Проектная задача "Календарь безопасности"
план-конспект занятия по обж (2, 3, 4 класс)

Проектная задача "Календарь безопасности". В материале отражены   цели, задачи,  замысел и описание проектной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha_kalendar_bezopasnosti.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Календарь безопасности»

Название проектной задачи

Календарь

Класс

2

Тип задачи

Предметная проектная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Выявление понимания учащимися образа времени в разных формах, на основе существующих календарей создание нового вида  календаря.  Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Умение классифицировать опасности, связанные с временами года.
  2. Применение нового способа по описанию, приведенному в тексте задания.
  3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).
  4. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.

Планируемый педагогический результат

  1. Демонстрация учащимися способности переносить известный способ создания календарей в новую ситуацию.
  2. Умение создать конечный продукт «Календарь», работая в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

- владение учащимися необходимым предметным материалом;

- умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

Центральным действием при решении проектной задании «Календарь» является создание нового календаря, связанного с безопасностью. Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо представить свой образ времени, используя соотношение: «время года - безопасность», используя знания о различных видах календарей создать новый вид календаря.

Данная проектная задача рассчитана на участие пяти человек в каждой малой группе, так как на начальном этапе предполагается работа каждого участника с ним из четырех времён года.

Описание проектной задачи

Твоя жизнь - это и есть время, которое тебе отведено. Потратив лишнюю секунду времени бесцельно, считай, что потерял кусочек себя.

Жизнь человеку даётся один раз, это - бесценный дар. И от человека, в том числе и от маленького, во многом зависит, будет ли она долгой и интересной или прервётся, поэтому линия жизни должна быть по возможности длинной, и каждый должен  задумываться над тем, как не сделать её короче. А что должен делать человек, чтобы прожить долгую и интересную жизнь. Что он должен делать для сохранности своей жизни? Он должен соблюдать правила безопасности.

 Поэтому сегодня мы предлагаем вам создать календарь безопасности. Вы будете работать в группах с ребятами из других классов. Познакомитесь с различными представлениями о времени, создадите свою модель времени. Узнаете об опасностях, которые могут подстерегать человека в различные времена года. И постараетесь создать свои правила безопасности.

Задание 1. «Сезонный календарь».

  1. Презентация «Виды календарей».
  2. Вам предлагаются изображения четырех времен года. Заполните пространства календаря согласно инструкции. Вспомните опасности, которые могут поджидать человека в разные времена года. Обсудите в группе, какие виды опасностей вы будете комментировать, и писать в правила безопасности. Работайте чётко по инструкции.

Инструкция № 1

  1. Прочитайте текст «Календари».
  2. Рассмотрите предложенные календари. Определите вид каждого календаря.
  3. Создайте свой сезонный календарь. Каждому участнику определите лист для оформления времени года и инструкцию к нему.

Первый сезон «Зима»

Инструкция.

  1. На листе №1 в календаре допишите недостающие названия месяцев, дней недели, числа.
  2. Выделите маркером выходные дни.
  3. Из предложенных картинок опасностей выберите только 2 наиболее важные, которые подстерегают нас в это время года.
  4. Приклейте выбранные иллюстрации в рамки под названием.
  5. Напишите 2 правила безопасного поведения в это время года.

Второй сезон «Весна»

Инструкция.

  1. На листе №2 в календаре допишите недостающие названия месяцев, дней недели, числа.
  2. Выделите маркером выходные дни.
  3. Из предложенных картинок опасностей выберите только 2 наиболее важные, которые подстерегают нас в это время года.
  4. Приклейте выбранные иллюстрации в рамки под названием.
  5. Напишите 2 правила безопасного поведения в это время года.

Третий сезон «Лето»

Инструкция.

  1. На листе №3 в календаре допишите недостающие названия месяцев, дней недели, числа.
  2. Выделите маркером выходные.
  3. Из предложенных картинок опасностей выберите только 2 наиболее важные, которые подстерегают нас в это время года.
  4. Приклейте выбранные иллюстрации в рамки под названием.
  5. Напишите 2 правила безопасного поведения в это время года.

   

   Четвертый сезон «Осень»

Инструкция.

  1. На листе №4 в календаре допишите недостающие названия месяцев, дней недели, числа.
  2. Выделите маркером выходные.
  3. Из предложенных картинок опасностей выберите только 2 наиболее важные, которые подстерегают нас в это время года.
  4. Приклейте выбранные иллюстрации в рамки под названием.
  5. Напишите 2 правила безопасного поведения в это время года.

Текст «Виды календарей»

Календарь-таблица или книжка с перечислением чисел, дней недели, месяцев, и с различными справочными сведениями.                                    

       На территории древних поселений были обнаружены причудливые глиняные пластинки с множеством отверстий. Позже выяснилось, что это - календари. Древние жители ежедневно переставляли палочки из одного отверстия в другое и так вели отсчёт времени.

        В настоящее время существуют календари различных видов:

Настольный календарь - состоит из календарных листов, скрепленных спиральной скрепкой.

Настенный перекидной календарь - с тринадцатью страницами, где каждый прошедший месяц перекидывается через верх.

Отрывной календарь - книжка с отрывными листами.

Календари-домики. Настольный вариант календаря.

Календари-плакаты. Календари с изображением чего-либо или кого-либо.

Карманные календари. Небольшой календарик в виде таблицы. Его можно положить в карман.

Календарь-ежедневник. В нём много разных сведений и можно вести собственные записи.

Содержание календарей так же бывает разным. Есть календарь знаменательных дат и событий, астрологический календарь, православный календарь, календарь рыболовов и другие.

Комментарий к заданию 2.

На столах у учащихся набор цветных карандашей, фломастеров, маркеров, ножницы, клей, разные виды календарей, тематические картинки, сезонные листы №1,2,3,4 для заполнения, инструкция №2.

При проведении экспертного оценивания следует обратить внимание, согласовывают ли учащиеся между собой действия и как работают по инструкции. Если они этого не делают, у них, скорее всего, возникнут трудности на этапе —заполнения таблиц календаря и при формулировании правил.

Задание 2. «Праздничные даты»

  1. Презентация «Такие разные праздники»
  2. Вам предлагается придумать свою праздничную дату, оформить страницу  работая по инструкции.

Инструкция № 2

  1. Выделите красным цветом праздничные даты в сезонном календаре.
  2. Придумайте свой праздник.
  3. Объясните, чему или кому посвящен этот праздник.
  4. Придумайте символ вашего праздника, название, определите дату и изобразите их на отдельном листе .
  5. Напишите поздравление с этим праздником кому-нибудь из одноклассников (обычное поздравление, поздравление в стихах, СМС-поздравление).
  6. Отметьте свой праздник на сезонном календаре.

 Комментарий к заданию 2.

На столах у учащихся набор цветных карандашей, фломастеров, маркеров, лист  для заполнения, инструкция №2.  

При проведении экспертного оценивания следует обратить внимание, согласовывают ли учащиеся между собой действия и как работают по инструкции.

Задание 3. Выступление.

  1. Оцените свой вклад в создании продукта.
  2. Предъявите свой продукт обществу.

Инструкция № 3

(Выступают все участники группы).

  1. Покажите, какой образ времени создала ваша группа. Расскажите   о нем.    

2. Что добавила ваша группа в сезонный календарь?

3.  Какие правила безопасного поведения для данного времени года предлагает ваша группа?

4. Какую свою праздничную дату придумала ваша группа? Расскажите о ней.

5. Что понравилось больше всего, какие трудности были в работе?

6. Приготовитесь отвечать на вопросы.

 Комментарий к заданию 3.

На столах у учащихся лист самооценки для заполнения, ручки, инструкция №4.  

После данного этапа группами проводится предъявление результатов выполненной работы, которая может оцениваться разными способами: например, написанием отзывов на работу, выполненную другой группой, или публичной защитой «продуктов» своей работы.

При проведении экспертного оценивания следует обратить внимание на самооценивание учащиеся и на презентацию созданного «продукта».

Самооценка работы группы.

Участники группы

Вклад в работу группы

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Карта наблюдателя

Группа __________________________________________

ФИО наблюдателя ________________________________

Проверяемый элемент

ФИ участников группы

1

Способен понять задание или задачу.

2

Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией.

3

Способен понимать позиции разных участников коммуникации.

4

Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками группы.

5

Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность.

6

Может оказывать помощь другим членам команды без всяких уговоров, видит сам кому нужна помощь.

7

Способен критически и содержательно оценивать свой результат.

8

Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям.

9

Умеет презентовать свой продукт, отвечать на поставлены вопросы.

10

Обладает способностью лидера, может организовать работу группы так, чтобы все были задействованы в работе.

 Оценка выступления групп.

Член ЖЮРИ_________________________

Критерии

1гр

2гр

3гр

4гр

Название группы

1.Точность и выразительность образа времени

(рисунок)

2.Представление правил безопасного поведения ВЕСНОЙ

3. Представление правил безопасного поведения ЛЕТОМ

4. Представление правил безопасного поведения ОСЕНЬЮ

5. Представление правил безопасного поведения ЗИМОЙ

6. Представление новой даты календаря (дата, название, символ, поздравление)

7. Качество представления созданного группой календаря.

ВСЕГО

1б - низкий уровень (много ошибок)

2б - средний уровень – есть небольшие ошибки

3б - высокий уровень – нет ошибок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по пожарной безопасности для учащихся начальных классов.

Межпредметная проектная задача для 1-3классовОпубликовано 12.11.2011 - 22:11 - Чешева Мария ВладимировнаВ 1 – 3 классах особенностью предметных  проектных задач является то, ...

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

Разработка проектной деятельности на классном часе "Мой безопасный путь"

В разработке представлено мероприятие, направленное на формирование личности безопасного типа....

Я и безопасность. Агитбригада для детей и родителей (в рамках проектной деятельности).

Вы наверное обратили внимание, что в последнее время много говорится о безопасности. На уроках окружающего мира, на классных часах, учителя нам всегда говорят о правилах безопасности. Нам захотелось с...

Проектная деятельность в начальной школе: описание опыта работы над проектом " Безопасный мир".

Основы безопасности – один из наиболее актуальных и важных вопросов для младших школьников. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного пове...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Использование проектной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,...