «Запомни картинки»
Задание 4. «Запомни порядок»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 30
Задачи урока
Развитие умения сравнивать.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие зрительно-двигательных координации.
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Найди одинаковые»
Задание 2. «Назови предмет»
Задание 3. «Молния» и «Речка»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 31
Задачи урока
Развитие умения сравнивать.
Формирование процессов саморегуляции.
Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Сравни предметы»
Задание 2. «Образец и правило»
Задание 3. «Загадочные контуры»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 32
Задачи урока
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
Развитие восприятия (расчлененность).
Развитие умения копировать образец.
Развитие мышления (абстрагирование признаков).
Вводная часть
Основная часть
Задание 1. «Делаем вместе»
Задание 2. «Найди фото»
Задание 3 «Нарисуй так же»
Задание 4. «Покажи одинаковые»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 33
Диагностика
Мониторинг отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников
Методика для диагностики общей тревожности А.М.Прихожан
Оценка уровня школьной мотивации (Н.Лусканова)
Диагностика самооценки «Лесенка» Щур
Диагностика уровня агрессии рисуночный тест «Кактус»М. Панфиловой
Метод наблюдения
Психологические процессы, подлежащие развитию | Содержание занятий |
Диагностика эмоциональной и познавательной сферы | Проективная методика для диагностики общей тревожности А.М.Прихожан Оценка уровня школьной мотивации (Н.Лусканова) Диагностика самооценки «Лесенка» Щур Диагностика уровня агрессии рисуночный тест «Кактус»М. Панфиловой Метод наблюдения |
Развитие ощущений | Задание «Назови предметы» Задание «Послушай тишину» Задание «Узнай по звуку» Задание «Учись слушать и выполнять» Задание «Назови и проверь постукиванием» Задание «Шершавые дощечки» Задание «Загадочные контуры» |
Развитие восприятия | Задание «Найди предметы одного цвета» Задани «Цветовая угадайка» Задание «Шершавые дощечки» Задание «Путаница» Задание «Магнитофон» Задание «Тяжелые коробочки» Задание «Цветной ксилофон» Задание «Цветной ксилофон» Задание «Живые цепочки» |
Развитие внимания | Задание «Кто точнее нарисует?» Задание «Перепутанные линии». Задание «Раскрась правильно» Задание «Шумящие коробочки». Задание «Расставь слова» Задание «Найди одинаковые» Задание «Назови фигуры» Задание «Тяжелые коробочки» Задание «Кто наблюдательнее?» Задание «Сгруппируй буквы» Задание «Синхронный счет» Задание «Найди одинаковые и отличающиеся» Задание «Составь фигуру» Задание «Сравни предметы» Задание «Образец и правило» Задание «Делаем вместе» Задание «Найди фото» Задание «Покажи одинаковые» |
Развитие памяти | Задани «Угадай, кто говорит» Задание «У кого ряд длиннее?» Задание «Телеграфисты» Задание «Нарисуй по памяти» Задание «Запомни и найди» Задание «Запомни и нарисуй» Задание «Крестики, точки» Задание «Живые цепочки» Задание «Найди отличия» Задание «Дорисуй недостающие детали» Задание «Нарисуй точно такие же Задание «Бусинки» Задание «Запомни картинки» Задание «Запомни порядок» |
Развитие мышления | Задание «Подбери картинки» Задание «Найди одинаковые» Задание «Одинаковы ли бусы?» Задание «Найди образец». Задание «Найди картинку». Задание «Цветная сказка» Задание «Вордбол» Задание «Зашифруй слова» Задание «Зашифруй цифры» Задание «Найди одинаковые» Задание «Назвать одним словом» Задани «Конкретизация понятий» Задание «Тяжелые коробочки» Задание «Способы применения предмета» Задание «Сравнение слов» Задание «Учимся сравнивать» Задание «Найди одинаковые» |
Развитие пространственных представлений | Задание «Определи фигуру» Задание «Раскрась правильно». Задание «Переверни рисунок» Задание «Что? Где?» Задание «Куда указывают стрелки» Задание «Выполни правильно» елки» Задание «Где этот домик?» |
Развитие самоконтроля | Задание «Учитель — ученик, ученик — учитель» Задание «Сгруппируй буквы» Задание «Проведи, не касаясь!» Задание «Спящий дракон» Задание «Соблюдай правило |
Развитие зрительно-двигательной координации | Задание «Штриховка» Задание «Запомни точно» Задание «Точные движения» Задание «Точные движения» Задание «Как звонки тарелки и ложки» Задание «Срисуй фигуры точно» Задание «Пишущая машинка» Задание «Нарисуй так же» |
Развитие артикуляции | Задание «Произнеси чисто»; Задание «Синхронный счет» Задание «Подбери слова» Задание «Найди слоги» Задание «Говори правильно» |
Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников
Методика исследования | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Проективная методика для диагностики общей тревожности А.М.Прихожан Оценка уровня школьной мотивации (Н.Лусканова) | + + | + + | ||
Методика «домики» Ореховой | + | + | ||
Тест «Лесенка» Щур Рисуночный тест «Кактус»М. Панфиловой | + + | + + | ||
Метод наблюдения | + | + | + | + |
7.Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3 | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
4 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | 1 |
5 | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 |
6 | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | 1 |
7 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
8 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | 1 |
9 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | 1 |
10 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | 1 |
11 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | 1 |
12 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | 1 |
13 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | 1 |
14 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | 1 |
15 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | 1 |
16 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
17 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 |
18 | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | 1 |
19 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | 1 |
21 | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 |
22 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | 1 |
23 | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 |
24 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | 1 |
25 | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | 1 |
26 | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | 1 |
27 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | 1 |
28 | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | 1 |
29 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
30 | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 |
31 | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 1 |
32 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | 1 |
33 | Диагностика | 1 |
Всего | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
1-2 | Диагностика | 2 | ||
3 | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | 1 | ||
4 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | 1 | ||
5 | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 | ||
6 | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | 1 | ||
7 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | 1 | ||
8 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | 1 | ||
9 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | 1 | ||
10 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | 1 | ||
11 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | 1 | ||
12 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | 1 | ||
13 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | 1 | ||
14 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | 1 | ||
15 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | 1 | ||
16 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | 1 | ||
17 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 | ||
18 | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | 1 | ||
19 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 | ||
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | 1 | ||
21 | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 | ||
22 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | 1 | ||
23 | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 | ||
24 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | 1 | ||
25 | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | 1 | ||
26 | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | 1 | ||
27 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | 1 | ||
28 | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | 1 | ||
29 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 | ||
30 | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 | ||
31 | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 1 | ||
32 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | 1 | ||
33 | Диагностика | 1 | ||
Всего | 33 |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Бумага, канцелярские принадлежности;
- Стимульный материал: карточки с заданиями
Литература для педагога-психолога
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
3. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
4. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
5. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
6.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
7. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
8. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Волкова. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.на уроках математики на уроках математики...
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
Тематическое планирование по программе Н.П. Локалова 120 уроков психологического развития младших школьников
Данный курс является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятие, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельнос...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
Конспект занятия по курсу: «Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников». Юным Умникам
Актуальность: Для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление учеников, не учить его, а помо...
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»
Программа, представляет собой серию занятий с учащимися начальных классов школ VII и VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в...