Рабочая программа курса внеурочной деятельности Казачья удаль
рабочая программа по обж (3, 4 класс) на тему

Чехонадская Лариса Григорьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачья удаль" предназначена для работы в классах казачьей направленности.У неё оборонно-спортивный профиль – это курс обучения кадетов-учащихся в системе военно-спортивной подготовки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край Динской район станица Пластуновская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Утверждено

решением педсовета

протокол №1 от 27 августа 2014  г.

Председатель педсовета

___________________   Хубанова Н.Г.    

           подпись руководителя ОУ            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Казачья  удаль»

 

Тип программы: образовательная программа по конкретному виду

внеурочной деятельности

Срок реализации: 3-4 классы

Возраст учеников: 9-11

Руководитель: Чехонадская Лариса Григорьевна

Составитель: учитель начальных классов Чехонадская Лариса Григорьевна                                                     

Актуальность.

Не секрет, что именно советская система военно-патриотического воспитания стала образцом для подражания во многих зарубежных странах, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем подготовки молодёжи к военной службе.

Но после распада Советского Союза, в период становления нового демократического государства военно-патриотическое воспитание оказалось в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма» и «сверх милитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной компании система военно-патриотического воспитания была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, образовательных учреждений. Она лишилась, какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур.

Вместе с тем, за период советской власти была утеря и самобытность казачьих воинских традиций. На протяжении многих веков казаки стояли на защите рубежей Российской империи. С малых лет дети казаков учились военному делу и по достижению призывного возраста были готовы защищать свою Родину.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Казачья удаль» для учащихся казачьих классов разработана с учётом того, что главными ценностями становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека.

Программа разработана на основе начальной военной подготовки советского периода с учётом специфики казачьей строевой службы.

Основной целью программы «Казачья удаль» является создание условий для формирования:

  • практических умений и навыков в области строевой подготовки;
  • военно-профессиональных интересов и мотивов;
  • знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
  • требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам кадетов-учащихся;
  • психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
  • личных духовных и физических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооружённой защите Российской Федерации;

Основными задачами программы «Казачья удаль» являются:

  • формирование уровня военно-профессиональной мотивации;
  • формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
  • формирование ценностно-нравственной основы самоопределения кадетов-учащихся относительно военно-профессиональной деятельности;
  • помощь в начале практической реализации плана по достижению военно-профессиональной цели кадетами;
  • приобщение кадетов-учащихся к вопросам обеспечения личной, общественной и государственной безопасности;
  • популяризация и пропаганда среди кадетов здорового и безопасного образа жизни;
  • популяризация военно-прикладных видов спорта.

Содержание программы имеет военно-профессиональную направленность и характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью и действенностью.

Зрелость военно-профессиональной направленности выражается пониманием кадетами общественной значимости своего стремления (выбора), его гражданской и нравственной позицией, готовностью принести Отечеству пользу своим трудом и предполагает наличие:

  • мотивационной готовности – отношения кадета-гражданина к подготовке для защиты Отечества как осознанной необходимости;
  • интеллектуальной готовности - наличия требуемых знаний и уровня общих познавательных способностей, необходимых для овладения основами военной службы;
  • нравственной готовности – наличия качеств, обеспечивающих установление здоровых межличностных отношений, необходимых для вхождения в жизнь воинского коллектива, выполнения совместной деятельности по подготовке к военной службе и её прохождению;
  • волевой готовности – способности молодого человека к целенаправленной деятельности по подготовке к военной службе и выполнению учебно-боевых и боевых задач при прохождении военной службы.

Широта военно-профессиональной направленности определяется совокупностью различных потребностей, интересов и целей, которые стремится реализовать кадет – гражданин в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, а также наличием правильных представлений о будущей военной службе.

Осознанность военно-профессиональной направленности предполагает наличие высокой степени  информированности кадета о специфике предстоящей военной службе, её требованиях индивидуально-психологическим качествам военнослужащего, а также адекватности сопоставления своих личных интересов, склонностей и способностей с этими требованиями, содержанием предполагаемой военно-профессиональной деятельности.

Устойчивость военно-профессиональной направленности определяется постоянством военно-профессиональных устремлений кадета-гражданина.

Действенность военно-профессиональной направленности обусловливается активностью желаний и стремлений кадета-гражданина, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

Программа кружка «Казачья удаль» оборонно-спортивного профиля – это курс обучения кадетов-учащихся в системе военно-спортивной подготовки. На занятиях кадеты-учащиеся приобретают навыки в строевых примах, рассматривают материальную часть оружия, получают начальные знания по устройству огнестрельного оружия, в метании ручных гранат, изучают основные положения Общевоинских уставов, отрабатывают практические приёмы в тактической подготовке и военной топографии. При проведении занятий особое внимание уделяется на строгое соблюдение правил и мер безопасности при обращении с оружием, а также предусматривается полная безопасность в местах проведения занятий.

Данная программа имеет военно-профессиональную ориентацию – она является  элементом научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся-кадетов психологической готовности к  призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом военно-патриотического воспитания.

Во время обучения кадеты знакомится с военным искусством, как современным, так и с казачьим.

Содержание программы «Казачья удаль» учитывает специфику состава кадетов-учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и др.). Эта программа помогает кадету оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения. Перспективным является использование современных образовательных технологий.

Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям кадетов-учащихся, а с другой стороны, предоставляет ему возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Для отработки навыков и умений по военно-строевой целесообразно повторение практической части на каждом курсе обучения.

В содержании программы показаны типичные для данного профиля виды деятельности (профессионально ориентированные) и различные виды работ (теоретические и практические занятия).

Программа «Казачья удаль» рассчитана на 2 года обучения в объеме 68 часов (3-й и 4-й классы – по 34 часа в год). Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.

        Таблица тематического распределения часов 

п/п

Наименование разделов

Год обучения

1

2

1

Строевая подготовка

22

12

2

Огневая подготовка

-

9

3

Медицинская подготовка

3

2

4

Походная подготовка

6

6

5

Защита от оружия массового поражения

-

3

6

Военная топография

3

2

Итого

34

34

2. Учебно-тематический план

Первый год обучения (3-й класс)

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество

 часов

аудит.

Вне-аудит.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

22ч

1.

Вводное занятие. Общие положения.

1

1

2-3

Строи и управление ими.

2

1

1

4-6.

Строевая стойка. Повороты на месте.

3

3

7.

Выход из строя и возвращение в строй.

1

1

8.

Подход к начальнику и отход от него.

1

1

9-12.

Движение в строю шагом.

4

4

13-14.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

2

2

15-16.

Перестроения в две шеренги.

2

2

17-18.

Перестроения в три шеренги.

2

2

19-21.

Строевая песня.

3

1

2

22.

Смотр стоя и песни.

1

1

МЕДИЦИНСКАЯ  ПОДГОТОВКА

3

23.

Оказание первой доврачебной помощи при отравлении и укусах насекомых.

1

1

24.

Оказание первой доврачебной помощи при  солнечном и тепловом ударах.

1

1

25.

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и обморожении.

1

1

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

3

26-28.

Ориентирование на местности.

3

1

2

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА

6

29-31.

Вязание узлов.

3

5

32-34.

Военно-полевая игра «Казачок»

3

3

ИТОГО

34

Второй год обучения (4-й класс)

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество

 часов

аудит.

Вне-аудит.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

12ч

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Построение и перестроения.

1

1

3.

Повороты на месте

1

1

4-5.

Строевые приёмы и движение в строю.

2

2

6-7.

Движение шагом и бегом.

2

2

8-9.

Повороты в движении.

2

2

10-11.

Строевая песня.

2

1

1

12.

Смотр стоя и песни.

1

1

МЕДИЦИНСКАЯ  ПОДГОТОВКА

2

13.

Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах.

1

1

14.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

1

1

ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

3

15.

Оружие массового поражения: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие.

1

1

16.

Средства индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты.

1

1

17.

Средства коллективной защиты.

1

1

ОГНЕВАЯ  ПОДГОТОВКА

9

18.

Боевое вооружение казака.

1

1

19.

История создания стрелкового оружия. Стрелковое оружие дореволюционной России. Новейшие образцы стрелкового оружия современной России.

1

1

20.

Меры безопасности при обращении с оружием. Изучение устройства и особенностей автомата Калашникова.

1

1

21-24.

Порядок неполной разборки и сборки автомата.

4

4

25-26.

Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Приёмы и правила метания ручных осколочных гранат.

2

2

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

2

27-28.

Азимут. Движение по азимуту.

2

1

1

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА

6

29-31.

Вязание узлов.

3

3

32-34.

Военно-полевая игра «Казачок»

3

3

ИТОГО

34

                          3. Содержание программы

3-й класс (34 ч)

  1. Строевая подготовка

Общие положения. Строи и управление ими. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение в строю шагом.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Построение и перестроения.

  1. Медицинская  подготовка

Оказание первой доврачебной помощи при отравлении, укусах насекомых,  солнечном и тепловом ударах, ожогах и обморожении.

  1. Походная  подготовка

Вязание узлов. Полевые игры.

  1. Военная топография

Ориентирование на местности.

4-й класс (34 ч)

 

  1. Строевая подготовка

Построение и перестроения. Повороты на месте.

Строевые приёмы и движение в строю. Движение шагом и бегом. Повороты в движении.

  1. Огневая подготовка

Боевое вооружение казака.

История создания стрелкового оружия. Стрелковое оружие дореволюционной России. Новейшие образцы стрелкового оружия современной России.

Меры безопасности при обращении с оружием. Изучение устройства и особенностей автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки.

Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Приёмы и правила метания ручных осколочных гранат.

  1. Медицинская  подготовка

Оказание первой доврачебной помощи при отравлении, солнечном и тепловом ударах, ожогах и обморожении, ушибах, переломах, кровотечении.

  1. Походная  подготовка

Вязание узлов. Полевые игры.

  1. Защита от оружия массового поражения

Оружие массового поражения: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие.

Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты.

  1. Военная топография

Азимут.  Движение по азимуту.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

3-4-й класс

В процессе прохождения программы «Казачья удаль» предполагается приобретение кадетами-учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности;
  • знание основных видов воинской деятельности;
  • знание обязанностей кадета-казака перед построением в строй и в строю, элементы строя;
  • умение выполнять строевые приёмы (движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй, отход и подход к начальнику, отдание воинского приветствия в движении и на месте);
  • уметь действовать в составе парадного расчёта (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении;
  • знание казачьих походных песен;
  • знание материальной части стрелкового оружия и ручных гранат;
  • знание основ, приёмов и правил стрельбы;
  • знание приёмов и правил метания ручных гранат;
  • знание тактических приёмом казаков;
  • умение использовать средства индивидуальной защиты;
  • умение ориентироваться на местности;
  • умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

5. Формы и виды контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это ученики казачьего класса, у которых выражен интерес к предмету военной службы. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о предмете изучения;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах участник кружка учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности военно-строевых умений являются соревнования, игры, смотры, походы.

Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

6. Методические рекомендации

Занятия кружка проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся-кадет должен вполне сознательно выполнить поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся-кадеты должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определённых знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д)  Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышения результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.

7. Описание материально-технического обеспечения

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для учителя:

1.

Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001г.

1

2.

В.А.Васнев и С.А.Чиненный. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе». Москва, «Просвещение» 2003.

1

3.

А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др. «Военно-профессиональная ориентация учащихся».Москва, «Дрофа». 2004.

1

4.

Программа для внеклассной работы «Стрелковая подготовка». Москва, «Просвещение». 1970.

1

5.

Комплекс ГТО по стрельбе в средней (полной) общеобразовательной школе. Москва. 1988.

1

6.

М.В.Семенцов. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар, 1993.

1

7.

Б.Е.Фролов. Оружие  кубанских казаков. Краснодар, 2002.

1

2. Печатные пособия

19.

Таблицы по ОБЖ.

8

20.

Плакаты по основам военной службы.

6

3. Технические средства обучения

23.

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

1

24.

Магнитная доска

1

25.

Персональный компьютер

1

26.

Интерактивная доска

1

27.

Мультимедиапроектор

1

28.

Сканер, принтер

1

4. Экранно-звуковые пособия

29.

Видеофильмы

30.

Презентации.

5. Наглядные пособия

40.

Макет автомата.

1

41.

Средства индивидуальной защиты.

20

42.

Учебные гранаты.

6

43.

Компасы.

20

44.

Веревки для вязания узлов

20

6. Оборудование класса

44.

Столы ученические

15

45.

Стулья

25

47.

Мебель для проекционного оборудования

48.

Мебель для хранения таблиц и плакатов

СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического                                  заместитель директора по УВР

объединения учителей начальных

классов от ______ 2014 г. № 1,                                           ___________ /Малюк О.В./

руководитель МО ОУ                                          

                                                                                                2014 г.

_____________ /Андронова С.А./

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________   Малюк О.В.

подпись зам. директора                

 «27» августа 2014 г.

Краснодарский край  муниципальное образование Динской район станица Пластуновская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа №6»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2014–2015 учебный год

По   курсу внеурочной деятельности «Кружок «Казачья  удаль»

Класс  3-А

Учитель  Чехонадская  Лариса  Григорьевна

Количество часов:  всего – 34 часа;  в неделю – 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Казачья  удаль» учителя начальных классов Чехонадской Ларисы Григорьевны, утверждённой решением педагогического совета  №1 от  27 августа 2014 г.


занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

план

корректировка

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

22ч

1.

Вводное занятие. Общие положения.

1

05.09

2-3

Строи и управление ими.

2

12.09

19.09

таблица, м/м

4-6.

Строевая стойка. Повороты на месте.

3

26.09

03.10

10.10

7.

Выход из строя и возвращение в строй.

1

17.10

8.

Подход к начальнику и отход от него.

1

24.10

9-12.

Движение в строю шагом.

4

31.10

14.11

21.11

28.11

13-14.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

2

05.12

12.12

15-16.

Перестроения в две шеренги.

3

19.12

26.12

17-18.

Перестроения в три шеренги.

2

16.01

23.01

19-21.

Строевая песня.

2

30.01

06.02

13.02

музыкальный центр

22.

Смотр стоя и песни.

1

20.02

МЕДИЦИНСКАЯ  ПОДГОТОВКА

23.

Оказание первой доврачебной помощи при отравлении и укусах насекомых.

27.02

таблица, м/м

24.

Оказание первой доврачебной помощи при  солнечном и тепловом ударах.

06.03

таблица, м/м

25.

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и обморожении.

13.03

таблица, м/м

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

26-28.

Ориентирование на местности.

20.03

03.04

10.04

таблица, м/м

компасы

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА

29-31.

Вязание узлов.

17.04

24.04

01.05

веревка

32-34.

Военно-полевая игра «Казачок»

08.05

15.05

22.05

туристическое оборудование

занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

план

корректировка

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

22ч

1.

Вводное занятие. Общие положения.

1

05.09

2-3

Строи и управление ими.

2

12.09

19.09

таблица, м/м

4-6.

Строевая стойка. Повороты на месте.

3

26.09

03.10

10.10

7.

Выход из строя и возвращение в строй.

1

17.10

8.

Подход к начальнику и отход от него.

1

24.10

9-12.

Движение в строю шагом.

4

31.10

14.11

21.11

28.11

13-14.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

2

05.12

12.12

15-16.

Перестроения в две шеренги.

3

19.12

26.12

17-18.

Перестроения в три шеренги.

2

16.01

23.01

19-21.

Строевая песня.

2

30.01

06.02

13.02

музыкальный центр

22.

Смотр стоя и песни.

1

20.02

МЕДИЦИНСКАЯ  ПОДГОТОВКА

23.

Оказание первой доврачебной помощи при отравлении и укусах насекомых.

27.02

таблица, м/м

24.

Оказание первой доврачебной помощи при  солнечном и тепловом ударах.

06.03

таблица, м/м

25.

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и обморожении.

13.03

таблица, м/м

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

26-28.

Ориентирование на местности.

20.03

03.04

10.04

таблица, м/м

компасы

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА

29-31.

Вязание узлов.

17.04

24.04

01.05

веревка

32-34.

Военно-полевая игра «Казачок»

08.05

15.05

22.05

туристическое оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"

Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Казачья доблесть

Данная программа расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей возникновения казачества, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...