Рабочая программа факультативных занятий "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»
Утверждаю: Рассмотрено Согласовано:
Директор на заседании МО зам. директора по УР
школы-интерната протокол № 1 С.В. Хромова
О.В. Воинкова от «____» __________ «____»___________
«____»____________
Рабочая программа
факультативных занятий
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Учитель: Бородина Г. Ю.
Класс: 3
Год составления программы: 2017
Пояснительная записка.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• непрерывность обучения со 2 по 9 класс;
• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Планируемые результаты по ОБЖ:
Должны знать: | Должны уметь: |
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности; • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию. | • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. |
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Количество учебных часов | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Общее количество часов | 8 | 7 | 10 | 9 | 34 |
Количество часов для проведения практических занятий | - | - | 1 | 5 | 6 |
Количество часов для проведения экскурсий | - | - | - | 2 | 2 |
Диагностика | - | 1 | - | 1 | 2 |
Чрезвычайные ситуации, что это? | 3 | - | - | - | 4 |
Предупреждение бытового травматизма. | 4 | - | - | - | 4 |
Правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 | 6 | 8 | 4 | 19 |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела | Кол-во часов в разделе | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Часы учебного времени | Дата |
1 четверть | 8 | ||||
М - 1 | Основы безопасности личности, общества и государства. | ||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности. | ||||
1 | Чрезвычайные ситуации, что это? | 3 | |||
1.1 | Что такое чрезвычайные ситуации? Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление. | Подбор сюжетных картинок по чрезвычайным ситуациям; их рассматривание и беседа; рассказ педагога о чрезвычайных ситуациях. Раскраска «Чрезвычайные ситуации». Чтение педагогом различных ситуаций, беседа; обсуждение. | 1 | 04.09 | |
1.2 | Производственные аварии и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания обучающихся. | Вырезки из газет, их чтение, обсуждение ситуаций. Раскраска «Чрезвычайные ситуации». | 1 | 11.09 | |
1.3 | Стихийные бедствия и их последствия. | Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. | 1 | 18.09 | |
2 | Предупреждение бытового травматизма. | 4 | |||
2.1 | Виды травм. Травмы при падении с высоты, во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и их предупреждение. | Чтение материала педагогом. Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Чтение стихов. | 1 | 25.09 | |
2.2 | Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе на приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу. | Загадки, игры, рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Д/И «Запомните дети правила эти!» | 1 | 02.10 | |
2.3 | Меры безопасности при пользовании водными переправами (в посёлке, в турпоходах и других случаях). Правила купания и меры безопасности в оборудованных и не оборудованных местах. | Правила безопасности на воде. Знакомство с водными переправами и мерами безопасности.Помощь при спасении человека Стихотворение «На реке». | 1 | 09.10 | |
2.4 | Знаки безопасности на воде. Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения. | Знакомство со знаками безопасности на воде. Способы самоспасения. Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. | 1 | 16.10 | |
3 | Правила поведения учащихся на улице, дороге. | 20 | |||
Детский дорожно-транспортный травматизм. | |||||
3.1 | Повторение изученного материала по программе 2 класса. | Д/И « Вспомни и расскажи». Отгадывание кроссвордов, загадок по правилам дорожного движения. Рассказ детей о ПДД по собственным рисункам. | 1 | 23.10 | |
2 четверть | 7 | ||||
3.2 | Соблюдение правил дорожного движения. | Чтение У.В. Боровая «Красный. Желтый. Зеленый» Беседа по прочитанному. Повторение правил дорожного движения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 13.11 | |
3.3 | Безопасность пешеходов. | Загадки о дорожных знаках. Рассматривание сюжетных картинок, обсуждение ситуаций на дорогах. | 1 | 20.11 | |
3.4 | Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне. | Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, обсуждение. Рассматривание детских рисунков. | 1 | 27.11 | |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. | |||||
3.5 | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги. | Словарная работа: тротуар, обочина. Отгадывание загадки, обсуждение различных ситуаций. Решение «дорожной задачи».Чтение памятки «Правила поведения на улице». | 1 | 04.12 | |
3.6 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Игра «Левая – правая», инсценирование различных ситуаций. | 1 | 11.12 | |
3.7 | Происхождение правила правостороннего движения транспортных средств и пешеходов. | Знакомство с происхождением правила о правостороннем движении. «Дорожные задачи», игры. | 1 | 18.12 | |
3.8 | Диагностика. | Проверка знаний обучающихся. | 1 | 25.12 |
3 четверть | 10 | ||||
3.9 | Перекрёстки и их виды. | Словарная работа: перекрёсток. Отгадывание кроссворда. Правила перехода на регулируемом и нерегулируемом перекрёстке. Игра «Перекрёсток». Вопрос – задачка. | 1 | 15.01 | |
3.10 | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | Игра «Поездка за город». Вспомним правила поведения на загородных дорогах. Игра «Вопрос – ответ». | 1 | 22.01 | |
Элементы улиц и дорог. | |||||
3.11 | Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | Словарная работа: проезжая часть, обочина, кювет. Хитрые загадки. Инсценировка «На улице». | 1 | 29.01 | |
3.12 | Дорожная разметка и дорожные знаки. | Словарная работа: дорожная разметка. Изучить с учащимися элементы улиц и дорог; объяснить назначение дорожной разметки. Практическая работа: -Выделить коричневым цветом тротуар -Выделить проезжую часть голубым цветом -Закрасить ограждение желтым цветом Чтение У.В.Боровая «Красный. Желтый. Зеленый» | 1 | 05.02 | |
3.13 | Перекрёстки. | Словарная работа: перекрёсток. | 1 | 12.02 | |
3.14 | Сигналы светофора и регулировщик. | Загадки про светофор. С. Михалков «Шагая осторожно». Игра «Регулировщики». Беседа с сотрудником ГИБДД. | 1 | 19.02 | |
3.15 | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | Работа над загадкой. Знакомство с обязанностями водителей. Творческое задание (работа в парах) – «Нарисуй разговор машин». | 1 | 26.02 | |
3.16 | Переход улиц и дорог. | Словарная работа: улица, дорога. Повторение правил перехода улиц и дорог в ходе игровых заданий. | 1 | 05.03 | |
3.17 | Одностороннее и двустороннее движение. | Практическое занятие: выход в город, наблюдение за двусторонним и односторонним движением. | 1 | 12.03 | |
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | |||||
3.18 | Обязанности пассажиров. | Повторение дорожных знаков. Игры «Светофор», «Загадка». Чтение памятки для пассажиров. | 1 | 19.03 | |
4 четверть | 8 | ||||
3.19 | Правила перехода улиц, дороги при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса). | Изучение правила для пассажира в общественном транспорте. Разыгрывание ситуаций «Я вхожу и выхожу из транспорта». | 1 | 02.04 | |
3.20 | Права и обязанности пешеходов. | Викторина «Права или обязанности?». Игра «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!». | 1 | 09.04 | |
4 | Практические занятия. | ||||
4.1 | Игра «Мы – пассажиры». | Выход в город, поездка в общественном транспорте, соблюдение правил поведения. | 1 | 16.04 | |
4.2 | Игра «Пешеход – будь внимателен». | Выход в город, повторение правил и обязанностей пешехода. Практические задания при переходе дорог. | 1 | 23.04 | |
4.3 | Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания. | Что такое органы дыхания. Средства защиты и пользование ими. Необходимость ватно-марлевой повязки. Практическая работа по изготовлению и использованию ватно-марлевой повязки. | 1 | 28.04 | |
4.4 | Как правильно ориентироваться в лесу. | Ознакомить детей с простейшими способами ориентирования на местности. Работа с сюжетными картинками. | 1 | 07.05 | |
4.5 | Экскурсия в природу | Практическая работа «Работа с компасом». | 1 | 14.05 | |
4.6 | Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод. | Выход в лес. Знакомство с лекарственными растениями, их сбор, засушивание. | 1 | 21.05 | |
4.7 | Диагностика. | Проверка знаний учащихся. | 1 | 28.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература:
- «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
- «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
- «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.
Наглядность
1.Фильмы для показа:
- Порезы, ссадины, ушибы.
- Землетрясения.
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения в лодке.
- Помощь утопающему.
- Лесной пожар.
- Ядовитые грибы и ягоды.
- Правила поведения в лесу.
- Правила поведения на льду.
- Велосипед, ролики, и т.д.
- Домашние и дикие животные.
- Правила перехода через дорогу.
- Безопасность в наземном транспорте.
- Правила обращения с электроприборами.
- Пожарная безопасность.
- Опасные места в доме.
- «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».
2. Демонстрационный материал
-«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев
-«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.
Оборудование
Знаки дорожного движения
Светофоры (макеты)
Спасательные жилеты, спасательные круги
Засушенные лекарственные травы и растения
Памятки
Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.
Кроссворды
Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе
(нулевой срез)
1.Соедини сигналы с их названиями:
- скорая помощь
- газовая служба
- пожарная охрана
- милиция
2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:
Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.
3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):
- Приходить к воде без взрослых.
- Купаться в специально оборудованных местах.
- Загорать на пляже.
- Нырять в непроверенных местах.
- Заплывать за буйки.
- Купаться под присмотром взрослых.
- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.
- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.
- Ходить по льду без взрослых.
4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .
- Пешеход ходит по дороге……….
- Машины движутся по проезжей части………..
- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….
- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….
- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………
- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….
5. Допиши предложения:
- Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.
- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .
- Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .
- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .
- В транспорте надо держаться за………………………………………… .
- Не отвлекай водителя ……………………………………………… .
- Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .
Диагностика по ОБЖ в 3 классе
Диагностика проводится по 5-ти бальной системе.
При проведении диагностики используются диагностические задания и наблюдения педагога во время занятий.
№п/п | Ф.И.обучающегося | Нулевой срез | 1 полугодие | 2 полугодие | Динамика |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
Итого: |
Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе
1 полугодие
- Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:
Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.
- Поставь рядом + , если это относится к бытовому травматизму
- Ожог - отравление
- ушиб - цунами
- ссадина - переломы
3.Если согласен, то поставь «+», если не согласен, то поставь «- ».
- Когда ты купаешься, то рядом должны быть взрослые.
- Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, надувных матрасах и т.д.)
- Можно купаться в незнакомых местах.
- Не подплывай близко к судам.
- В воде можно баловаться, тянуть друг друга за ноги под воду.
- Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
- Что такое тротуар?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5.Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.
Красный стой
Жёлтый иди
Зелёный внимание
6. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .
- Пешеход ходит по дороге……….
- Машины движутся по проезжей части………..
- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….
- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….
- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………
- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом
направо……………
Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе
- полугодие
1.Что такое перекрёсток? Нарисуй его.
2.Кто такой регулировщик?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3.Подчеркни нужное:
- Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей
а) тротуар б) проезжая в) улица
- Как называется место для движения пешеходов
а) мостовая б) тротуар в) путь
- Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть
а) компасом б) биноклем в) пешеходным переходом
4.Соедини дорожные знаки со словами.
- движение пешеходов запрещено
- подземный пешеходный переход
- осторожно, дети
- пешеходный переход
- главная дорога
5.Допиши предложения:
- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………………………………………………………………………….
- Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………………………………………………………
- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..
- В транспорте надо держаться за
………………………………………………………………………………………
- Не отвлекай водителя ……………………………………………….……………………………………..
- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое планирование, материально-тех...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...
рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В....
Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.
Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде....
Программа кружока «Основы безопасности жизнедеятельности» руководитель:
Программа экологического кружка «Основы безопасности жизнедеятельности», 1-4 класс представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.В программе раскрывают...
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 4 класс.
1 час в неделю, 34 часа в год...