Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.
рабочая программа по обж (2 класс) на тему
Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_na_sayt.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»
Рабочая программа
предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Учитель: Бородина Г. Ю.
Класс: 2
Год составления программы:2016
Пояснительная записка.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• непрерывность обучения со 2 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Количество учебных часов | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Общее количество часов | 9 | 7 | 8 | 9 | 33 |
Количество часов для проведения практических занятий | - | - | - | 7 | 7 |
Количество часов для проведения экскурсий | - | - | 3 | 2 | 5 |
Диагностика | 0 | 1 | - | 1 | 2 |
Окружающая среда – что это? | 3 | - | - | - | 3 |
Современное жилище. | 4 | - | - | - | 4 |
Огонь – друг и враг человека. | 2 | 1 | - | 1 | 4 |
Природа | - | 3 | - | - | 3 |
Водоёмы | - | 2 | 1 | 1 | 4 |
Домашние животные | - | - | 3 | - | 3 |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. | - | - | 5 | 5 | 10 |
Практические занятия | - | - | - | 7 | 7 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должны знать: | Должны уметь: |
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности; • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; | • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела | Кол-во часов в разделе | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Часы учебного времени | Дата |
1 четверть | 9 | ||||
М - 1 | Основы безопасности и личности, общества и государства. | ||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности. | ||||
1 | Окружающая среда – что это? | 3 | |||
1.1 | Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. | Беседа, рассматривание иллюстраций; ответы на вопросы. | 1 | 02.09 | |
1.2 | Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация? | Работа с демонстрационным материалом и раскрасками. Как избежать паники при чрезвычайных ситуациях. | 1 | 09.09 | |
1.3 | Сигналы: 01, 02, 03, 04. Единый предупредительный сигнал «Внимание всем». | Работа с демонстрационным материалом; изготовление сигнальных карточек. | 1 | 16.09 | |
2 | Современное жилище. | 4 | |||
2.1 | Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. | Какие аварии могут подстерегать человека дома? Номера аварийных телефонов. Рассматривание различных ситуаций. | 1 | 23.09 | |
2.2 | Виды опасных и вредных факторов современного жилища. | Работа с демонстрационным материалом. Д/и «Опасность бытовой химии». | 1 | 30.09 | |
2.3 | Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. | Работа с загадками, рассматривание различных ситуаций. | 1 | 07.10 | |
2.4 | Какие ещё опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации. | Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, д/и «Я дома один». | 1 | 14.10 | |
3 | Огонь – друг и враг человека. | 3 | |||
3.1 | Отчего может возникнуть пожар в помещении, на транспорте. Чем он опасен? | Беседа по теме; разыгрывание различных ситуаций; рассматривание картинок. Что такое план эвакуации. | 1 | 21.10 | |
3.2 | Отчего может возникнуть пожар на природе. Чем он опасен? | Запоминание правил, помогающих предотвратить пожар; правила поведения при пожаре. | 1 | 28.10 | |
2 четверть | 7 | ||||
3.3 | Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | Рассматривание иллюстраций; разыгрывание различных ситуаций; правила тушения огня до приезда пожарных. | 1 | 11.11 | |
4 | Природа | 3 | |||
4.1 | Экстремальная ситуация человека в природной среде – что это? (жара, холод, ветер, переутомление, отравление и др.). | Рассматривание и разыгрывание различных экстремальных ситуаций. | 1 | 18.11 | |
4.2 | Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. | Классификация, правила поведения при пожаре в лесу, запоминание правил, помогающих предотвратить пожар в лесу. | 1 | 25.11 | |
4.3 | Водная переправа. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования). | Что такое аварийный запас. Рассматривание разных способов ориентирования: по солнцу, веткам деревьев, муравейнику и т. д. Правила безопасности при переправе; выбор лучшего места для переправы. | 1 | 02.12 | |
5 | Водоёмы | 4 | |||
5.1 | Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. | Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов. | 1 | 09.12 | |
5.2 | Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. | Рассматривание иллюстраций, разыгрывание различных ситуаций и беседа по теме. | 1 | 16.12 | |
5.3 | Диагностика. | Проверка знаний обучающихся. | 1 | 23.12 |
3 четверть | 9ч | |||
5.4 | Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства. | Д/и «Всё сумею, всё смогу». | 1 | 13.01 |
6 | Домашние животные | 3 | ||
6.1 | Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными. | Каких домашних животных знаете, как о них нужно заботится, бывают ли они опасными, как избежать опасности. | 1 | 20.01 |
6.2 | Животные в городе и сельской местности. | Чем отличаются животные в городе и сельской местности, главные правила безопасности при обращении с животными. | 1 | 27. 01 |
6.3 | Обращение с домашними и дикими животными. Практическая работа по уходу за животными | Классификация животных; рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Выполнение практической – смена воды, корма и очистка поддона в клетке с животным | 1 | 03.02 |
7 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм | 5 | ||
7.1 | Почему на улице опасно. Разбор дорожно-транспортных происшествий (по материалам ГИБДД). | Д/и «Опасная улица», чтение и разбор дорожно-транспортных происшествий. | 1 | 10.02 |
7.2 | Мы – пешеходы. Разбор наиболее опасных маршрутов из школы. Места игр и катания на велосипедах, коньках и санках. | Д/и «Мы пешеходы»; беседа по рассмотренным ситуациям. Экскурсия. Безопасные места для игр и занятий спортом. | 1 | 17.02 |
Знакомство с дорожными знаками для регулирования дорожного движения. | ||||
7.3 | Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Дорожные знаки. | Беседа по теме; рисование дорожных знаков и светофора. Экскурсия. | 1 | 03.03 |
Будь внимательным и осторожным! | ||||
7.4 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Движение группами. Переход дороги. | Игра «Дорожные помощники». Кто такой регулировщик. Что такое дорожная разметка и островок безопасности. | 1 | 10.03 |
7.5 | Повторение. ПДД | Повторение ПДД. Экскурсия. | 1 | 17.03 |
4 четверть | 8 ч | |||
8 | Практические занятия | 7 | ||
8.1 | Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!» | Д/и «Внимание всем!». | 1 | 07.04 |
8.2 | Что делать, если в школе возникает пожар? | Чтение стихов, рассматривание различных ситуаций, д/и «Мы пожарники». | 1 | 14.04 |
8.3 | Мы пешеходы. | Экскурсия. Д/и «Мы пешеходы» | 1 | 21.04 |
8.4 | Знакомство с транспортом населённого пункта. | Проведение экскурсии по городу, наблюдение за транспортом. | 1 | 28.04 |
8.5 | Как вести себя в транспорте. | Рассматривание иллюстраций; д/и «Мы- пассажиры» | 1 | 05.05 |
8.6 | Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в весеннее время. | Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов. | 1 | 12.05 |
8.7 | Конкурс рисунков «Безопасная дорога» | Самостоятельная работа, рассматривание рисунков детей, повторение правил безопасного поведения на дорогах. | 1 | 19.05 |
8.8 | Диагностика | См.приложение. | 1 | 26.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература:
- «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
- «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
- «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.
Наглядность
1.Фильмы для показа:
- Порезы, ссадины, ушибы.
- Землетрясения.
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения в лодке.
- Помощь утопающему.
- Лесной пожар.
- Ядовитые грибы и ягоды.
- Правила поведения в лесу.
- Правила поведения на льду.
- Велосипед, ролики, и т.д.
- Домашние и дикие животные.
- Правила перехода через дорогу.
- Безопасность в наземном транспорте.
- Правила обращения с электроприборами.
- Пожарная безопасность.
- Опасные места в доме.
- «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».
2. Демонстрационный материал
-«Правила дорожного движения» ( 11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев
-«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.
Оборудование
Знаки дорожного движения
Светофоры (макеты)
Клетка с животными (игрушка) со всем необходимым оборудованием
Корзины (для грибов)
Муляжи грибов (ядовитые и съедобные)
Спасательные жилеты, спасательные круги
Диагностические задания по ОБЖ во 2 классе
- полугодие:
1.Подчеркни, какие опасности можно отнести к чрезвычайным:
Землетрясение, наводнение, пожары, шторм, отравление человека, аварии.
2.Соедини сигналы с их названиями:
- скорая помощь
- газовая служба
- пожарная охрана
- милиция
3.Подчеркни, от чего может возникнуть пожар:
Электрические приборы, спички, печь, покрасили окна, газ, бенгальские огни, помыли посуду.
4.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .
- Чтобы бельё быстрее высохло, суши его над плитой.
- Включай и выключай электрические приборы сухими руками.
- Зажигай бенгальские огни у новогодней ёлки.
- Уходя из дома, выключай электроприборы.
- Спичками маленьким детям пользоваться запрещается.
- Топить печку детям разрешается.
- Если почувствовал запах газа, зажигай спичку.
- Почувствовал запах дыма, горелой бумаги, резины или заметил пожар – сообщи взрослым.
5.Опасные ситуации. Если согласен, то напиши «ДА»:
- Если едешь в лифте, не раскачивай кабину лифта.
- Не открывай незнакомому человеку дверь.
- Познакомься на улице с прохожим и иди с ним, куда он скажет.
- На все вопросы и просьбы незнакомых людей отвечай «НЕТ».
- Если возник пожар, то залезь под диван.
- Если квартиру заливает вода, сообщи об этом старшим.
- Если незнакомый человек взял тебя за руку и повёл в неизвестном направлении, позови на помощь старших.
2 полугодие:
1.Соедини сигналы с их названиями:
- скорая помощь
- газовая служба
- пожарная охрана
- милиция
2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:
Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.
3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):
- Приходить к воде без взрослых.
- Купаться в специально оборудованных местах.
- Загорать на пляже.
- Нырять в непроверенных местах.
- Заплывать за буйки.
- Купаться под присмотром взрослых.
- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.
- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.
- Ходить по льду без взрослых.
4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .
- Пешеход ходит по дороге……….
- Машины движутся по проезжей части………..
- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….
- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….
- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………
- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….
5. Допиши предложения:
- Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.
- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .
- Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .
- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .
- В транспорте надо держаться за………………………………………… .
- Не отвлекай водителя ……………………………………………… .
- Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...