Презентация "Развитие мышления младших школьников"
презентация к уроку по логопедии по теме

Чернецкая Наталия Владимировна

Данная презентация представляет собой систему работы с примерами заданий по развитию мышления на занятиях логопеда в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие мышления система работы303.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления . Презентация создана учителем-логопедом первой категории Чернецкой Н.В. 2013 год

Слайд 2

Классификация понятий. Определение понятия через род и видовое отличие. Установление отношений между понятиями. Толкование переносного смысла фразеологизмов и метафор. Задачи на пересечение множеств. Загадки. Модули

Слайд 3

Словесная характеристика классов в готовой классификации; Отнесение объекта к классу; Проверка результатов произведённой классификации; Выбор основания для классификации; I. Классификация понятий

Слайд 4

Прочитайте строчки слов. Найдите в перечне оснований для классификации нужное и обведите его номер кружком. Прочитайте выбранное вами основание и докажите правильность своего выбора . 1. Словесная характеристика классов в готовой классификации

Слайд 5

Сосна, весна, нос, тоска, лось: одинаковое количество букв; из набора букв можно составить еще одно слово; несклоняемые существительные; одинаково оканчиваются слова. Масса, трасса, пресса, мелисса, поэтесса: слова с абстрактным значением; слова среднего рода; имеют удвоенное с; одинаковое начало слов. Страус, соус, силос, суффикс, скунс: обозначают животных; несклоняемые существительные; из набора букв можно составить еще одно слово; начинаются и оканчиваются на одну и ту же букву

Слайд 6

Прочитайте слова. Досада, спокойствие, совесть, суфле, лассо, ссора, сомнение, радость, масса, сабо, эскимо, сытость, счастье, посадка, успех, Назовите существительные 2-го склонения. Назовите существительные 1-го склонения. Назовите существительные 3-го склонения. Назовите несклоняемые существительные. 2. Отнесение объекта к классу Сладкий, высокий, трусливый, стеклянный, соленый, низкий, смелый, пластмассовый, кислый, толстый, веселый, шерстяной, острый, узкий, грустный, соломенный. Назовите прилагательные, обозначающие признак по вкусу. Назовите прилагательные, обозначающие признак по размеру. Назовите прилагательные, обозначающие характер человека. Назовите прилагательные, обозначающие признак по материалу.

Слайд 7

Прочитайте слова. Эти слова нужно разделить на три группы по родам (мужской, средний и женский). Прочитайте слова в таблицах А, Б, В. Раскрасьте зеленым цве­том таблицу, в которой слова правильно разделены на группы. Слабость, содружество, успех, полюс, соревнование, досада, сомнение, вопрос, высота. 3. Проверка результатов произведённой классификации

Слайд 8

Мужской род Женский род Средний род успех полюс вопрос слабость содружество досада соревнование сомнение высота Мужской род Женский род Средний род успех полюс содружество вопрос слабость досада соревнование сомнение высота Мужской род Женский род Средний род успех полюс вопрос слабость досада высота соревнование сомнение содружество

Слайд 9

4. Выбор основания для классификации Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу. Ласка, такса, мопс, соболь, спаниель, фокстерьер, росомаха, скунс.

Слайд 10

Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу. Кисточка, маска, сачок, касса букв, ластик, совок, самолетик, краски.

Слайд 11

Определение понятия является логическим действием, направленным на раскрытие содержания понятия. II. Определение понятия через видовое отличие

Слайд 12

Это логическое действие состоит из нескольких операций: Отнесение объекта к роду. Обобщение и ограничение понятий. Выделение видового отличия, Определение через род и видовое отличие.

Слайд 13

1. Отнесение объекта к роду. Заполните таблицу с озаглавленными столбцами, обозначающими родовые понятия. В каждом столбике должно быть по три слова. Флокс, лиственница, салат, костяника, кактус, сосна, редис, смородина, астра, кипарис, капуста, брусника.

Слайд 14

Произвести обобщение понятия — значит подобрать к нему подчиняю­щее его более широкое (родовое) понятие. Например, обобщить понятие «миска» — это найти к нему родовое понятие «посуда». Произвести ограничение понятия — значит подобрать к нему подчинен­ное ему более частное (видовое) понятие. Например, ограничить понятие «миска» - это подобрать к нему видовое понятие «пластмассовая миска». 2. Обобщение и ограничение понятий

Слайд 15

Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого понятия (в скобках слева) предлагается на выбор четыре понятия, среди которых вам следует выбрать родовые и видовые и записать их в нужное место в таблице. (Автобус) - велосипед, красный автобус, салон, транспорт. (Кастрюля) - стол, салфетка, старая кастрюля, посуда. (Куст) - смородина, кислота, растение, сок. (Сахарница) - сахар, посуда, хрустальная сахарница, самовар. (Самолет) - кресло, транспорт, стюардесса, пассажирский самолет.

Слайд 16

Видовые понятия Заданные понятия Родовые понятия автобус кастрюля куст сахарница самолет

Слайд 17

Родовое понятие Видовые отличия Для занятий спортом Тёплая фуфайка без застёжек с высоким воротом Женское летнее платье без рукавов Брюки из плотной ткани Одежда 3. Выделение видового отличия. Заполните таблицы, подбирая нужные слова-понятия из слов справок, находящихся под таблицами. Слова для справок: спортивный костюм, свитер, сарафан, джинсы

Слайд 18

Вставьте нужные слова в предложения. Пропущено видовое отличие, выделено родовое понятие. Остров — это часть суши, которая _______ . Существительное — это часть речи, которая ______________________. Масленка — это посуда для ___________ . Автобус — это транспорт для _________ . 4 . Определение понятий через род и видовое отличие.

Слайд 19

Пропущено родовое понятие, выделено видовое отличие. Приставка — это _________, служащая для образования новых слов. Стул — это ___________ для сидения. Скворечник – это _______ для скворца. Сковорода – это ________ для жарки.

Слайд 20

Пропущено понятие, выделено родовое понятие и видовое отличие. __________ - это обувь для лета. __________ - это инструмент для сверления. __________ - это огнестрельное оружие. ___________ - это хвойное дерево.

Слайд 21

Пропущены родовое понятие и видовое отличие, выделено понятие, требующее определения. Строитель - _______________ , который __________________________ . Слон – это ___________________, которое ___________________________ . Сад – это _____________________, где _______________________________ . Лес – это ______________________, где ______________________________ .

Слайд 22

с Промежуток времени в 60 минут с Площадь земли, заросшая деревьями с Крупа с белыми продолговатыми зернами с Орган обоняния на лице человека с Тяжесть чего-либо, определяемая мерой Узнайте слова по толкованию, заполните таблицу.

Слайд 23

Передача мяча партнёру То, что приготовлено, собрано для чего-нибудь Цветная нашивка полосой во всю длину форменных брюк Прибор для определения сторон горизонта Заполните таблицы, вставляя слова с общим началом или концом слова (поле из одинаковых букв в таблице обозначено цветом). Вначале узнайте по толкованию ключевое слово и занесите его в таблицу на каждую строчку в закрашенном участке. Затем по толкованию узнайте остальные слова.

Слайд 24

5. Различение и разграничение разнородных понятий Прочитайте каждую строчку в таблице А и найдите среди четырёх слов одно «лишнее», не подходящее к остальным словам понятие. Занесите номер этого слова в таблицу Б под номером строки.

Слайд 25

№ п/п 1 2 3 4 1 колесо салон автобус тормоз 2. кусачки плоскогубцы тиски весы 3 часы весы спицы компас 4 собака хвост пасть шерсть Таблица А

Слайд 26

1 2 3 4 5 3 4 3 1 1 Таблица Б

Слайд 27

III. Установление отношений между понятиями.

Слайд 28

Рассматриваются отношения: 1. Целое – часть. 2. Род – вид. 3. Отношение рядоположности. 4.Отношение противоположности. 5. Отношения причинно-следственные. 6. Отношения последовательности. 7. Отношения функциональные. 8. Разные отношения. 9. Простые аналогии. 10. Сложные аналогии.

Слайд 29

колесо спинка спица хвост стул собака сосна ствол лес стрелки осина часы 1. Целое - часть Соберите пары слов, объединенных в отношение «целое—часть». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие «целое», обведите красным цветом.

Слайд 30

Укажите целое, частью которого являются следующие слова. Ствол ___________ Лист ____________ Спидометр ____________ Шерсть _________ Ступенька ________ Колос _________ Слова для справок: сосна, капуста, автобус, собака, лестница, рис.

Слайд 31

осадки автобус оса посуда вид спорта рис стакан теннис насекомое снег растение транспорт 2. Род - вид Соберите пары слов, объединенных в отношение «род — вид». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова обозначающие родовые понятия, обведите красным цветом.

Слайд 32

сумка нос лес стол волосы фикус рис просо степь саквояж кактус кресло 3. Отношение рядоположности. Соберите пары слов, объединенных в отношение рядоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

Слайд 33

Найдите и подчеркните в каждой строке два понятия, находящиеся в отношении рядоположности. Стол, скатерть, столешница, соль, сундук. Сундук, носки, сумка, галстук, часы. Колос, коса, рис, овес, суп. Осот, отросток, осока, сад, лес. Столица, костел, стены, автобус, собор. Стекло, доска, сосна, стена, стамеска. Отвес, глобус, телескоп, маска, микроскоп.

Слайд 34

красивый высокий весна встреча осень старость расстава ние погаснуть страшный молодость вспыхнуть низкий 4. Отношение противоположности. Соберите пары слов, объединенных в отношение противоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

Слайд 35

усталость опасность оскорбле ние снегопад солнце сон свет страх ссора испуг сугробы бегство 5. Отношения причинно-следственные. Соберите пары слов, объединенных в причинно-следственные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. Слова, обозначающие причины, обведите красным цветом; слова, обозначающие следствия, обведите зеленым цветом.

Слайд 36

август семь сентябрь шесть суббота старость сорок девяносто пятьдесят сто воскресенье зрелость 6. Отношения последовательности. Соберите пары слов, объединённых в отношение последовательности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. Слова, обозначающие более ранние события, обведите красным цветом; слова, обозначающие более поздние события, обведите зеленым цветом.

Слайд 37

стол самолёт конструктор весна снег сосульки санки осень листопад коса скатерть сено 7. Отношения функциональные. Соберите пары слов, объединенных в функциональные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

Слайд 38

Установите, в каких отношениях находятся понятия (род — вид, целое ,— часть, рядоположности, функциональные отношения, противоположности и т. д.) Лес – костяника Скрипка - контрабас Успех – радость Скорлупа – кокос Мопс – такса Маслины – масло 8. Разные отношения.

Слайд 39

Определите тип отношений между первым и вторым словом. Подберите четвертое слово таким образом, чтобы между третьим и четвертым словом был установлен тот же тип отношений. Сосна - лиственница = Стол - Автобус - транспорт = Миска - Стены - сарай = Скорлупа - Лес - брусника = Кастрюля – Оскорбление - ссора = Радость - 9. Простые аналогии.

Слайд 40

№ п/п Пары понятий Тип отношений 1. Осот — растение 2. Лотос — флокс 3. Редис — миска 4. Инструмент — тиски 5. Лист - смородина 6. Автобус – салон 10. Сложные аналогии. Определите тип отношений между понятиями. Запишите ответ в таблицу. Таблица А

Слайд 41

IV. Толкование переносного смысла фразеологизмов и метафор

Слайд 42

Прочитайте устойчивые выражения. Объясните их смысл с помощью слов для справок. Какой? Какая? Каков? Косая сажень в плечах _______ Сами с усами _______________ Слова для справок: мощный, сильный человек; уверенный в себе человек. 1. Подбор нужного толкования к заданному фразеологизму.

Слайд 43

Какой? Какая? Каков? На всех парусах _________ Не по дням, а по часам __________ Как кошка с собакой _________ Как свинья в апельсинах _____________ Как снег на голову _________________ От доски до доски __________ Как с гуся вода ____________ Слова для справок: очень быстро двигаться, быстро летит время, недружно, ничего не понимать, неожиданно, досконально, все равно.

Слайд 44

2 . Узнавание фразеологизмов по иллюстрациям.

Слайд 45

V. Задачи на пересечение множеств.

Слайд 46

Рассмотрите пересекающиеся круги. Каждый круг отмечен номером и содержит определённое условие. Задача 1. Круг 1 - буква С в середине слова. Круг 2 - звери. Круг 3 - 2-е склонение.

Слайд 47

1/2/3 1/2 Ответы занесите в таблицу. Таблица Нужно найти ответы. а) соответствующий всем трем приведенным условиям — ответ 1/2/3; б) соответствующий двум приведенным условиям — ответ или 1/2, или 1/3, или 2/3.

Слайд 48

VI. Загадки

Слайд 49

Нам шагать по лестнице Незачем с тобой – Лестница – чудесница Бежит сама собой! На столе передо мной Закрутился шар земной! Арктика, экватор, полюс – Уместил всю землю …… Раз ему работу дашь, - Зря трудился карандаш!

Слайд 50

Л.М.Козырева «Развитие речи и мышления»; А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; Презентация создана по материалам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...


 

Комментарии

Теслюк Марина Валентиновна

Спасибо, большое за презентацию!