Я – культурный пассажир!
план-конспект занятия по обж (3 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия для 3 класса
Я – культурный пассажир!
Цель:
- познакомить с обязанностями пассажиров;
- закреплять правила пользования общественным транспортом;
- познакомить с историей развития общественного транспорта в городе Мценск;
- формировать представление учащихся о разнообразии видов общественного транспорта;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.docx | 119.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия для 3 класса
Я – культурный пассажир!
Цель:
- познакомить с обязанностями пассажиров;
- закреплять правила пользования общественным транспортом;
- познакомить с историей развития общественного транспорта в городе Мценск;
- формировать представление учащихся о разнообразии видов общественного транспорта;
Оборудование: правила дорожного движения в стихах и тест для 3 групп, деформированные предложения, зеленый, желтый, красный круги для игры «Светофор», памятки для всех учащихся.
Ход занятия
1.Оргмомент. Целеполагание.
Учитель:
- Послушайте такое стихотворение:
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Всем, кто любит погулять, всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать-
Правила движения!
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (предположения детей)
-Действительно! Наше внеурочное занятие будет посвящено правилам дорожного движения.
-Для чего мы изучаем правила дорожного движения?
-Назовите причины, по которым дети попадают в дорожно-транспортные происшествия?
(Ответы детей).
-Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы все должны строго соблюдать правила дорожного движения. Повторим известные нам правила.
Класс делится на три группы ( можно по рядам). Работа в группах. Группы получают правила дорожного движения в стихах. Прочитав стихотворение, необходимо сформулировать правило. Отвечает группа, выполнившая задание первой.
1. Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны-
Держитесь правой стороны.
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя - тротуар.
(Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны)
2. Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе, «переход!»
(Переходить улицу можно только в тех местах, где имеется пешеходная дорожки или указатели перехода)
3. С площадки трамвая сходи, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь?
Трамвай ты сзади не огибай,
Легко под встречный попасть трамвай.
(При выходе из трамвая, огибай трамвай спереди)
Каждая команда озвучивает свое правило.
Учитель:
- Молодцы! Отлично справились с заданием.
2. Актуализация знаний.
- Итак, сегодня мы окунемся в интересный, но не безопасный мир дороги, ведь на дороге нас подстерегает и окружает множество неожиданностей и опасностей. И чтобы их избежать, надо не только выполнять особые правила – Правила дорожного движения! Но и знать обязанности пешеходов и пассажиров. Ведь не случайно тема нашего занятия: «Я культурный пассажир!»
- Но сначала, давайте ребята постараемся определить, кого называют пешеходами, кого – пассажирами, а кого – водителями. На улице можно увидеть много людей, но вот понять кто из них кто, довольно непросто.
- Пешеход – это любой человек, который вышел на улицу. Неважно для чего или зачем этот человек вышел на улицу, все равно он сразу становится пешеходом. И пешеходом его зовут потому, что он по дороге идет пешком, а не едет.
- А пассажир - это человек, который едет на любом транспорте. И тут важно запомнить то, что водитель не будет считаться пассажиром.
-А знаете ли вы историю общественного транспорта в нашем городе? Сейчас мы с ней познакомимся.
- Мценск известен с 1146 года. Это один из старейших городов Орловской области, который успел побывать и военной крепостью, и торговым центром. Современная планировка Мценска сформировалась еще в конце XVII века. Река Зуша делит этот город на две части. На левом берегу расположены исторические кварталы старого Мценска, а на правом – административный центр с преимущественно советской застройкой. Объединяет обе части главная транспортная артерия города – улица Мира. Раньше основным средством передвижения по городу были лошади. Затем стали появляться повозки. А потом уже на улицах города появились автомобили.
- А ну-ка посчитайте, в каком году был изобретен автомобиль, если в 1986 году он отметил свой 100-летний юбилей? (в 1886)
- Правильно. Самый первый автомобиль был сконструирован французом Николя Кюньо в 1770году, а уже в 1886 году Карл Бенц, немецкий инженер, уже создал первый автомобиль с бензиновым двигателем. И людям сначала было непривычно смотреть на такое чудо на улицах. Они даже смеялись, называли автомобиль –механическим уродцем, ведь он двигался тогда чуть быстрее пешехода. Но со временем автомобиль усовершенствовали, и вместе с этим менялась его скорость, что и стало уже представлять опасность для окружающих.
Вот такая предыстория у автомобиля. Сейчас появилось много разных автотранспортных средств, в том числе и различный городской транспорт: автобусы, трамваи, троллейбусы, которые тоже представляют опасность для окружающих, потому что их мгновенно остановить нельзя. При торможении, они проходят по инерции какое- то расстояние, которого достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Особенно это трудно, когда дорога скользкая. И очень страшно видеть такие картины на улицах и нашего города тоже.
Мценск в наше время представлен одним видом наземного городского транспорта – автобус. Этот вид общественного транспорта охватывает всю территорию города. Кроме того, в городе есть такси и маршрутные такси.
Игра «Светофор»
Если учитель показывает красный цвет - дети стоят на месте, если желтый – хлопают в ладоши, если зеленый – шагают на месте.
3. Практическая деятельность.
. - Иногда некоторые ребята, думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель».
-Вы согласны с таким мнением? Выскажите свое. Ответ обоснуйте. (Слово группам)
-Да, правильно, во многом и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые нужно выполнять, будучи пассажиром.
-А теперь, давайте представим, что мы - пассажиры. И познакомимся с правилами посадки, выхода из общественного транспорта, правилами поведения в общественном транспорте.
Город наш хоть и не велик, но нам иногда приходится пользоваться общественным транспортом. Общественный транспорт следует по строго определенным направлениям – маршрутам. По номеру автобуса мы узнаем, по какому маршруту он передвигается.
-Где пассажиры должны ждать общественный транспорт?
(На остановках создают специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.)
-Как мы должны будем войти в автобус? (через переднюю дверь, не толкаясь)
- Запомните, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. Желательно около дверей не стоять. Если есть место, то нужно пройти внутрь салона и обязательно во время движения держаться за поручни.
- А разговаривать во время движения с водителем можно? (ответы детей)
- Правильно, ни в коем случае. Об этом даже напоминает табличка около кабины водителя. Нельзя отвлекать внимание водителя, чтобы не попасть в аварию.
- А можно ли высовываться из окна? (нет)
- Почему?
- Правильно. Рядом с автобусом может двигаться другой транспорт.
- Можно ли ходить по автобусу во время движения? (ответы детей)
-Совершенно верно – нельзя ходить, потому что автобус может резко затормозить, а пассажир, идущий по салону, может получить травму.
- Что надо обязательно сделать, зайдя в любой транспорт? (надо оплатить проезд)
- Можно ли в автобусе громко разговаривать?
-Правильно, нельзя! В автобусе едет много пассажиров. Это может им мешать.
- Ну вот, мы и приехали. Как надо выходить из автобуса? (ответы детей)
- Надо всегда заранее готовиться к выходу и выходить через задние двери.
4. Закрепление. Включение в систему знаний.
-Давайте повторим основные правила, которые надо соблюдать пассажиру. А для этого в группах вы выполните тест.
- Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомашинами?
А) переходить дорогу медленно
Б) переходить дорогу быстро
В) убедиться, что нет приближающихся транспортных средств и перейти дорогу.
2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
А) сзади автобуса
Б) спереди автобуса
В) дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу.
3. К противоположной стороне улицы подъезжает «твой» автобус. Твои действия.
А) быстро перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус
Б) остановиться, спокойно перейти дорогу в предназначенном месте
В) посмотреть налево и переходить дорогу
4. Можно ли садиться в автобус или автомобиль со стороны проезжей части?
А) нельзя
Б) можно, если со стороны тротуара это невозможно и если это безопасно для пассажиров
В) можно во всех случаях
5. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем?
А) разрешено
Б) запрещено
В) разрешено во время стоянки
- Молодцы! Все группы очень хорошо справились с тестом.
- А теперь задание для командиров групп, называется оно- «Предложения «рассыпались»» Попробуйте их собрать. Что у вас получилось?
(1 .Знайте и выполняйте правила поведения в общественном транспорте!
2. Уступайте места старшим!
3. Не стойте на подножке!)
- Молодцы! Командиры наших групп – уже настоящие пассажиры. На отлично выполнили задания и повторили правила.
А закончить его занятие мне хотелось бы таким девизом:
- Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь!
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!
5. Подведение итогов и рефлексия.
- Что вам запомнилось?
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Закончите фразу: Теперь я знаю, что…..
- И в конце нашего занятия прочитаем памятку, чтобы придерживаться этих правил и быть культурными пассажирами.
- Я надеюсь, что вы запомните все эти правила и станете настоящими пассажирами. А к следующему занятию – по желанию можно нарисовать рисунок на тему: Я – пассажир!
- Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?
- Выяснить: для чего выращивают культурные растения? - Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Пути формирования экологического самосознания и культурного самосознания и культурного поведения младших школьников в учебно- воспитательном процессе
работа по формированию экологического сознания детей в учебном процессе...
Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)
Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...
Презентация на тему "Я культурный пассажир"
Закрепить представление учащихся о правилах поведения в общественном транспорте, об обязанностях пассажиров....
Классный час по ПДД "Мы - пассажиры, обязанности пассажира"
Классный час "Мы - пассажиры, обязанности пассажира"...