Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 4 класса
рабочая программа по обж (4 класс) на тему
Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - прородной, техногенной и социальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._obzh_4_klass_god.docx | 39.41 КБ |
6._obzh_diagnosticheskie_zadaniya_4_klass.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»
Утверждаю: Рассмотрено Согласовано:
Директор на заседании МО зам. директора по УР
школы-интерната протокол № 1 С.В. Хромова
О.В. Воинкова от «____» __________ «____»___________
«____»____________
Рабочая программа
факультативных занятий
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Учитель: Бородина Г. Ю.
Класс: 4
Год составления программы: 2018
Пояснительная записка
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Количество учебных часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Общее количество часов | 8 | 7 | 10 | 9 | 34 |
Количество часов для проведения практических занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 10 |
Количество часов для проведения экскурсий | 1 | - | - | - | 1 |
Диагностика | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Чрезвычайные ситуации, что это? | 2 | - | 5 | - | 7 |
Основы безопасности и ведение здорового образа жизни. | 3 | - | 2 | 3 | 8 |
Основы комплексной безопасности. | - | 4 | - | 1 | 5 |
Планируемые результаты по ОБЖ:
Должны знать: | Должны уметь: |
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности; • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом; • правила поведения при угрозе террористического акта; • государственную политику противодействия наркотизму; • основные меры по профилактике наркомании. | • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература:
- «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
- «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
- «Поурочные разработки по ОБЖ, 4 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.
Наглядность
1.Фильмы для показа:
- Порезы, ссадины, ушибы.
- Землетрясения.
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения в лодке.
- Помощь утопающему.
- Лесной пожар.
- Ядовитые грибы и ягоды.
- Правила поведения в лесу.
- Правила поведения на льду.
- Велосипед, ролики, и т.д.
- Домашние и дикие животные.
- Правила перехода через дорогу.
- Безопасность в наземном транспорте.
- Правила обращения с электроприборами.
- Пожарная безопасность.
- Опасные места в доме.
- «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».
2. Демонстрационный материал
-«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев
-«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.
Оборудование
Знаки дорожного движения
Светофоры (макеты)
Памятки
Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.
Кроссворды
Календарно-тематическое планирование
№ раздела | Кол-во часов в разделе | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Часы учебного времени | Дата |
1 четверть | 8 | ||||
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | ||||
1.1. | Чрезвычайная ситуация – что это? | Словарная работа: землетрясение, наводнение, завалы и т.д. Сюжетные картинки: бури, ураганы, оползни и т.д. Отгадывание кроссворда. Раскрашивание сюжетных картинок. Работа с памятками. | 1 | 03.09 | |
1.2. | Уроки городской безопасности (экскурсия) | Экскурсия по городу, знакомство со светофором. Беседа: места в городе опасные и безопасные. | 1 | 10.09 | |
1.3. | Умение преодолевать страх. | Работа в группах над пословицами. Беседа о спасательной службе и спасателях. Что такое МЧС? | 1 | 17.09 | |
1.4 | Диагностика (нулевой срез) | Проверка знаний учащихся. | 1 | 24.09 | |
2. | Основы безопасности и ведение здорового образа жизни. | ||||
2.1. | Как справиться с инфекцией: эпидемия гриппа. | Словарная работа: инфекция, микроб, иммунитет и т.д. Чтение дополнительного материала педагогом. Отгадывание кроссворда. | 1 | 01.10 | |
2.2. | Природа и безопасность (как защитить свой дом от злоумышленников). | Работа с памятками, пословицами и поговорками,отгадывание загадок, беседа по теме. | 1 | 08.10 | |
2.3. | Почему случаются травмы. | Словарная работа:травма. Виды травм. Отгадывание ребуса, загадок. Устное тестирование в конце урока. | 1 | 15.10 | |
2.4. | Если из раны течёт кровь (практическая работа) | Словарная работа: кровь, кровотечение, рана. Практическая работа «Как правильно забинтовать рану». Работа с памятками. Викторина по теме. | 1 | 22.10 | |
2 четверть. | 7 | ||||
2.5. | Безопасность при любой погоде (практическая работа) | Отгадывание кроссворда. Беседа: тепловой и солнечный удары, обморожение. Практическая работа: помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Работа с памяткой. | 1 | 12.11 | |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства. | ||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности. | ||||
1.1. | Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде, мопеде. | Работа над загадкой. Рассматривание на картинке устройства велосипеда и мопеда. Повторение правил езды на велосипеде и мопеде. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено». | 1 | 19.11 | |
1.2. | Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. | Отгадывание кроссворда, работа с памятками. Викторина по теме. Игра «О чём говорят дорожные знаки?». Работа с памятками. | 1 | 26.11 | |
1.3. | Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров. | Отгадывание кроссворда. Беседа по теме. Работа с памятками. | 1 | 03.12 | |
1.4. | Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД)- (практическая работа). Невыполнение пешеходами правил движения. | Повторение правил дорожного движения. Практическая работа по правильному переходу улиц. Памятки. | 1 | 10.12 | |
1.5. | Несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице, в транспорте. | Игра «Я – пассажир». Чтение правил поведения в транспорте, на улице. Словарная работа: недисциплинированность | 1 | 17.12 | |
1.6. | Диагностика. | Проверка знаний обучающихся. | 1 | 24.12 |
№ раздела | Кол-во часов в разделе | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Часы учебного времени | Дата |
3 четверть | 10 | ||||
1.7. | Железнодорожный переезд. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. | Правила перехода, переезда через железнодорожные пути. Что такое железнодорожный переезд. Презентация. | 1 | 14.01 | |
1.8. | Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами. | Правила безопасности при пользовании железнодорожным транспортом. | 1 | 21.01 | |
1.9. | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД). Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД. | Словарная работа: ГИБДД. Разгадывание кроссворда. Беседа о предназначении ГИБДД и задачи, решаемые ими. Чтение вырезок из газет. | 1 | 28.01 | |
1.10. | Чрезвычайная ситуация на дорогах – что делать? | Просмотр презентации. Чтение вырезок из газет. Беседа по теме. | 1 | 04.02 | |
1.11 | Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление. | Чтение педагогом различных ситуаций, беседа; обсуждение. | 1 | 11.02 | |
Практические занятия. | |||||
1.12. | Лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Порядок их сбора и применения. | Просмотр презентации «Лекарственные и опасные растения». Применение лекарственных растений в жизни и порядок их сбора. | 1 | 18.02 | |
1.13. | Ориентирование на местности: как определить расстояние, стороны горизонта по местным предметам, по солнцу и по приборам (практическая работа). | Практическая работа: различная ориентировка на местности, работа с компасом. Разгадывание загадок. | 1 | 25.02 | |
1.14. | Как правильно пользоваться огнетушителем (практическая работа). | Словарная работа: огнетушитель. Правила пользования огнетушителем. Просмотр презентации, беседа. | 1 | 04.03 | |
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | ||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни. | ||||
3.1. | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Словарная работа: здоровье, болезнь. Работа с пословицами и поговорками. Разбор ситуаций о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Просмотр презентации, беседа. | 1 | 11.03 | |
3.2. | Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Режим учёбы и отдыха. | Отгадывание кроссворда. Просмотр презентаций по теме, беседа. Составление режима дня школьника. | 1 | 18.03 | |
4 четверть. | 9 | ||||
3.3. | Инфекционные заболевания и их профилактика. | Что такое инфекционные заболевания (просмотр презентации). Профилактика инфекционных заболеваний. Рассказ по теме медицинской сестры школы. | 1 | 01.04 | |
3.4. | Начальные сведения о вредных привычках (употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Курение. Вред пассивного курения. | Просмотр презентации, чтение буклетов по теме. Разбор различных ситуаций, чтение вырезок из газет, беседа. | 1 | 08.04 | |
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | ||||
4.1. | Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь. | Словарная работа: травма, помощь. Беседа о видах и причинах травм у детей, действия детей при травмах. | 1 | 15.04 | |
4.2. | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении. | Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи. Знать применение ваты, йода, умение пользоваться бинтом. | 1 | 22.04 | |
4.3. | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз. Понятие о само - и взаимопомощи (практическая работа). | Беседа о само - и взаимопомощи. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз. | 1 | 29.04 | |
4.4 | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при утоплении (практическая работа). | Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при утоплении. Просмотр фильма «Помощь утопающему» | 1 | 06.05 | |
4.5 | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях (практическая работа). | Практическая работа по оказа-нию первой медицинской по-мощи при кровотечениях. | 1 | 13.05 | |
4.6 | Диагностика | Проверка знаний обучающихся. | 1 | 20.05 | |
4.7 | Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие (практическая работа). | Просмотр презентации, беседа. | 1 | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе
(нулевой срез)
1.Соедини сигналы с их названиями:
- скорая помощь
- газовая служба
- пожарная охрана
- Милиция
2.Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:
Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.
3. Подчеркни нужное:
- Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей
а) тротуар б) проезжая в) улица
- Как называется место для движения пешеходов
а) мостовая б) тротуар в) путь
- Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть
а) компасом б) биноклем в) пешеходным переходом
4. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):
- Приходить к воде без взрослых.
- Купаться в специально оборудованных местах.
- Загорать на пляже.
- Нырять в непроверенных местах.
- Заплывать за буйки.
- Купаться под присмотром взрослых.
- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.
- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.
- Ходить по льду без взрослых.
5. Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.
Красный стой
Жёлтый иди
Зелёный внимание
5. Допиши предложения:
- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ………………………………
- Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………….
- В салоне автобуса, надо вести себя ………………………………………………………………
- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..
Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе
1 полугодие
- Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:
Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.
- Поставь рядом + , если это относится к бытовому травматизму
- Ожог - отравление
- ушиб - цунами
- ссадина - переломы
- Что такое тротуар?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.
Красный стой
Жёлтый иди
Зелёный внимание
5.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .
- Пешеход ходит по дороге……….
- Машины движутся по проезжей части………..
- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….
- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….
- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………
- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом
направо……………
5. Допиши предложения:
- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..
- В транспорте надо держаться за…………………………………………………………..
- Не отвлекай водителя ……………………………………………….…………………….
- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..
Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе
2 полугодие
1. Как выглядят запрещающие знаки? Выбери правильный ответ и подчеркни:
Знак в виде красного треугольника;
Знак в виде красного круга;
Знак в виде синего круга.
2. Какое из утверждений верное? Выбери правильный ответ и подчеркни:
Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;
Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;
Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.
3. Какие правила должен соблюдать пешеход? Выбери правильный ответ и подчеркни:
Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;
Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;
Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.
4. Какие правила должен соблюдать пассажир? Выбери правильный ответ и подчеркни:
Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;
Разговаривать с водителем только во время движения;
Не высовывать в окно руку и тем более голову.
5. С помощью чего можно ориентироваться на местности и по каким признакам.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Назови виды травм, которые может получить человек.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. Назови вредные привычки человека.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8.Что означает ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...