Рабочая программа кружка по ОБЖ "Шаг за шагом", 1 класс
рабочая программа по обж (1 класс) по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социального направления
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
(кружок по ОБЖ)
Возраст детей – 6-7 лет (1 класс)
Срок реализации – 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_obzh.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное казённое учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Лальск
Лузского района Кировской области
Утверждаю:
Директор
МОКУ СОШ пгт Лальск
Лузского района
Кировской области
__________________
Зарубин А.А.
Приказ №____от__________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социального направления
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
(кружок по ОБЖ)
Возраст детей – 6-7 лет (1 класс)
Срок реализации – 1 год
Автор составитель:
Осенникова И.А.,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Лальск
2013 г.
2. Пояснительная записка.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:
- распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
- определить способы защиты от них;
- приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
- оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- Освоение знаний о здоровом образе жизни;
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
- Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
- Опасные ситуации и правила поведения на воде.
- Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
- Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
- Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.
Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка по ОБЖ «Шаг за шагом».
Курс рассчитан на 33 часа, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
- о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
- о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- какие опасности встречаются в природе.
уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
- бережно относиться к своему здоровью.
3. Содержание изучаемого курса
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 4 |
2 | Улица полна неожиданностей | 19 |
3 | Безопасность на воде | 4 |
4 | Безопасность в помещении | 5 |
5 | Обобщение | 1 |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч.)
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Улица полна неожиданностей (19 ч.)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.
Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.
Безопасность на воде (4ч.)
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении (5ч.)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика.
Как вести себя, когда ты дома один.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Обобщение (1ч.)
Викторина «Подумай и ответь»
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Названия темы занятия | Цель | Кол-во час. | Дата проведения | |
По плану | Факт | ||||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.) | |||||
1-2 | Что такое безопасность. |
| 2 | ||
3 | Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. |
| 1 | ||
4 | Что такое чрезвычайная ситуация. |
| 1 | ||
Улица полна неожиданностей (19ч.) | |||||
5 | Безопасность на улице. |
| 1 | ||
6 | Как правильно переходить дорогу. |
| 1 | ||
7 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. |
| 1 | ||
8-9 | Сигналы регулирования дорожного движения |
| 2 | ||
10-11 | Виды перекрёстков. |
| 2 | ||
12 | Знакомство с дорожными знаками. |
- «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; «Место остановки автобуса». | 1 | ||
13 | Угадай, какой знак. |
| 1 | ||
14 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
одностороннее и двустороннее движение. | 1 | ||
15 | Будь внимательным и осторожным. |
| 1 | ||
16 | Движение группами. |
| 1 | ||
17 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
| 1 | ||
18 | Где можно и где нельзя играть. |
| 1 | ||
19 | Практическое занятие «Улицы посёлка». |
| 1 | ||
20 | Знакомство с транспортом посёлка. |
| 1 | ||
21 | Правила поведения в транспорте. |
| 1 | ||
22 | Встреча с работником ГИБДД. |
| 1 | ||
23 | Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий урок по теме: «Улица полна неожиданностей») |
| 1 | ||
Безопасность на воде (4ч.) | |||||
24 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. |
| 1 | ||
25 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. |
| 1 | ||
26 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. |
| 1 | ||
27 | Основные спасательные средства. |
| 1 | ||
Безопасность в помещении (5ч.) | |||||
28 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. |
| 1 | ||
29 | Основные правила пожарной безопасности. |
| 1 | ||
30 | Детские шалости с огнём. |
| 1 | ||
31 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. |
| 1 | ||
32 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. |
| 1 | ||
Обобщение (1ч.) | |||||
33 | Викторина «Подумай и ответь». |
| 1 |
5. Ресурсное обеспечение рабочей программы.
1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.
4. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
5. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.
6. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс
Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" для начальных классов
Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Важно заинтересовать ребёнка занятием после уроков, чтобы школа стала для него втор...
рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс
Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...
Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...