Проблемное обучение. Развитие мышления младших школьников
статья на тему

Маркова Светлана Николаевна

Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства. Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения  у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_-_kopiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МНБОУ «Лицей № 76»

Развитие мышления младших школьников

Составили:

учителя начальных классов

        Маркова С. Н.

        Новокузнецк, 2014

С. Н. Маркова

г. Новокузнецк, МОУ «Лицей № 76»

Теоретические основы проблемного обучения

По определению М. И. Махмутова, развивающее обучение, ведущее к общему и специальному развитию, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук, называется проблемным.

Согласно данному определению мы можем сделать вывод, что проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.

Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия такие как:

В познавательной  деятельности:

  • умение выявлять отдельные признаки с помощью сравнения, проводить анализ результатов сравнения,  объединять предметы по общему признаку.
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие        сочинения, графические работы).

В речевой  деятельности и при работе с информацией:

  • уметь работать        с        учебными, художественными, научно-популярными  текстами, доступными для восприятия; строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу), участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
  • Уметь использовать простейшие логических выражений типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
  • Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации.

При организации деятельности:

  • самостоятельно        устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
  • определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей, пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять;
  • иметь навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его        творческих способностей.

При традиционном типе обучения цель  заключается в усвоении результатов научного познания, вооружение основами наук, привитие соответствующих умений и навыков.

При организации учебного процесса в проблемном обучении доминирующим принципом является поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся.

В объяснительно – иллюстративном типе обучения для организации учебного процесса характерен принцип передачи готовых выводов науки.

Учитель на проблемном уроке  объясняет содержание наиболее сложных понятий, систематически        создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты  и организует их учебно-познавательную деятельность, так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают,        конструируют, планируют,         мастерят),        или  художественно        отражают действительность (пишут стихи, сочиняют, рисуют, играют). У учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, формируется способность открывать  новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения  гипотез и их обоснования.

Учитель на традиционном уроке сообщает факты, сам анализирует их и
объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определения
новых понятий, теорем, законов. Преднамеренного создания проблемных ситуаций нет.
Учащиеся слушают, воспринимают объяснения учителя и
усваивают новые знаний
путем запоминания, а новые действия путем подражания действиям учителя. Факты, добываемые в ходе опытов, экспериментов, наблюдений обычно также объясняются учителем. Он же, как правило, делает выводы и обобщения. Чем сложнее материал, тем  подробнее объясняет его учитель. Усвоение закрепляется выполнением
многочисленных упражнений. 

Таким образом, сущность проблемного обучения заключается в следующем:

  • Возникновение проблемной ситуации (противоречия между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью).
  • Осознание сущности затруднения, противоречия и постановка проблемы.
  • Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез.
  • Доказательство гипотезы.
  • Проверка правильности решения проблемы.

На любом из этапов можно использовать групповую работу.

Основной метод, который использует учитель на уроке – это метод проблемного изложения. Он включает:

  • метод постановки учебной проблемы, через создание проблемной ситуации, из которой выходят на формулирование основной проблемы, затруднения (в форме вопроса  или темы урока) сами дети, учитель с учащимися через побуждающий диалог, или сам учитель.

На этапе постановки проблемы можно использовать:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность» - это сказки, шутки, загадки и т.д.).
  • Метод поиска решения (приводит к открытию знания), через выдвижение гипотез. Их могут формулировать ученики, учитель с учениками через побуждающий диалог, сам учитель.

На этапе поиска решения можно использовать:

  • подводящий от проблемы диалог;
  • подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Он способствует развитию творческих способностей, речи.

Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Предполагает жёсткое, пошаговое ведение мысли ученика. Способствует развитию логического мышления, речи.

Структура урока изучения нового материала в проблемном обучении

І. Актуализация «базовых» знаний, умений учащихся.

Задачи:

  • активизация работы памяти и подготовка опорных знаний ученика для успешного восприятия и усвоения новых;
  • возбуждение интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя;
  • оценка готовности отдельных учеников и класса в целом к восприятию нового материала.

1. Репродуктивные и продуктивные упражнения.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование учебной проблемы.

ІІ. «Открытие» новых знаний и способов действия учащимися.

Задачи:

  • раскрытие сущности новых понятий;
  • усвоение новых знаний и способов умственной деятельности.

1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.

2. Формулирование темы урока учащимися.

ІІІ. Первичное закрепление с комментированием

Задачи:

  • повторение умственных и практических действий, операций.

1. Проверка на практике правильности решения учебной проблемы.

ІV. Контроль

Задачи:

  • выявить уровень освоения нового материала.

1. Самостоятельная работа

V. Итог

Выводы:

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

Место ПО – урок изучения нового материала на любом предметном содержании.

Цели ПО: формирование знания, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников

В статье содержится материал, который поможет учителям в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Развитие мышления младших школьников

  В период младшего школьного возраста у ребенка совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В статьепредложены задачи, упражнения, игры, которые способствую...

Развитие мышления младших школьников.

В разработке рассмотрена теоретическая часть вопроса: образование понятий по версии Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова и Клар, Уоллес; раскрыты проблемы формирования математического мышления, уровни геоме...

Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...

Особенности развития мышления младших школьников

В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....

Идеи проблемного обучения на уроках младших школьников (из опыта работы)

Опыт работы "Идеи проблемного обучения" создан на основе сказки Экзюперии раскрывается суть проблемного урока...