Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Честь и достоинство", УМК: «Просвещение», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятиях «честь» и «достоинство».
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1)способствовать формированию понятий «честь» и «достоинство»; 2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. | Предметные: 1) усвоить понятия «честь» и «достоинство»; 2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. |
Развивающие: 1) развивать познавательный интерес, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.
|
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) содействовать овладению обучающимися навыков анализа своих поступков и поступков других людей. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 57.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 16.02.2024 Школа: «Академический лицей №95» Класс: 4-3 Урок: 2 Время: 08:55-09:35 Кабинет: 111 | Студенты: Ахметова Екатерина Ренардовна, Ковальская Виктория Николаевна Группа: 31 Учитель: Удачина Инна Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Честь и достоинство»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятиях «честь» и «достоинство».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)способствовать формированию понятий «честь» и «достоинство»; 2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. | Предметные: 1) усвоить понятия «честь» и «достоинство»; 2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. |
Развивающие: 1) развивать познавательный интерес, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) содействовать овладению обучающимися навыков анализа своих поступков и поступков других людей. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Ренардовна и Виктория Николаевна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы светской стики. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. -Давайте перед началом урока зарядимся энергией. Возьмитесь пальчиками друг друга, таим образом у нас получилась мощная электрическая цепь, которая зарядит вас силами и энергией на этот урок. |
| УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Учебная презентация 1 слайд |
Актуализация знаний и мотивации (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа | 1. Актуализирует знания по пройденным темам. - Ребята, какая была прошлая тема урок? - Что такое стыд? - Что такое вина? - А как вы поняли, что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины? | 1. Отвечают на вопросы учителя. - «Стыд, вина и извинение». - Это тяжелое душевное состояние человека, появившееся после осуждения его поведения окружающими людьми. - Это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, выполнения долга перед самим собой. - Извиниться. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2 слайд 3 слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Ребята, мы хотим поведать вам одну историю, приключившуюся с мальчиком Вовой. Мама часто просила его не играть в доме с мячом, ведь в комнате было много ценных и хрупких вещей. Особенно важной и любимой для мамы была ее ваза, подаренная бабушкой. - Вовочка, будь, пожалуйста, осторожнее. Вова подумал: “Как же мне это надоело, подумаешь, какое-то старье”. И вот однажды, вернувшись домой, мама увидела лишь осколки, лежащие на полу. А рядом стоял младший брат Вовы Сережка. - Что это такое? Это же была моя любимая ваза. - Мама... а это все Сережка! Я ему говорю, не играй с мячом в комнате. А он что?!- сказал Вова. - Сережа, разве так можно? Ты же знал, как мне дорога эта ваза! Сережа расплакался и убежал. А Вова остался стоять и смотреть. Мама все поняла, что не было в этом вины Сережи. - Вова, ты точно говоришь мне правду? - Да, мамочка, конечно, разве я могу тебе врать? - Так значит, ты у меня самый настоящий рыцарь? - А как это? - удивился Вова - у меня же нет меча? - Честь и достоинство, а не меч делает человека рыцарем. Самая большая сила рыцаря - это его благородное и чистое сердце, которое не способно совершать зло, обижать слабых и младших и уж тем более лгать Вова долго не мог уснуть с мыслью об этом, ведь никакой он не рыцарь.. И вскоре он уснул, а проснувшись, оказался вовсе не в своей комнате, рядом не было ни брата не мамы. - Слушайте, слушайте, слушайте! - в округе зазвенел чей-то голос. - Вот он мой шанс! - подумал Вова - шанс показать, что у меня есть честь и достоинство. - Ребята, правильно ли на ваш взгляд поступил Вова? - Хорошо, что у него есть возможность исправиться. Теперь Вове предстоит непростой путь, в котором мы можем ему помочь. - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - А какую цель мы поставим на сегодняшний урок? - Посмотрите на экран, у нас есть перечень испытаний, который нам предстоит пройти, чтобы выполнить цель. 1. Познакомиться с понятиями: 2. Узнать о «Кодексе ... ». 3. Составить портрет ... 4. Подвести итоги ... | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Слушают историю. -Вова поступил неправильно, он обманул маму. - «Честь и достоинство». -Узнать, что такое честь и достоинство. 1. Познакомиться с понятиями: честь и достоинство. 2. Узнать о «Кодексе чести». 3. Составить портрет рыцаря. 4. Подвести итоги урока. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Приступим к первому нашему испытанию. - Как вы понимаете, что такое честь? -Подберите однокоренные слова к слову «честь». - В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? -Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? -По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». В знак чего чествуют победителей и высоких гостей? -Да, именно уважение других людей служит наградой за хорошие и добрые поступки. -Давайте теперь сравним наши рассуждения с определением, которое дано в учебнике на стр. 46. -Были ли мы правы? - Как вы считаете, достоинство и честь это одно и то же? - Давайте проверим это, познакомимся с определением «достоинство». Как вы думаете, что это? - Достоинство - это осознание своей ценности и уважение к себе. - Так как вы думаете, достоинство и честь это одно и то же? - Часто правильные поступки человек чести совершает не задумываясь об этом, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека. - А достоинство- это осознанный выбор человека, который он делает сам. - Какое испытание из нашего плана мы прошли? Отметим его. Благодаря нам Вова на шаг ближе к своей цели. - Как мы поняли, для рыцаря честь и достоинство является очень важной и неотъемлемой частью, но это не единственное, что выделяет рыцаря среди других людей. -Сейчас мы узнаем о «кодексе чести», вы когда-нибудь слышали о таком? -В семь лет мальчиков отдавали на воспитание к опытным воинам, которые обучали их. А кроме военных наук, мальчиков учили и другому: кодексу чети. - Сейчас вы для Вовы составите кодекс чети, работая в группах, поэтому нам нужно вспомнить правила работы в группах, назовите их. Кодекс чести 1.Держать данное ... 2.Выручать ... из беды. 3.Заступаться за ... 4.Благородно и возвышенно относиться к ... 5.Быть ... 6.Проявлять ... 7.Быть ... 8.Относиться к людям ... 9....Родину. -Почему важно соблюдать все эти пункты? -Какое испытание мы прошли? Отметим его. Теперь и Вова знает кодекс чести. -Приступаем к следующему испытанию, составим портрет рыцаря. | 1. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Отвечают. - Честно, честный, честность, чествовать. - Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. - А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». -В знак уважения. -Читают определение. -Да. Отвечают Предполагают. Предполагают. - 1. Познакомиться с понятиями: честь и достоинство. Отвечают. -1. Уважать мнение каждого. 2. Не перебивать друг друга. 3. Работать сообща. Выполняют задание. Кодекс чести 1.Держать данное слово. 2.Выручать товарища из беды. 3.Заступаться за слабого. 4.Благородно и возвышенно относиться к женщине. 5.Быть смелым. 6.Проявлять благородство. 7.Быть честным. 8.Относиться к людям с уважением. 9.Любить Родину. -Потому что есть золотое правило нравственности: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. -2. Узнать о «Кодексе чести». | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | 9 слайд 10 слайд |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует первичное закрепление. - Чтобы Вова все запомнил, сейчас мы составим портрет человека чести и достоинства. -Давайте вспомним правила работы в парах. -Ваша задача выбрать из облака слов те качества, которые соответствуют человеку, обладающего честью и достоинством. Напишите эти качества рядом с рыцарем. На это задание у вас есть 2 минуты. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор - 1. Уважать мнение каждого. 2. Не перебивать друг друга. 3. Работать сообща. Выполняют задание. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 11 слайд |
Динамическая пауза (видеоролик) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Взаимопроверка | 1.Организует самостоятельную работу. -Сейчас нам предстоит выполнить самостоятельную работу. Ваша задача-решить тест. Обведите правильный ответ. На это задание у вас 4 минуты. 1. Достойные уважения и гордости качества личности. а) честь; б) совесть; в) достоинство. 2. Осознание своих прав, своей ценности и уважения к себе – это… а) честь; б) совесть; в) достоинство. 3. Человек достоин уважения потому, что … а) он лучше всех; б) отличает добро от зла; в) умеет красиво одеваться. 4. Выбери верное высказывание о чести и достоинстве. а) Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат. б) Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству. в) Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе. 5. Честным человеком можно назвать того, который… а) не признаёт своих ошибок; б) обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении; в) умеет незаметно обмануть. 6. Честь - это награда, присуждаемая за …. (Аристотель) а) добродетель; б) гордость; в) знания. -Сравните свои ответы с эталоном на экране. Если у вас нет ошибок, то нарисуйте смайлик с широкой улыбкой, если у вас есть 1 или 2 ошибки, то улыбчивый, если 3 ошибки, то нейтральный, а если 4 и более, то грустный. | 1.Выполняют самостоятельную работу. 1-а 2-в 3-б 4-в 5-б 6-а 2.Выполняют самопроверку. Оценивают свои работы. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | 13 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. - Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила. Вам предстоит составить синквейн. -Знаете ли вы, что это такое? - Синквейн- это стихотворение, состоящие из 5 строк. - 1 строк - существительное, 2 строка - два прилагательных, 3 строка - три глагола, 4 строка -предложение, как основная мысль синквейна, 5 строка -1 существительное, как вывод. - Представьте свои синквейны. - Вова послушал ваши синквейны и окончательно понял, каким рыцарь должен быть на самом деле. |
-Отвечают. Выполняют задание. Представляют свои работы. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 16 слайд |
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Организует анализ работы по критериям. - Мы выполнили все пункты плана? - Мы не подвели итоги, самое время это сделать сейчас. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили, выполнили ли мы ее? - Что нового мы узнали? -Благодаря вашим стараниям Вова стал настоящим рыцарем. Звучи звук будильника. -Ребята, это был сон Вовы, но благодаря этому сну Вова осознал свои ошибки и немедленно попросил прощение у мамы и брата, они поняли его и простили. Потому что силен не тот, кто совершает ошибки, а тот, кто умеет их признавать и исправлять. - Давайте с помощью волшебного мешочка поделимся впечатлениями о пройденной теме. Сейчас из мешочка некоторые из вас достанут записку и продолжат фразу, которая там написана. - И помните, что в наши дни рыцарями называют людей, готовых на подвиг во имя другого человека, умеющих держать свое слово, готовых заступиться за слабого, младшего, помочь в беде. И сегодня мы убедились, что в вашей школе тоже есть рыцари и это вы! Ведь даже самый маленький поступок показывает, что у вас есть честь и достоинство. - Спасибо за урок, до свидания. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Нет. - «Честь и достоинство». -Узнать, что такое честь и достоинство. Да. Отвечают. Дополняют высказывания. | УУРД: Оценивать свою работу | 17 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. ОРКСЭ №14 Дружба. Основы светской этики. 4 класс
2.Технологическая карта урока. ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 классУчитель Медведева Елена ВитальевнаТема урока: Дружба№ урока по теме: 14Цель урока: П...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе. Задачи урока Дидак...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Простая этика поступков" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о нравственных нормах этики поступков, терпимости, нравственных ценностях и их значения в жизни; умений дела...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» (4 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.Задачи урокаДидактические: ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Обычаи и обряды русского народа", 3 класс
Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа».Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем.Задачи ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс, УМК: "Начальная инновационная школа"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Общение и источники преодоления обид» 4 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока: «Общение и источники преодоления обид»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: Формирование этических норм поведения в об...