Конспект урока развития речи в 1 классе.Деловая игра "Строим дом"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока развития речи в 1 классе Деловая игра "Строим дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_uchitel_goda.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 1 классе по ОС «Школа 2100»
- Организация внимания.
–Здравствуйте, дети. Меня зовут Н.И. Сегодня урок проведу у вас я. Тихо сядьте.
- Постановка темы и цели урока. Эмоциональное введение в тему.
-Сегодня у нас необычный урок. Весь урок мы будем трудиться над развитием речи.
-Мы будем строить.
-Что можно построить?
-Мы будем строить дом. Но не простой дом, а дом наших знаний.
-Что такое дом?
-Дом – это, то место где тебя всегда поддержат. Всегда примут. Место куда ты можешь вернуться, где тебя любят, где тепло и уют. Где всегда ждут друзья, готовые подставить своё крепкое и надёжное плечо. И чтобы наш дом получился таким, давайте подарим друг другу улыбки.
-А с чего начинается строительство дома?
(п\о с набора строителей)
- А строителями будете все мы. Вы согласны?
-Сегодня вы поймёте с чего начинается строительство, как проходит подготовка, какие рабочие осуществляют этот процесс, какими инструментами они пользуются и какая техника им в этом помогает. Вы поймёте с помощью каких заданий и упражнений можно развить речь.
3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
-А что такое речь?
- Какая бывает речь?
( п\о письменная и устная)
- Какую речь мы называем устной?
- Какая речь называется письменной?
- А из чего состоит наша речь?
(п\о из предложений)
-Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
Микроитог.
-Молодцы вы все на славу поработали, но самыми активными были ….
-У всех строителей есть лестницы. А зачем лестницы строителям?
(п\о лестница нужна строителю, чтобы выполнять строительные работы на высоте)
-Такие лестницы есть и у нас.
-Обведите самую нижнюю ступеньку, если вы вспомнили все вопросы, если вам это не удалось, то не обводите - ничего.
4.Подготовка площадки. Составление слов. Выставка книг.
–Где строится дом?
- Строительство дома осуществляется на специально предназначенных для этого земельных участках. Эти участки называются строительными площадками.
Слайд 2
\на доске облака, под ними – «один в поле не воин»
-Что находится над нашей строительной площадкой?
(п\о облака)
-Что за ними прячется?
-А кто из вас прав, узнаем в конце нашего урока. Но так как мы выполнили первое задание- актуализировали наши знания, одно облачко исчезает.
-Нам нужно подготовить участок для строительства дома. Что для этого необходимо?
(п\о убрать камни)
\камни прикреплены на доске.
-Посмотрите внимательно на камни, что на них написано?
-Давайте их прочитаем.
-Что получится, если сложить вместе несколько слогов?
(п\о: слова)
-Для строительства дома нужны инструменты.
-Как вы думаете, название чего можно сложить из данных слогов?
-Если сложить слоги, то получатся слова – названия инструментов, которые будут нам помощниками. И тогда вы сможете убрать камни.
\дети выполняют задание.
СЛОГИ НА КАМНЯХ: ПИ ЛА МО ЛО ТОК ТО ПОР ТЕ РЕ МОК
(п\о пила, молоток, топор, теремок)
Слайд 3
-Давайте проверим: правильно ли мы выполнили это задание?
Слайд 4
-Молодцы, очень постарались. Но это ещё не все инструменты нужные для строительства дома, их существует огромное количество, среди них: рубанки, кисти, молотки, плоскогубцы, шурупы, дрели, ключи, лобзики, шпателя, рулетки, кувалды, можно перечислять очень долго.
-Какое слово получилось лишним? Почему?
-Что такое теремок?
-А вот правы вы или нет, мы узнаем, после того, как обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
\читает ученик
Слайд 5
Слайд 6
-Очень важны толковые словари — они объясняют значения слов. Самый известный среди толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Но не менее известен «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
-А какие вы произведения знаете, где встречается названия жилища?
( п\о « Кошкин дом», «Теремок», «Дом, который построил Джек», «Рукавичка», «Зайкина избушка», «Грибок – теремок»)
-Существует много разных произведений. И чтобы знать эти произведения, нужно их читать. Чтение обогащает словарный запас каждого человека, развивает его речь, делая её грамотной, мелодичной и красивой. Я предлагаю вам прочитать следующие книги.
Слайд 7
-Какие задания и упражнения мы выполняли, чтобы расчистить строительную площадку?
(п\о складывали слова из слогов, работали с толковым словарём, знакомились с произведениями.)
-Всё это мы делали, чтобы развить свою речь.
-Кто из вас составил такие же слова? Нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.
-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.
5. Закладка фундамента.
-Нам нужна строительная техника.
-А кто знает, какая техника помогает в строительстве дома?
Слайд 8
-Что делала техника на строительной площадке?
-Что производила техника при работе?
-Кто там жил?
-Где находились норки мышек?
-Чем всё это завершилось?
Слайд 9-15.
Мышка полевая – живёт на лугу, пустыре и в поле. Всюду она осторожна, передвигается бесшумно, в случае опасности быстро убегает и может притаиться. Активна она в дневные часы, а ночь проводит в норке, расположенной неглубоко в почве. Норку делает из сухих стеблей, листьев, трав. Неподалёку мышка устраивает кладовую с запасом пищи, что помогает ей зимовать.
- Мышки лишились дома. Они разбежались: кто куда. Посмотрите вокруг, а может и к нам несколько забежали?
\дети находят мышек в классе
-А хорошо ли лишиться дома?
-Как им помочь?
-Давайте представим себя мышками.
-Озвучьте мысли мышек, поставьте себя на их место, попробуйте «влезть в их шкуру»
-Мы можем помочь мышкам?
-Давайте найдём пути решения, тем самым зальём фундамент нашего дома.
( п\о заберём мышек себе)
Микроитог.
-Молодцы, вот и справились мы с заданием, а значит, у нас появился фундамент.
\учитель прикрепляет фундамент.
-Какие задания и упражнения мы выполняли, чтобы залить фундамент?
(п\о знакомились с техникой, с жизнью мышек, помогали мышкам.)
-Всё это мы делали, чтобы развить свою речь.
-Кто из вас считает, что справился, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.
-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.
Физминутка.
-А сейчас время перерыва, а значит, время отдыха.
То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Строят рядом новый дом. (изображая стук молотком кулачками)
Бьют так громко молотком –
Вся округа слышит (закрывают ладонями уши)
То железом кроют дом,
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)
6. Подготовка кирпичей для строительства. Строительство стен. Работа в парах.
-У вас на столах есть «ведёрки». Там лежат кирпичики. Мы будем строить стены.
- . Прочитайте слова на кирпичиках, их нужно соединить по два.
А вот как, придумайте сами, работайте в парах, советуйтесь, спорьте, ищите истину.
СЛОВА НА КИРПИЧИКАХ: высокий, низкий, тяжёлый, лёгкий, новый, старый.
Слайд 16.
-Проверьте. Сравните с доской.
-Подберите слово – предмет, про которое можно сказать Высокий или низкий, и т. д.
-Составьте красивые предложения с любым из слов на кирпичиках.
Микроитог.
-Те пары, которые выполнили задание правильно - молодцы, сразу видно – работали дружно, сплочённо.
-Почётное право поставить стены предоставляется … (первой выполневшей задание паре)
-Какое задание мы выполняли, чтобы поставить стены?
(п\о складывали кирпичики с противоположными по смыслу словами, составляли предложения)
-А делали мы задание, чтобы развить свою речь.
-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.
-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.
7.Строительство крыши. Отличие набора предложений от текста
Слайд 17
-Перед вами две группы предложений. Найдите среди них текст.
-Что такое текст?
-Первая группа.
1. Строители строят дом. В лесу растёт ёлка. На небе много звёзд.
\ (читает учитель)
-Вторая группа.
2. Строители строят дом. Каменщик кладёт кирпичи. Кровельщик кроет крышу.
\ (читает учитель)
-Какой из двух вариантов является текстом?
- Докажите, что это текст.
- Про что текст?
-Давайте его озаглавим.
-Какие слова вам не понятны?
(п\о кровельщик, каменщик)
-Почему в конце текста стоит многоточие? Что это значит?
(п\о текст нужно продолжить)
-Давайте составим ещё одно предложение, что ещё может происходить на стройке?
Слайд 18
Микроитог
-Молодцы, мы очень хорошо поработали, а особенно потрудились ….
-А раз мы хорошо поработали, то у нас появилась крыша.
-Какое задание мы выполняли, чтобы появилась крыша?
(п\о отличали текст от набора предложений, продолжали текст)
-А делали мы это задание, чтобы развить свою речь.
-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.
- Мы построили дом. И, конечно, каждый из вас мог убедиться, что нелёгкое дело – строить дом.
-Давайте пофантазируем, что будет с домом через много, много лет, скажем лет через 100?
6. Работа с пословицей
-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.
-Прочитайте предложение, которое пряталось под облаками.
(п\о один в поле не воин)
- Что это за предложение?
-Что она означает?
( п\о один в поле не воин — один ничего не сделаешь. Мы должны понимать, что, по пословице один в поле не воин, одному сдвинуть тяжёлый камень невозможно: необходимы верные, надежные и умелые помощники)
-Подумайте, почему именно эта пословица спряталась за облаками?
(п\о её можно применить к нашей работе, про нас можно сказать:»один в поле не воин»)
-Очень важно знать пословицы и применять в своей речи. Они развивают нашу речь, обогащают наш словарный запас.
Микроитог.
- Мне понравилось как работали….
-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.
-Поднимите руки, у кого из вас кружок на всех лесенках оказался на самой верхней ступеньке?
-Поднимите руки, у кого из вас кружок на всех лесенках оказался на самой нижней ступеньке?
7. Итог урока.
-. Почему строительство прошло успешно?
-Какие упражнения мы выполняли?
-Для чего мы выполняли эти упражнения?
-Для чего нужно развивать свою речь?
-Какое упражнение вам было трудно выполнить? Какие было – легче?
-Что вы не знали до урока, а теперь знаете?
Рефлексия.
-Кому из вас было интересно и легко работать, возьмите цветок, я предлагаю украсить наш дом знаний клумбой, а кому из вас было неинтересно и трудно работать – оставьте цветок себе.
-И на память о нашем уроке, я вручу вам маленькие сувенирчики – это изображение построенного вами дома знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...