Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Честь и достоинство", УМК: «Просвещение», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятиях «честь» и «достоинство».

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)способствовать формированию понятий «честь» и «достоинство»;

2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предметные:

1) усвоить понятия «честь» и «достоинство»;

2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Развивающие:

1) развивать познавательный интерес, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  содействовать овладению обучающимися навыков анализа своих поступков и поступков других людей.

 

УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 16.02.2024

Школа: «Академический лицей №95»

Класс: 4-3

Урок: 2

Время: 08:55-09:35          Кабинет: 111

Студенты: Ахметова Екатерина Ренардовна, Ковальская Виктория Николаевна  

Группа: 31

Учитель: Удачина Инна Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Честь и достоинство»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятиях «честь» и «достоинство».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)способствовать формированию понятий «честь» и «достоинство»;

2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предметные:

1) усвоить понятия «честь» и «достоинство»;

2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Развивающие:

1) развивать познавательный интерес, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  содействовать овладению обучающимися навыков анализа своих поступков и поступков других людей.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Ренардовна и Виктория Николаевна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы светской стики.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

-Давайте перед началом урока зарядимся энергией. Возьмитесь пальчиками друг друга, таим образом у нас получилась мощная электрическая цепь, которая зарядит вас силами и энергией на этот урок.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

  1. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

1 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Ребята, какая была прошлая тема урок?

- Что такое стыд?

- Что такое вина?

- А как вы поняли, что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?

1. Отвечают на вопросы учителя.

- «Стыд, вина и извинение».

- Это тяжелое душевное состояние человека, появившееся после осуждения его поведения окружающими людьми.

- Это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, выполнения долга перед самим собой.

- Извиниться.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2 слайд

3 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Ребята, мы хотим поведать вам одну историю, приключившуюся с мальчиком Вовой. Мама часто просила его не играть в доме с мячом, ведь в комнате было много ценных и хрупких вещей. Особенно важной и любимой для мамы была ее ваза, подаренная бабушкой.

- Вовочка, будь, пожалуйста, осторожнее.

Вова подумал: “Как же мне это надоело, подумаешь, какое-то старье”.

И вот однажды, вернувшись домой, мама увидела лишь осколки, лежащие на полу. А рядом стоял младший брат Вовы Сережка.

- Что это такое? Это же была моя любимая ваза.

- Мама... а это все Сережка! Я ему говорю, не играй с мячом в комнате. А он что?!- сказал Вова.

- Сережа, разве так можно? Ты же знал, как мне дорога эта ваза!

Сережа расплакался и убежал. А Вова остался стоять и смотреть. Мама все поняла, что не было в этом вины Сережи.

- Вова, ты точно говоришь мне правду?

- Да, мамочка, конечно, разве я могу тебе врать?

- Так значит, ты у меня самый настоящий рыцарь?

- А как это? - удивился Вова - у меня же нет меча?

- Честь и достоинство, а не меч делает человека рыцарем. Самая большая сила рыцаря - это его благородное и чистое сердце, которое не способно совершать зло, обижать слабых и младших и уж тем более лгать

Вова долго не мог уснуть с мыслью об этом, ведь никакой он не рыцарь.. И вскоре он уснул, а проснувшись, оказался вовсе не в своей комнате, рядом не было ни брата не мамы.

- Слушайте, слушайте, слушайте! - в округе зазвенел чей-то голос.
-Указ короля и не говорите, что вы не слышали! Приглашаются на рыцарский турнир, все кто считает себя достойным звания рыцаря!

- Вот он мой шанс! - подумал Вова - шанс показать, что у меня есть честь и достоинство.

- Ребята, правильно ли на ваш взгляд поступил Вова?

- Хорошо, что у него есть возможность исправиться. Теперь Вове предстоит непростой путь, в котором мы можем ему помочь.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- А какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Посмотрите на экран, у нас есть перечень испытаний, который нам предстоит пройти, чтобы выполнить цель.

1. Познакомиться с понятиями:

2. Узнать о «Кодексе ... ».

3. Составить портрет ...

4. Подвести итоги ...

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Слушают историю.

-Вова поступил неправильно, он обманул маму.

- «Честь и достоинство».

-Узнать, что такое честь и достоинство.

1. Познакомиться с понятиями: честь и достоинство.

2. Узнать о «Кодексе чести».

3. Составить портрет рыцаря.

4. Подвести итоги урока.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

6 слайд

7 слайд

8 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Приступим к первому нашему испытанию.

- Как вы понимаете, что такое честь?

-Подберите однокоренные слова к слову «честь».

- В каких ситуациях мы употребляем в своей речи  это слово?

-Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

-По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». В знак чего чествуют победителей и высоких гостей?

-Да, именно уважение других людей служит наградой за хорошие и добрые поступки.

-Давайте теперь сравним наши рассуждения с определением, которое дано в учебнике на стр. 46.

-Были ли мы правы?

- Как вы считаете, достоинство и честь это одно и то же?

- Давайте проверим это, познакомимся с определением «достоинство». Как вы думаете, что это?

- Достоинство - это осознание своей ценности и уважение к себе.

- Так как вы думаете, достоинство и честь это одно и то же?

- Часто правильные поступки человек чести совершает не задумываясь об этом, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.  Можно сказать – это воспитанность человека.

- А достоинство- это осознанный выбор человека, который он делает сам.

- Какое испытание из нашего плана мы прошли? Отметим его. Благодаря нам Вова на шаг ближе к своей цели.

- Как мы поняли, для рыцаря честь и достоинство является очень важной и неотъемлемой частью, но это не единственное, что выделяет рыцаря среди других людей.

-Сейчас мы узнаем о «кодексе чести», вы когда-нибудь слышали о таком?

-В семь лет мальчиков отдавали на воспитание к опытным воинам, которые обучали их. А кроме военных наук, мальчиков учили и другому: кодексу чети.

- Сейчас вы для Вовы составите кодекс чети, работая в группах, поэтому нам нужно вспомнить правила работы в группах, назовите их.

Кодекс чести

1.Держать данное ...

2.Выручать ... из беды.

3.Заступаться за ...

4.Благородно и возвышенно относиться к ...

5.Быть ...

6.Проявлять ...

7.Быть ...

8.Относиться к людям ...

9....Родину.

-Почему важно соблюдать все эти пункты?

-Какое испытание мы прошли? Отметим его. Теперь и Вова знает кодекс чести.

-Приступаем к следующему испытанию, составим портрет рыцаря.

1. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Отвечают.

- Честно, честный, честность, чествовать.

- Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

- А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».

-В знак уважения.

-Читают определение.

-Да.

Отвечают

Предполагают.

Предполагают.

- 1. Познакомиться с понятиями: честь и достоинство.

Отвечают.

-1. Уважать мнение каждого.

2. Не перебивать друг друга.

3. Работать сообща.

Выполняют задание.

Кодекс чести

1.Держать данное слово.

2.Выручать товарища из беды.

3.Заступаться за слабого.

4.Благородно и возвышенно относиться к женщине.

5.Быть смелым.

6.Проявлять благородство.

7.Быть честным.

8.Относиться к людям с уважением.

9.Любить Родину.

-Потому что есть золотое правило нравственности: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

-2. Узнать о «Кодексе чести».

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

9 слайд

10 слайд

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует первичное закрепление.

 - Чтобы Вова все запомнил, сейчас мы составим портрет человека чести и достоинства.

-Давайте вспомним правила работы в парах.

-Ваша задача выбрать из облака слов те качества, которые соответствуют человеку, обладающего честью и достоинством. Напишите эти качества рядом с рыцарем. На это задание у вас есть 2 минуты.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

- 1. Уважать мнение каждого.

2. Не перебивать друг друга.

3. Работать сообща.

Выполняют задание.

 УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью            УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

11 слайд

Динамическая пауза (видеоролик)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу.  

-Сейчас нам предстоит выполнить самостоятельную работу. Ваша задача-решить тест. Обведите правильный ответ. На это задание у вас 4 минуты.

1. Достойные уважения и гордости качества личности.

а) честь;             б) совесть;             в) достоинство.

2. Осознание своих прав, своей  ценности и уважения к себе – это…

а) честь;          б) совесть;               в) достоинство.

3.  Человек достоин уважения потому, что …

а) он лучше всех;            б) отличает добро от зла;            в) умеет красиво одеваться.

4.  Выбери верное высказывание о чести и достоинстве.

а) Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

б) Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

в) Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

5. Честным человеком можно назвать того, который…

а) не признаёт своих ошибок;

б) обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении;

в) умеет незаметно обмануть.

6.  Честь - это награда, присуждаемая за …. (Аристотель)

а) добродетель;             б) гордость;                  в) знания.

-Сравните свои ответы с эталоном на экране. Если у вас нет ошибок, то нарисуйте смайлик с широкой улыбкой, если у вас есть 1 или 2 ошибки, то улыбчивый, если 3 ошибки, то нейтральный, а если 4 и более, то грустный.

1.Выполняют самостоятельную работу.

1-а

2-в

3-б

4-в

5-б

6-а

2.Выполняют самопроверку.

Оценивают свои работы.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

13 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

2. Обобщает материал урока.

- Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила. Вам предстоит составить синквейн.

-Знаете ли вы, что это такое?

- Синквейн- это стихотворение, состоящие из 5 строк.

- 1 строк - существительное, 2 строка - два прилагательных, 3 строка - три глагола, 4 строка -предложение, как основная мысль синквейна, 5 строка -1 существительное, как вывод.

- Представьте свои синквейны.

- Вова послушал ваши синквейны и окончательно понял, каким рыцарь должен быть на самом деле.

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

-Отвечают.

Выполняют задание.

Представляют свои работы.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

16 слайд

Рефлексия деятельности

 ( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Организует анализ работы по критериям.

- Мы выполнили все пункты плана?

- Мы не подвели итоги, самое время это сделать сейчас.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили, выполнили ли мы ее?

- Что нового мы узнали?

-Благодаря вашим стараниям Вова стал настоящим рыцарем.

Звучи звук будильника.

-Ребята, это был сон Вовы, но благодаря этому сну Вова осознал свои ошибки и немедленно попросил прощение у мамы и брата, они поняли его и простили. Потому что силен не тот, кто совершает ошибки, а тот, кто умеет их признавать и исправлять.

- Давайте с помощью волшебного мешочка поделимся впечатлениями о пройденной теме. Сейчас из мешочка некоторые из вас достанут записку и продолжат фразу, которая там написана.

- И помните, что в наши дни рыцарями называют людей, готовых на подвиг во имя другого человека, умеющих держать свое слово, готовых заступиться за слабого, младшего, помочь в беде. И сегодня мы убедились, что в вашей школе тоже есть рыцари и это вы! Ведь даже самый маленький поступок показывает, что у вас есть честь и достоинство.

- Спасибо за урок, до свидания.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Нет.

- «Честь и достоинство».

-Узнать, что такое честь и достоинство. Да.

Отвечают.

Дополняют высказывания.

УУРД:

Оценивать свою работу

17 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. ОРКСЭ №14 Дружба. Основы светской этики. 4 класс

2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской  этики. 4 классУчитель Медведева Елена ВитальевнаТема урока:    Дружба№ урока по теме:   14Цель урока:   П...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе. Задачи урока Дидак...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Простая этика поступков" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о нравственных нормах этики поступков, терпимости, нравственных ценностях и их значения в жизни; умений дела...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические:            ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Общение и источники преодоления обид» 4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока: «Общение и источники преодоления обид»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: Формирование этических норм поведения в об...