Рабочая программа факультатива "Дорожная безопасность" 2 класс
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Данилова Лариса Николаевна

Рабочая программа сождержит поурочное планирование уроков по ПДД для 2 класса. 9 уроков в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dorozhnaya_bezopasnost_2_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки УР

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

Рассмотрено на заседании ШМО                                                                      Составлено на основе Федерального

Протокол №____________от                                                                              компонента государственного стандарта

«______»______________20__г.                                                                       в качестве учебно-методического пособия

                                                                                                                             для общеобразовательных учреждений и

                                                                                                                             системы дополнительного образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 34»

____________/К. Л. Ивашечкин/

Приказ № ___________от

«_______»_______________20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по факультативному курсу

ДОРОЖНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ

                         

                             Класс___2________________________________________

                             Количество часов в месяц______1_____________________

                             Составитель___Данилова Лариса Николаевна____________

                             __________________учитель начальных классов__________

                             _______________МБОУ  СОШ № 34____________________

                                                      (ФИО, должность, место работы)

                              Рецензент_________________________________________

                              __________________________________________________

                              __________________________________________________

                                                      (ФИО, должность, место работы)

20         - 20       учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта в качестве учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Она предназначена для методического обеспечения предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) при изучении в образовательном процессе правил безопасного поведения на улицах и дорогах во 2 классе. Автор учебника «Дорожная безопасность. 2 класс» В.Н. Кирьянов, Москва, 2009 год.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ

- Конвенция «О правах ребёнка»

- ПДД РФ

Цель программы - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

- владеть методами предупреждения дорожного травматизма и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:

- предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;

-  воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;

- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Программа рассчитана на 1 занятие в месяц.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

        Логика построения курса строится на межпредметных связях («Окружающий мир» и ОБЖ). Направленность курса и возрастные особенности детей диктуют необходимость использования различных методических приемов в деятельности учителя (анализ, сравнение, наблюдение, анкетирование, работа с иллюстрациями и т. п.), использование разнообразных форм работы (игра, тест, беседа, викторина, экскурсия и т. п.).

Новизна предлагаемого учебно-методического пособия с приложением (учебная книжка-тетрадь для учащихся 2-го класса), подготовленных педагогом и психологом, состоит в следующем:

- данная работа направлена на решение задачи не только обучения детей
правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

-        адаптированы правила-обязанности пешеходов и пассажиров к пониманию и усвоению их детьми. Именно такой подход позволяет преподавать
дисциплину ПДД в общеобразовательных школах в рамках предметов
«Окружающий мир» и ОБЖ, а также в учреждениях системы дополнительного образования;

  • впервые дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения - педагогам, так и объектам — учащимся начальной школы и их родителям;
  • в основе учебно-методического пособия лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
  • раскрыты организация и содержание образовательного процесса с учащимися 2-го класса. Вербальная и визуальная информация даются в комплексе с практической отработкой (в играх-упражнениях) двигательных умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения младших школьников;
  • учебные книжки-тетради содержат красочный иллюстративный дидактический материал и предназначены для самостоятельного выполнения заданий на закрепление полученных знаний, развитие целостности восприятия, концентрации и устойчивости внимания, логики мышления, памяти, речи (введение дорожной лексики). Ответы на вопросы по заданиям имеются в учебно-методическом пособии в разделах «Работа с учебными книжками-тетрадями»;
  • изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с педагогическими рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и их воспитанию.

Предполагается дальнейшая разработка дополнительных приложений к данному учебно-методическому пособию (комплект плакатов, игры, развивающие тетради для учащихся 2-го класса по дорожной тематике и др.).

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

        

        Нормативно-правовое обеспечение программы :

- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребёнка»

- ПДД РФ

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 2-го класса.

Знать : основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения , правила перехода проезжей части на площадях , перекрёстках , правила посадки и высадки из общественного транспорта , правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь : правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги ; пользоваться общественным транспортом ; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся  2-го класса должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

   - места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

-        название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

  • перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;
  • перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог и. улиц;
  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.

                        Данный курс предусматривает безоценочное обучение - зачет/незачет. Формы контроля достижений учащихся по окончании курса – контрольный тест.

Учебно-тематическое планирование по курсу

 «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

(2 класс)

п/п

Название раздела, темы уроков.

Количество часов

Элементы обязательного минимума образования

Формы контроля

1

Почему дети попадают в дорожные аварии.

1

-Относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

 -владеть методами предупреждения дорожного травматизма, навыками пропаганды ПДД.

Викторина

2

История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

1

-Владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах;

-общие положения Правил дорожного движения.

Игра

3

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.

1

- Знакомство с Госавтоинспекцией, её основной задачей,

-знакомство с работой инспектора ДПС.

Тестирование

4

Новое о светофоре.

1

-Правила перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;

-виды светофоров.

Викторина

5

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

1

-Правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

-движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми).

Игра

6

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

1

-Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

-безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

-типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

-опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

-места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

-название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Викторина

7

Правила перехода перекрестка.

1

-Перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

-перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

-переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Практическая работа

Тестирование

8

Мы - пассажиры.

1

-Правила посадки и высадки из общественного транспорта,

- правила поведения детей при перевозке их на общественном транспорте, в салонах легкового автомобиля.

Игра

9

Экскурсия: «Я - пешеход и пассажир».

1

-Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

-не создавать помех движению транспорта;

-определять опасные и безопасные участки дорог и. улиц;

-дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.

Контрольный тест

Список литературы

  1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979.
  2. Возрастная и педагогическая психология; Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973.
  3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.
  5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998.
  6. Дети и дорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под ред. академика АПН СССР В.А. Полякова. - М.: АПН СССР, 1991.
  7. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972.
  8. Ильин ЕЛ. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.
  9. Кнебельсберг Д. Транспортная психология / Пер. с нем.; Под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989.

  1. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Народная асвета, 1980.
  2. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.:Третий Рим, 2005.
  3. Козловская Е.А. Совершенствование пропагандистской деятельности Госавтоинспекции: Методические рекомендации. - М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
  4. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы пропагандистской деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. - М.: УМЦ при ГУК МВДРФ, 1994.
  5. Козловский С.А., Вартанов А.В. Кратковременная память и зрительный вызванный потенциал// Журн. высш. нервн. деят. Вып. 4,2000.
  6. КомлеваЛ.А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.
  7. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации/* М.Б. Афанасьев, Ю.Н. Ольховников, Ю.Д. Шелков и др.; Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: За рулем, 1997.
  8. Koтик M.A. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1981.
  9. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. - Изд. 4-е. - М.: МГУ, 1981.
  10. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: МГУ, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...