Рабочая программа факультатива "Дорожная безопасность" 2 класс
рабочая программа по обж (2 класс) на тему
Рабочая программа сождержит поурочное планирование уроков по ПДД для 2 класса. 9 уроков в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorozhnaya_bezopasnost_2_klass.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки УР
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
Рассмотрено на заседании ШМО Составлено на основе Федерального
Протокол №____________от компонента государственного стандарта
«______»______________20__г. в качестве учебно-методического пособия
для общеобразовательных учреждений и
системы дополнительного образования
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 34»
____________/К. Л. Ивашечкин/
Приказ № ___________от
«_______»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Класс___2________________________________________
Количество часов в месяц______1_____________________
Составитель___Данилова Лариса Николаевна____________
__________________учитель начальных классов__________
_______________МБОУ СОШ № 34____________________
(ФИО, должность, место работы)
Рецензент_________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
20 - 20 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта в качестве учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Она предназначена для методического обеспечения предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) при изучении в образовательном процессе правил безопасного поведения на улицах и дорогах во 2 классе. Автор учебника «Дорожная безопасность. 2 класс» В.Н. Кирьянов, Москва, 2009 год.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребёнка»
- ПДД РФ
Цель программы - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения дорожного травматизма и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:
- предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Программа рассчитана на 1 занятие в месяц.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Логика построения курса строится на межпредметных связях («Окружающий мир» и ОБЖ). Направленность курса и возрастные особенности детей диктуют необходимость использования различных методических приемов в деятельности учителя (анализ, сравнение, наблюдение, анкетирование, работа с иллюстрациями и т. п.), использование разнообразных форм работы (игра, тест, беседа, викторина, экскурсия и т. п.).
Новизна предлагаемого учебно-методического пособия с приложением (учебная книжка-тетрадь для учащихся 2-го класса), подготовленных педагогом и психологом, состоит в следующем:
- данная работа направлена на решение задачи не только обучения детей
правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
- адаптированы правила-обязанности пешеходов и пассажиров к пониманию и усвоению их детьми. Именно такой подход позволяет преподавать
дисциплину ПДД в общеобразовательных школах в рамках предметов
«Окружающий мир» и ОБЖ, а также в учреждениях системы дополнительного образования;
- впервые дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения - педагогам, так и объектам — учащимся начальной школы и их родителям;
- в основе учебно-методического пособия лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- раскрыты организация и содержание образовательного процесса с учащимися 2-го класса. Вербальная и визуальная информация даются в комплексе с практической отработкой (в играх-упражнениях) двигательных умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения младших школьников;
- учебные книжки-тетради содержат красочный иллюстративный дидактический материал и предназначены для самостоятельного выполнения заданий на закрепление полученных знаний, развитие целостности восприятия, концентрации и устойчивости внимания, логики мышления, памяти, речи (введение дорожной лексики). Ответы на вопросы по заданиям имеются в учебно-методическом пособии в разделах «Работа с учебными книжками-тетрадями»;
- изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с педагогическими рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и их воспитанию.
Предполагается дальнейшая разработка дополнительных приложений к данному учебно-методическому пособию (комплект плакатов, игры, развивающие тетради для учащихся 2-го класса по дорожной тематике и др.).
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Нормативно-правовое обеспечение программы :
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребёнка»
- ПДД РФ
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 2-го класса.
Знать : основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения , правила перехода проезжей части на площадях , перекрёстках , правила посадки и высадки из общественного транспорта , правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь : правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги ; пользоваться общественным транспортом ; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 2-го класса должны знать:
- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
- перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;
- перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и. улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
Данный курс предусматривает безоценочное обучение - зачет/незачет. Формы контроля достижений учащихся по окончании курса – контрольный тест.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
(2 класс)
№ п/п | Название раздела, темы уроков. | Количество часов | Элементы обязательного минимума образования | Формы контроля |
1 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 1 | -Относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности; -владеть методами предупреждения дорожного травматизма, навыками пропаганды ПДД. | Викторина |
2 | История появления автомобиля и Правил дорожного движения. | 1 | -Владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах; -общие положения Правил дорожного движения. | Игра |
3 | Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС. | 1 | - Знакомство с Госавтоинспекцией, её основной задачей, -знакомство с работой инспектора ДПС. | Тестирование |
4 | Новое о светофоре. | 1 | -Правила перехода проезжей части дороги по сигналам светофора; -виды светофоров. | Викторина |
5 | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | 1 | -Правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках; -движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми). | Игра |
6 | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. | 1 | -Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; -безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; -типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; -опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; -места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; -название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. | Викторина |
7 | Правила перехода перекрестка. | 1 | -Перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; -перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями. -переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. | Практическая работа Тестирование |
8 | Мы - пассажиры. | 1 | -Правила посадки и высадки из общественного транспорта, - правила поведения детей при перевозке их на общественном транспорте, в салонах легкового автомобиля. | Игра |
9 | Экскурсия: «Я - пешеход и пассажир». | 1 | -Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; -не создавать помех движению транспорта; -определять опасные и безопасные участки дорог и. улиц; -дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта. | Контрольный тест |
Список литературы
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979.
- Возрастная и педагогическая психология; Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998.
- Дети и дорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под ред. академика АПН СССР В.А. Полякова. - М.: АПН СССР, 1991.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972.
- Ильин ЕЛ. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.
- Кнебельсберг Д. Транспортная психология / Пер. с нем.; Под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989.
- Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Народная асвета, 1980.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.:Третий Рим, 2005.
- Козловская Е.А. Совершенствование пропагандистской деятельности Госавтоинспекции: Методические рекомендации. - М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
- Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы пропагандистской деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. - М.: УМЦ при ГУК МВДРФ, 1994.
- Козловский С.А., Вартанов А.В. Кратковременная память и зрительный вызванный потенциал// Журн. высш. нервн. деят. Вып. 4,2000.
- КомлеваЛ.А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.
- Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации/* М.Б. Афанасьев, Ю.Н. Ольховников, Ю.Д. Шелков и др.; Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: За рулем, 1997.
- Koтик M.A. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1981.
- Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. - Изд. 4-е. - М.: МГУ, 1981.
- Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: МГУ, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...