Развитие мышления младших школьников
статья (1 класс) по теме
В период младшего школьного возраста у ребенка совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В статьепредложены задачи, упражнения, игры, которые способствуют развитию мышления младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_mladshih_shkolnikov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Развитие мышления младшего школьника
Выполнила:
Учитель начальных классов
Гулевич Галина Ивановна
Г. Кемерово, 2012 год
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился, ощущать и воспринимать окружающий мир, помнить и думать, соображать, говорить и понимать речь других людей, быть внимательным.
Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека. Поскольку развитие человека происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Мышление начинается всегда с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения, с противоречия. Иными словами, мыслительная деятельность – это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные формально-логические рассуждения детям еще не доступны. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Но по мере овладения учебной деятельностью и усвоением основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности и наглядной опорой. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, обобщение, определение понятия, выведение следствия и др. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: выделением корня в родственных словах, кратким (выделением главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.д.
Мышление младшего школьника неразрывно связано с восприятием. Воспринял учащийся только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения заданий. Чтобы судить об особенностях мышления ребенка, необходимо проанализировать выполненное им (и неоднократное) задание из разных областей знаний.
Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, может ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может существовать как таковой.
Задача школы – сформировать такое важное для мышления свойство, как способность к обобщению у всех детей на материале всех учебных предметов и на самом высоком уровне.
Задачи, упражнения, игры, способствующие развитию мышления.
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструктором, но не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка.
Развитию этого же мышления способствует включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно его воплощает.
В развитии логического мышления помощь окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки, лабиринты.
Задачи со спичками.
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, способность находить оригинальное решение.
У семерых братцев по одной сестрице. Много ли всех? (8).
Составление предложений.
Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами. Например, берутся 3 слова не связанные по смыслу: «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включили бы эти 3 слова. Ответы могут быть банальными: «Медведь опустил в озеро карандаш», могут быть сложными: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и могут быть творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».
Исключение лишнего.
Берутся 3 любых слова; например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные признаки, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему, исключенному.
Поиск аналогов.
Называется какой-либо предмет или явление, например вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: птица, бабочка (летают, садятся); автобус, поезд (транспорт); штопор (важные детали, вращаются) и др.
Придумывание недостающих частей рассказа.
Читается рассказ, в котором одна из частей пропущена. Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть.
Логические загадки и задачи.
Загадка про волка, козу и капусту, которые надо переправить через речку на лодке.
Задачи, требующие нешаблонного мышления.
Пример из книги Эдварда де Боно «Рождение новой идеи», М. 1976г. О лондонском купце, задолжавшем ростовщику большую сумму денег. Ростовщик предложил купцу сделку: он женится на красавице дочери купца и простит долг купцу. Купец пришел в ужас. Тогда ростовщик предложил бросить жребий: в сумку положить 2 камешка, один – черный, другой – белый. Если дочь достанет белый камень – ростовщик прощает долг, если черный – выходит замуж за ростовщика. Но ростовщик решил совершить подлость: он положил в сумку оба камня черные.
Каковы варианты решения этой задачи?
Ребята, посещающие занятия РПС (развитие познавательных способностей), испытывая удачу при выполнении заданий, приобретают положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание и дальше продолжить изучение предмета, т.е. актуализируется познавательный интерес.
Учителю, взявшему установку на развитие познавательных способностей, необходимо соблюдать следующие условия.
Первое – четко представлять, что он должен развивать по предмету при изучении той или иной темы.
Второе – знать, у кого развивать. Знать возрастные и индивидуальные особенности детей, овладеть навыками диагностики, при помощи которой определяется исходный уровень развития познавательного процесса и контроль над его развитием.
Третье – знать, как, т.е. какими средствами можно развивать ту или иную способность.
Четвертое – не просто развивать познавательные способности, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке.
Пятое – осуществлять контроль не только уровня ЗУНов, но и уровня развития познавательных процессов.
Литература.
- Лайло В. В. «Развитие памяти и повышение грамотности».
- «Начальная школа». № 1 – 2007г. «Актуализация познавательного интереса уч-ся…»
- «Развитие познавательных способностей» М. Просвещение. 2003г. Под редакцией Дубровиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...
Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников
В статье содержится материал, который поможет учителям в организации исследовательской деятельности младших школьников....
Развитие мышления младших школьников.
В разработке рассмотрена теоретическая часть вопроса: образование понятий по версии Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова и Клар, Уоллес; раскрыты проблемы формирования математического мышления, уровни геоме...
Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников
Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...
Особенности развития мышления младших школьников
В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....
Презентация "Развитие мышления младших школьников"
Данная презентация представляет собой систему работы с примерами заданий по развитию мышления на занятиях логопеда в школе....
Проблемное обучение. Развитие мышления младших школьников
Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закон...