Конспект урока "ОБЖ" "Деловая игра Час суда"
методическая разработка по обж

Магницкая Наталья Геннадьевна

Для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости группы профессиональной подготовки по профессии "Садовник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Ф.И.О учителя

Магницкая Наталья Геннадьевна

Группа профессиональной подготовки

Тип урока

Урок изучения нового материала с элементами деловой игры

Тема урока

Виды угроз и опасностей при выполнении трудовых функций садовника

Цель

Овладение обучающимися знаниями о видах угроз и опасностей при выполнении трудовых функций садовника

Задачи

Образовательные

Знакомить обучающихся с видами угроз и опасностей при выполнении трудовых функций садовника, через элементы деловой игры

Коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие памяти, альтернативной и связной устной речи, через выполнение упражнений в рамках подготовки и проведении элементов деловой игры

Воспитательные

Воспитывать умение работать в команде, выполняя свою роль в общей деятельности

Материалы и оборудование

Письменные принадлежности: ручка, карандаш, линейка

Плакат "Сиди правильно"

Бланки самооценки

Красный, синий, зелёный карандаши

Иллюстрации «Действия при эвакуации в школе при пожаре»

Иллюстрации «Виды угроз и опасностей при выполнении трудовых функций садовника»

Садовый инвентарь: лопата, грабли, вилы

Молоток судьи

Мантия судьи

Ободки с названиями ролей учащихся при деловой игре (судья, обвинитель, защита, присяжный, пристав)

Сигнальные карточки

На доске шторками закрыта тема урока и название деловой игры

Методы обучения

Словесные: объяснение, беседа, повторение ранее выученного текста

Наглядные: показ

Практические: упражнения в сортировке предметов

Формы организации образовательного процесса

Урок

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент

Цель: Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Читает вступительный текст:

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Урок нужен для ученья

Поскорей расстанься с ленью.

Слушай, думай, не гадай

Хорошо запоминай.

Слушают вступительный текст. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку

Посмотрите на плакат "Сиди правильно!". Проконтролируйте себя: стул нужно придвинуть так, чтоб ваша РОВНАЯ спина облокачивалась на спинку стула. Руки лежат перед собой. Глазки смотрят на меня. При ответе не выкрикиваем, а поднимаем руку.

Начинаем урок.

Сравнивают позу ученика на плакате "Сиди правильно" со своей, исправляют недочеты

Обратите внимание на бланки самооценки. На каждом этапе урока вы будите себя оценивать - получилось ли у вас справиться с заданием.

Если всё получилось - раскрашиваете кружок красным. Если были недочеты - раскрашиваете кружок зелёным.

Если не получилось - раскрашиваете кружок синим.

Слушают учителя.

Оцените себя в бланках самооценки

Оценивают себя. Учитель контролирует и указывает на верность самооценивания.

II. Повторение пройденного на прошлом уроке.

Цель: выявить уровень усвоения обучающимися материала прошлого урока.

Учитель обращает внимание детей на 3 иллюстрации «Действия при эвакуации в школе при пожаре», предлагает рассмотреть их.

Учитель задаёт вопрос о действиях, изображенных на каждой карточке

Слушают инструкцию.

Выполняют инструкцию.

Отвечают на вопрос учителя

1. Слава, напомни нам, что мы должны делать при сигнале «Пожар»

Отвечает, что услышав сигнал, обучающиеся должны построится за учителем, и следовать за ним по знакам направления эвакуации до безопасного места сбора.

2. Костя, скажи, где у нас в школе безопасное место при эвакуации?

Отвечает, что на школьном стадионе

3. Алина, Саша и Богдана, расположите картинки в порядке действий при эвакуации.

Денис, что мы должны делать при сигнале «Пожар»?

Денис, после того как мы построились за учителем, что мы должны делать?

Денис, куда мы выходим при эвакуации?

Действуют по пошаговой инструкции учителя после ответов Дениса

Если Денис, затрудняется с ответом, задать вопрос другому ученику.

4. Учитель выдаёт ребятам ещё одну картинку, где нет одного из участников эвакуации (обучающегося). Предлагается рассмотреть картинку, обсудить, что не совпадает с остальными картинками серии «Действия при эвакуации в школе при пожаре» и ответить на вопросы:

- Денис, что мы видим на картинке?

- Костя, ты заметил разницу в картинках?

- Слава, объясни, какое нарушение правил эвакуации изображает эта картинка

Учитель подводит итог и повторяет, что при эвакуации дети должны следовать за учителем, не паниковать и выполнять все инструкции педагога.

Выполняют инструкцию

Отвечает, что видим эвакуацию по лестнице

Отвечает, заметил или нет (не хватает одного обучающегося)

Оцените себя в бланках самооценки

Оценивают себя

III. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся. Сообщить тему и цель урока.

А этот урок мы проведем в необычной и непривычной для вас форме. В форме деловой игры «Час суда».

Будет слушаться дело «О видах угроз и опасностей при выполнении трудовых функций садовника»

Учитель открывает шторки на доске, и дети видят тему урока и название деловой игры.

Учитель сообщает, какие роли и функции у каждого игрока.

Обвинение: Рассматриваться будет дело преступной группировки, где главными травмирующими факторами являются:

«Садовый инвентарь», «Садовая техника и механизмы», «Химикаты: яды и удобрения», «Природные факторы: ветра, осадки, температурные явления, растения и животные».

Обвинение: Первым к ответу приглашается «Садовый инвентарь».

Пристав Денис, внесите подсудимых.

5 мая на пришкольном участке пострадали три ученика: Иванов Иван был травмирован черенком граблей (выставляю на доску картинку с неверно оставленными граблями), получив ушиб мягких тканей лба. Петров Петя напоролся на вилы, которые переносил Сидоров Сеня (картинка). Сам же Сидоров Сеня получил травму стопы при перекопке грядки (картинки).

Защита: Извините, но при проведении расследования было установлено, что ребята не соблюдали технику безопасности при работе с инвентарем: Судебный пристав Денис нам покажет, как нужно класть грабли (показывает).

Судебный пристав Саша покажет нам, как нужно переносить инвентарь.

А травму от лопаты потерпевший получил, потому что слишком близко поставил штык к стопе.

Обвинение: Всё таки, уважаемые присяжные, я настаиваю на том, что группировка «Садовый инвентарь» виновны. Если вы со мной согласны поднимите красный круг.

Защита: Уважаемые присяжные, «Садовый инвентарь» не виновны, потому что дети не выполняли технику безопасности. Оправдаем и поднимем зеленый круг.

Присяжные поднимают зеленый круг и судья оправдывает «Садовый инвентарь».

Обвинитель: Интересно, а разминку пострадавшие перед физическим трудом сделали. Уважаемый судья покажите комплекс упражнений, который поможет размяться и приготовить мышцы к физическим нагрузкам.

Слушают учителя. Выполняют инструкции учителя

IV. Физминутка

Цель: повысить работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых.

Ребята встают рядом со своими рабочими местами так, чтобы не удариться самим и не ударить одноклассника

Костя выйдет к доске и проведёт физминутку:

5 наклонов головы

5 сжиманий пальцев

5 вращений кулаками

5 вращений в локтевом суставе

5 вращений рук

Наклоны вперёд-назад

Наклоны вправо-влево

5 приседаний

Прыжки на месте

Выполняют инструкцию

Костя выходит к доске и проводит комплекс упражнений на разминание всех групп мышц. Дети выполняют упражнения совместно с Костей.

Обвинение: Продолжается слушаться дело преступной группировки, где главными травмирующими факторами являются:

«Садовая техника и механизмы», «Химикаты: яды и удобрения», «Природные факторы: ветра, осадки, температурные явления, растения и животные».

Приглашаю к ответу «Садовую технику и механизмы».

16 июля Орлов Миша получил травму при работе с бензокосилкой. Отлетевший камень травмировал глаз Орлова Миши.

Защита: при расследовании доказано, что Орлов Миша не надел средства индивидуальной защиты перед покосом.

Обвинение: Итак, уважаемые присяжные я настаиваю на том, что группировка «Садовая техника и механизмы» виновны, если вы со мной согласны поднимите красный круг.

Защита: Уважаемые присяжные, «Садовая техника и механизмы» не виновны, потому что работник не выполнял инструкцию по работе с техникой и механизмами. Оправдаем и поднимем зеленый круг.

Присяжные поднимают зеленый круг и судья оправдывает «Садовая техника и механизмы».

Обвинение: Продолжается слушаться дело преступной группировки, где главными травмирующими факторами являются:

«Химикаты: яды и удобрения», «Природные факторы: ветра, осадки, температурные явления, растения и животные».

Приглашаю к ответу «Химикаты: яды и удобрения»

27 июля свидетель Алина при подкормке томатов удобрениями получила отравление. Это был преступный умысел группировки «Химикаты». Свидетель выйдите к нам, расскажите о последствиях.

Алина: у меня болел живот, поднялась температура, пришлось вызывать врача.

Защита: Уважаемые присяжные, расследование доказало, что Алина перед обработкой растений не надела перчатки, а после обработки не помыла руки и съела пирожок.

Обвинение: Итак, уважаемые присяжные я настаиваю на том, что группировка «Химикаты» виновны, если вы со мной согласны поднимите красный круг.

Защита: Уважаемые присяжные, «Химикаты» не виновны, потому что работник не выполнял инструкцию по работе с химикатами. Оправдаем и поднимем зеленый круг.

Присяжные поднимают зеленый круг и судья оправдывает «Химикаты».

Обвинение: Приглашаются к ответу «Природные факторы: ветра, осадки, температурные явления, растения и животные».

2 августа свидетель Богдана, работая на участке, обожглась крапивой, была ужалена пчелой и получила тепловой удар. Свидетель Богдана, покажите, как вас ужалила пчела?

Вот такой огромный урон здоровью Богданы нанесла группировка «Природные факторы».

Защита: Расследование доказало, что ничего бы не случилось, если бы Богдана надела рабочую одежду!

Обвинение: Итак, уважаемые присяжные я настаиваю на том, что группировка «Природные факторы» виновны, если вы со мной согласны поднимите красный круг.

Защита: Уважаемые присяжные, «Природные факторы» не виновны, потому что работник не выполнял инструкцию по работе с химикатами. Оправдаем и поднимем зеленый круг.

Учитель: Ребята, вот и подошёл к концу судебный процесс по делу преступной группировки, где главными травмирующими факторами являются:

«Садовый инвентарь», «Садовая техника и механизмы», «Химикаты: яды и удобрения», «Природные факторы: ветра, осадки, температурные явления, растения и животные».

Мы убедились, что все рассмотренные факторы действительно могут нести большую опасность жизни и здоровью работника. Но если работник будет выполнять инструкции по технике безопасности, то беды не случится.

Слушают учителя. Выполняют инструкции учителя

А теперь оцените себя в бланках самооценки

Оценивают себя

V. Выработка умения применять полученные знания в схожих ситуациях

Цель: закрепить знания и умения, учащихся по новому материалу.

Обучающимся предлагаются карточки с заданиями:

Для Славы, Кости и Дениса:

Для Алины, Богданы, Егора:

А теперь оцените себя в бланках самооценки

Выполняют задания, соответствующие своему уровню сложности

Оценивают

VI. Обобщение

Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке

Ребята, вы сейчас будите помогать мне подводить итоги нашего урока. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:

- Мы заканчиваем урок …(ОБЖ)

- На уроке ОБЖ мы провели деловую игру….

- В ходе которой узнали…

- Молодцы!

Дополняют предложение:

- ОБЖ

- «Час суда»

- какие травмирующие факторы есть при работе в сельском хозяйстве

VII. Итог урока

Цель: Привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, создать установку на отдых, организованно окончить урок

- Давайте рассмотрим наши бланки самооценки. Каких цветов там больше?

Оценивание детей педагогом с комментированием успехов и недочетов.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 1 классе.Деловая игра "Строим дом"

Конспект урока развития речи в 1 классе Деловая игра "Строим дом"...

Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный».

Цели: Образовательные: - познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»; -учить применять права и обязанности в повседневной жизни. Развивающие: - р...

Урок - деловая игра по математике (конспект урока)

В данной разработке представлен конспект урока по математике для 2 класса в форме деловой игры. Деловая игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у у...

Конспект урока "Деловая игра. Сложение и вычитание многозначных чисел" математика 4 класс.

Конспект урока по математике. Деловая игра. Мложение и вычитание многозначных чисел. 4 класс...

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....