Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Алешина Юлия Михайловна

Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_2_klass.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

Рассмотрено на заседании  

предметного методического объединения

протокол №__ от «_____»  августа  2014 г

Руководитель МО:

_______________________________________Г.Г.Рудько

                                                                                                                                                                                                                           

Утверждаю

Директор школы:

___________________________ Е.В.Туренко

протокол педагогического совета

№__ от «____»  сентябрь  2014 г.

                                                     

                                                               

                                                                                                 

Рабочая программа  

по  предметному кружку

«ОБЖ»  

2 «В» класс

Составитель рабочей программы:

Алешина Юлия Михайловна,

учитель начальных классов.

 

                                                                г. Нижневартовск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу во 2 В классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».

Цели изучения предмета.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных  заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

Программа кружка «ОБЖ» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

- Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса

педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

- Принцип оздоровительной направленности решает задачи  укрепления здоровья школьника.

- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Специфика класса.

В классе обучается 28 учащихся:

По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий результат:

• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.

• Учащиеся 2в класса способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.

• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на  среднем уровне, у 11% - на  низком уровне,  у 28% учащихся- на высоком,

• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на  среднем  уровне – 17 человек, 61%, у  39%  учащихся – уровень ниже среднего.

• Учащиеся 2в класса имеют средний уровень работоспособности.

Художественно- эстетическая направленность предмета.

Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.

Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием  способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Учитель и ученик, опираясь на эстетизацию всего педагогического процесса через художественное образование и воспитание нацелены на формирование, проявление и реализацию собственной индивидуальности.

Рабочая программа учитывает особенности учащихся  2 В класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на занятиях « ОБЖ»: могут сотрудничать в парах, в группах, учатся  контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

            Общая характеристика учебного предмета

   Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска).

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

     Перечень изучаемого учебного материала

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Секреты здоровья

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

работа над проектом

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

викторина

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

игра в сети Интернет

III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

просмотр фильма

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

выполнение упражнений

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Попрыгать, поиграть

подвижные игры

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

спортивные игры, эстафеты

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Профилактика детского травматизма

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

просмотр фильма

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

моделирование ситуации

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

                  Описание места учебного предмета в учебном плане

Во  втором классе на изучение данного курса в учебном плане внеурочной деятельности предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса « ОБЖ» формирует представления о факторах, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Освоение программы «ОБЖ» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты: эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. понимание ценности любой жизни; освоение правил безопасного поведения в обществе.

Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве;  уметь находить и анализировать информацию; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты: составлять режим дня; соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи; управлять своими эмоциями; выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; включать в свой рацион питания полезные продукты; соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; соблюдать правила пользования общественным транспортом; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 2 класса учащиеся должны знать: чем опасны водоемы зимой, какие меры

предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

•правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

•правила безопасного поведения в лесу, в поле;

•        возможные опасные ситуации при движении по открытой  местности: ориентирование, правила поведения во    время дождя, грозы, снегопада и др.;

•ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

•от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы; глаза, уши, зубы ;  мышцы,  кости и суставы;  сердце и кровеносные сосуды,   желудок   и   кишечник;   что   такое   инфекционные заболевания, их связь с образом жизни; чем опасен избыточный вес;

•травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;

•какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;

•как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

  К концу 2 класса  учащиеся должны уметь:

•правильно перейти водоем по льду;

•правильно вести себя на пляже;

•ориентироваться в лесу;

•правильно вести себя на реке зимой;

•правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защититься от них;

•распознать   отравление и оказать первую помощь при отравлении   грибами;

•оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

•действовать по сигналу «Внимание всем!».

              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения.  Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание  – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс (68 часов)

№ п/п

Дата

Тема

                       

Виды

Количество часов

деятельности

Всего

Теория

Практика

Раздел «Секреты здоровья»

34

12

22

1-2

01.09-06.09

Настроение в школе и дома.

Индивидуальная работа

2

1

1

3-4

08.09-13.09

Поведение в школе.

Парная работа(составление

свода правил)

2

1

1

5-6

15.09-20.09

Болезни глаз. Как их предупредить.

Коллективная работа.

Работа в группах по составлению комплекса

2

1

1

7-8

22.09-27.09

Слух - большая ценность для человека.

Индивидуальная работа

2

1

1

9-10

29.09-04.10

Профилактика кариеса.

Парная работа(работа с информацией)

1

1

11-12

06.10-11.10

Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Организация работы в группах

2

_

2

13-14

13.10-18.10

 Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.

Индивидуальная работа

2

-

2

15-16

20.10-25.10

 Режим питания.

Коллективная работа.

Работа в группах по составлению комплекса

2

1

1

17-18

27.10-01.11

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Индивидуальная работа

2

2

_

19-28

10.11-15.11

17.11-22.11

24.11-29.11

01.12-06.12

08.12-13.12

Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».

Парная работа(составление правил по здоровому питанию)

10

_

10

29-30

15.12- 20.12

 Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Коллективная работа.

Работа в группах по составлению свода правил

2

2

_

31-32

22.12- 27.12

Гигиена тела и души.

Коллективная работа.

Работа в парах по составлению правил

2

2

_

33- 34

12.01-17.01

Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».

Парная работа(составление правил по здоровому образу жизни)

2

_

2

Раздел «Профилактика детского травматизма»

34

17

17

35-36

19.01-24.01

Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

Парная работа

2

2

37

19.01-24.01

Светофор и его виды.

Самостоятельная работа

1

1

_

38

19.01-24.01

Экскурсия «Элементы улиц и дорог».

Коллективная работа.

1

_

1

39

26.01-31.01

Экскурсия «Дорожные знаки»

Коллективная работа.

1

_

1

40

26.01-31.01

Правила поведения на загородной дороге.

Коллективная работа.

Работа в группах повторение элементов улиц

1

1

41

02.02-.07.02

Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.

Парная работа по составлению правил пешеходов

1

1

42

02.02-.07.02

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по ПДД

1

1

43

09.02-14.02

Причины ДТП.

Самостоятельная работа

1

1

44

09.02-14.02

Тормозной путь транспорта.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по ПДД

1

1

45

16.02-21.02

Памятка велосипедиста.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по ПДД

1

1

_

46

16.02-21.02

Экскурсия «Велосипедная дорожка»

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по ПДД

1

1

1

2. Правила пожарной безопасности

4

2

2

47-48

23.02-28.02

Чтобы огонь не причинил вреда.

Коллективная работа.

Работа в группах повторение ППБ

2

1

1

49-50

02.03- 07.03

Правила поведения в случае пожара в квартире.

Парная работа по составлению правил ПБ

2

1

1

3. Правила поведения в быту

6

3

3

51 - 52

09.03-14.03

Как уберечься от поражения электрическим током.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по теме

2

1

1

53 - 54

16.03-21.03

Если ты ушибся или порезался.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по теме

2

1

1

55-56

30.03-04.04

Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по теме

2

1

1

4. Правила поведения в природе

8

4

4

57

06.04-11.04

Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по теме

1

1

58

06.04-11.04

Как уберечься от мороза.

Парная работа по составлению правил

1

1

-

59-60

13.04-18.04

Правила поведения на воде.

Коллективная работа. Обсуждение вопросов по ПБ на воде.

2

1

1

61 - 62

20.04- 25.04

Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

Коллективная работа. Парная работа по составлению правил обращения с животными

2

1

1

63  - 64

27.04-02.05

Обобщение по разделу.

Игра «Светофор здоровья».

Коллективная работа.

2

-

2

Раздел «Попрыгаем, поиграем!»

4

-

4

65 - 66

04.05-09.05

Подвижные игры.

Коллективная работа.

2

-

2

67 - 68

11.05-16.05

Спортивные игры и эстафеты.

Коллективная работа.

2

-

2

Итого 68

Итого

68

29

39

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметному курсу «ОБЖ» 

Для реализации задач обучения «ОБЖ» в 1 классе используются методические рекомендации для учителей автора Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по ОБЖ». Книга для учителя.-М: «Вако»

Список литературы:

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.

2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/ 

3. Басова Е.Д.  Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.

4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/

5. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.

6. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников.  http://festival.1september.ru/articles/519723/ 

Список рекомендуемой литературы:

1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.

2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm 

3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743

4. Николаева Л.Н.  Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html

5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

6.  Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.

7. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm

8. Правила безопасного поведения в быту.  http://theobg.by.ru/bit.htm 

9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/ 

10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm 

11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 4 класс ПНШ с учётом ФГОС, пояснительная записка, планируемые результаты(предметные и метапредметные)

Рабочая программа по русскому языку и литературе 4класс ПНШ с учётом ФГОС, пояснительная записка, планируемые результаты(предметные и метапредметные)...

Рабочая программа по предметному кружку "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа по предметному кружку "Занимательная грамматика" 2 класс...

Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс

Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс...

Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс

Рабочая программа  по предметному кружку "Риторика" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс

Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....

"Окружающий мир" Рабочая программа (скорректированная). Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы Автор – Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе программы «Окружающий мир». Рабочие программы Плешакова А.А. 1-4 классы.  М: Просвещение. 2011 г., вхо...

Рабочая программа по предметному модулю "Основы светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по предметному модулю  "Основы светской этики" (уровень начального общего образования)Рабочая программа разработана на основе модельной образовательной программы на ур...