Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_2_kl.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля
Рассмотрено на заседании предметного методического объединения протокол №__ от «_____» августа 2014 г Руководитель МО: _______________________________________Г.Г.Рудько
| Утверждаю Директор школы: ___________________________ Е.В.Туренко протокол педагогического совета №__ от «____» сентябрь 2014 г. |
Рабочая программа кружка
по литературному чтению
«Риторика»
2 «В» класс
Составитель рабочей программы:
Алешина Юлия Михайловна,
учитель начальных классов.
г. Нижневартовск, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Ориентирована на работу во 2 В классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».
Цели изучения предмета.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи изучения предмета:
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Специфика класса.
В классе обучается 28 учащихся:
По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий результат:
• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.
• Учащиеся 2в класса способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.
• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на среднем уровне, у 11% - на низком уровне, у 28% учащихся- на высоком,
• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне – 17 человек, 61%, у 39% учащихся – уровень ниже среднего.
• Учащиеся 2в класса имеют средний уровень работоспособности.
Художественно- эстетическая направленность предмета.
Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.
Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Художественно-эстетическое направление учебного курса « Риторика» рассматривается через тематику литературных произведений о доброте и дружбе, о природе родного края, животных края. Изучение устной и письменной речи русского народа, обогащает речь учащихся фразеологическими оборотами и видами устного народного творчества. Рассмотрение произведений литературного творчества в художественном классе, позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю своего народа; развивать патриотические чувства, видеть и любить прекрасное в окружающем мире.
Рабочая программа учитывает особенности учащихся 2 В класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на занятиях риторики: могут сотрудничать в парах, в группах, учатся контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной речевой подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение опыта младших школьников за счет включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Перечень изучаемого учебного материала
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 2 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.). Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений: осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий: формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; отличать подробный пересказ от краткого; знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; давать оценку невежливому речевому поведению.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться :
-определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
-выявлять авторское отношение к персонажам;
-определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;
-характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
-выделять эпизод из текста;
-озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
-восстанавливать деформированный картинный план;
-подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
-составлять картинный план;
-пересказывать с опорой на картинный план;
-последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
-составлять подробный и творческий пересказ;
-составить представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- читать молча небольшие тексты;
-высказывать свое отношение к поступку героя;
Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
2 Класс – 34 ч.
Тема урока | Дата | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | |
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) – 1 ч. | |||
- Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 1.09-6.09 | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). | |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА- 3 ч. | |||
- Наука риторика. - Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) - Говорит–пишет. Твои речевые роли. | 8.09-13.09 15.09-20.09 22.09-27.09 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | |
КАК МЫ ГОВОРИМ- 4 ч. | |||
- Темп. Громкость. (Повторение.) - То же слово, да не так бы молвить (тон речи). - Настроение, чувства и тон говорящего. - Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 29.09-4.10 6.10-11.10 13.10-18.10 20.10-25.10 | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ – 5 ч. | |||
- Мы слушаем – нас слушают. - Сигнал принят, слушаю! - Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. - Слушаем, как говорят. - Слушаем на уроке, слушаем целый день! | 27.10-1.11 10.11-15.11 17.11-22.11 24.11-29.11 1.12-6.12 | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). | |
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА – 2 ч. | |||
- Вежливая просьба. - Скрытая просьба. | 8.12-13.12 15.12-20.12 | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | |
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ – 2ч. | |||
О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | 22.12-27.12 12.01-17.01 | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | |
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – 3 ч. | |||
- Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) - Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) - Опорные слова. | 19.01-24.01 26.01-31.01 2.02-7.02 | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). | |
ПЕРЕСКАЗ - 3 ч. | |||
- Подробный пересказ. - Краткий пересказ. - План. | 9.02-14.02 16.02-21.02 23.02-28.02 | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). | |
Вежливый отказ-2 | |||
- Согласие или отказ. - Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 2.03-7.03 9.03-14.03 | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | |
Типы текстов-1 | |||
Типы текстов | 16.03-21.03 | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | |
Рассуждение-3ч. | |||
- Рассуждение. - Примеры в рассуждении. - Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. | 30.03-4.-04 6.04-11.04 13.04-18.04 | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). | |
Описание-2 | |||
- Описание, признаки предмета. - Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | 20.04-25.04 27.04-2.05 | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | |
Невыдуманный рассказ-2 | |||
- Было или придумано, части рассказа. - Хочу вам рассказать. | 4.05-9.05 11.05-16.05 | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ – 1 ч. | |||
Чему мы научились на уроках риторики? | 18.05-23.05 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметному кружку «Риторика»
Для реализации задач обучения риторике во 2 классе используются учебное пособие автора Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и картинках» в 2х частях;-М. :Ювента; Баласс; 2011г.,
методические рекомендации для учителей автора Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и картинках» 2 класс; ;-М. :Ювента; Баласс; 2013г.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.
К техническим средствам обучения относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры ( с выходом в Интернет);
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....