Технологическая карта урока ОРКСЭ "Cаша рассказывает о верованиях древних славян" (УМК Просвещение; 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Заколяпина Ярослава Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях древних славян в мифах, легендах и сказаниях.

Планируемые результаты

Предметные:

1) Знакомство с богами древних славян , их роль в жизни человека;

2) знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2)относиться с уважением к различным точкам зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 22.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 3

Время:  9:40-10-20           Кабинет: 103

Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна  

Группа: 45

Учитель: Пашкова Полина Сергеевна 

Методист: Мухина Ирина Георгиевна 

Тема урока: «Cаша рассказывает о верованиях древних славян»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях древних славян в мифах, легендах и сказаниях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формирование понимания роли богов в жизни человека в прошлом;

2) формирование интереса, уважения к родной истории.

Предметные:

  1. Знакомство с богами древних славян , их роль в жизни человека;

2) знакомство с внешним

видом, бытом, верованиями славян.

Развивающие:

1) Развить умение анализировать, делать вывод, аргументировать свое мнение;

2)Развить мышление и грамотную речь учащихся;

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2)относиться с уважением к различным точкам зрения.

Воспитательные:

1) воспитывать навык  самоконтроля и взаимоконтроля;

2) Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

УМК: УМК «Просвещение», учебник ОРКСЭ 4 кл.: Учебник в 2ч./ Васильева – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ярослава Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день -

Всегда, везде,

На занятиях,  в игре,

Громко, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Тихо сели, девочки.

Тихо сели, мальчики.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Расскажите, о каком континенте мы говорили на прошлом уроке?

- Как зовут девочку, которая рассказывала об этом континенте?

-Что вам больше всего запомнилось из ее рассказа?

1.Отвечают на вопросы учителя

 

О Японии.

Девочку зовут Акико.

        

-В японской традиции  божества часто изображали в виде кукол.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Вспомните, знакомо ли вам слово «соотечественник». Если нет, найдите его объяснение в словаре.

- Догадались ли вы, кто будет вести урок?

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать на этом уроке?

- Рассмотрите карту России в современных границах на с. 48—49. Постарайтесь мысленно перенестись на столетия назад. Что вы на ней видите?

-Какие слова мы можем назвать ключевыми для того урока?

- Подберите к слову РОДИНА синонимы.

- Если Саша живёт в России, как ещё его можно назвать?

- Кто знает как называлось коренное население России?( Если дети не смогут ответить, то учитель сам говорит).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Запишите тему урока в тетрадь.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ ?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Дети читают на стр.184 статью в словаре.

- Саша.

- О континенте на котором живёт Саша.

Учащиеся рассматривают карту- иллюстрацию.

- Это карта нашей Родины.

- Россия

Называют знакомые объекты.

Отчизна,отечество, Колыбель,

Прародина, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов.

-Соотечественник

- Славяне

-Саша рассказывает о верованиях древних славян.

-Каковы были верования древних славян?

-Каким предстаёт мир в мифологии и культуре славян?

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

учебник

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-кто такие славяне?

-это народ, живший на территории Восточной Европы

- Посмотрите на слайд и скажите, чем занимались славяне?

- Охотой - в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков. Чем служили шкуры животных?

-хорошо. Идем дальше.

- В озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном. Смотрим дальше.

- верно. Земледелие - было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали.

- От чего зависела жизнь древних славян?

-Верно. Поэтому древние славяне считали природные явления живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.

- Как называется такая вера?

- Ребята, разделитесь на 4 группы и получите задание. Прочитайте текст на стр. 46-51.

ЗАДНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

1 группа.

- Расскажите, в каких богов и почему верили древние славяне.

2 группа

-Какие образы создавали древние славяне в народных песнях, былинах, сказках.

3группа

- Какие звери и птицы часто встречаются в сказках, мифах и легендах у древних славян? Вспомните и назовите сказки и легенды, в которых встречаются образы птиц и зверей, наделённых волшебной силой.

4 группа

- Расскажите, что вы узнали об идолах и священных местах- капищах.

-Славяне — это различные народы и племена, которые принадлежат к одной языковой группе. Все они говорят на разных, но очень похожих языках.

-Охотой

-Их шкуры служили одеждой и одеялом.

- Рыболовством

-Скотоводством, Собирательством,

Земледелие

- От природы

-Язычество

6-8 слайды презентации

учебник

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Защита групп

Ответ каждой группы сопровождается иллюстрациями заранее подготовленными учителем.

- Какие новые слова вы узнали?

-Запишите эти понятия в тетрадь

От каждой группы выступает 1-2 учащихся.

(соотечественник, идолы, капища и др.)

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Мы знаем, что славяне отличались трудолюбием. Мужчины были хорошими охотниками. Изобразите, как они охотились из лука, догоняли раненных зверей, как сидели в засадах на зверей. А женщины отвечали за порядок в доме. Изобразите, как они подметали полы.

- Хорошо. Садитесь.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

-а сейчас мы проверим, как вы хорошо слушались и все ли запомнили. На доске будут появляться вопросы, на которые вам нужно будет дать письменный ответ и вопросы  в виде теста, где вы в тетради выпишите только букву.

1. Назови верховного бога древних славян.

2.Какой бог был покровителем скота и урожая?  

a) Велес(Волос)  

б) Перун  

в) Мокошь

3. Назови одного из духов природы, которого уважали славяне.

4. Что, по верованиям древних славян, жило в лесах и полях?

5. Что такое "идолы"?

 а) Идолы - это священные животные у древних славян.

б) Идолы - это боги у древних славян, статуя, скульптурное изображение

языческого божества.

г) Идолы - это специальные места, где древние славяне проводили религиозные обряды.

-закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте листочком. Сравните ответы с доской. Поставьте + и -.

-Поднимите руку, у кого нет ошибок.

-У кого 1-2 ошибки?

-у кого больше 2х ошибок?

Выполняют самостоятельно работу

Ответы:

  1. Перун
  2. А
  3. Леший/Водяной/Домовой/Болотник и др.
  4. Леший
  5. Б

Оценивание результатов. Проверка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- какая была наша тема урока?

- Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»

Какие новые слова вы узнали? Дайте определение.

«Cаша рассказывает о верованиях древних славян»

-Соотечественники — люди, рождённые в одной стране, граждане одного государства, то есть имеющие одно общее Отечество.

-Идол — статуя, скульптурное изображение

языческого божества.

- Ка́пище  — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Продолжите предложения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Билли рассказывает о себе" к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English-2" ФГОС

Технологическая карта урока содержит в себе подробный план урока в соответствии с ФГОС НОО....

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....

Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Художественная культура Древней Греции. Керамика.» (4 класс, Неменский)

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирование знаний о керамике Древней Греции, типах сосудов и обучение технике «аппликация»; в создании образа. Задач...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Честь и достоинство", УМК: «Просвещение», 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятиях «честь» и «достоинство».Задачи урока Планируемые результаты...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Cаша рассказывает о верованиях древних славян» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях разных народов в мифах, легендах и сказаниях.Задачи урокаПланируемые результатыДидак...