Технологическая карта урока ОРКСЭ «Cаша рассказывает о верованиях древних славян» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 22.10.2024 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 4Т Урок: 2 Время: 8:45-09-25 Кабинет: 103 | Студент: Медведева Арина Олеговна Группа: 45 Учитель: Пашкова Полина Сергеевна Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Тема урока: «Cаша рассказывает о верованиях древних славян»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях разных народов в мифах, легендах и сказаниях.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование понимания роли богов в жизни человека в прошлом; 2) формирование интереса, уважения к родной истории. | Предметные: 1)выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития; 2) выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; |
Развивающие: 1) Развить умение анализировать, делать вывод, аргументировать свое мнение; 2)Развить мышление и грамотную речь учащихся; | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2)относиться с уважением к различным точкам зрения. |
Воспитательные: 1) воспитывать навык самоконтроля и взаимоконтроля; 2) Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма. |
УМК: УМК «Просвещение», учебник ОРКСЭ 4 кл.: Учебник в 2ч./ Васильева – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день - Всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, И тихонечко сидим. Тихо сели, девочки. Тихо сели, мальчики. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Расскажите, о каком континенте мы говорили на прошлом уроке? - Как зовут девочку, которая рассказывала об этом континенте? -Что вам больше всего запомнилось из ее рассказа? | 1.Отвечают на вопросы учителя
О Японии. Девочку зовут Акико.
-В японской традиции божества часто изображали в виде кукол. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Вспомните, знакомо ли вам слово «соотечественник». Если нет, найдите его объяснение в словаре. - Догадались ли вы, кто будет вести урок? - Как вы думаете, что нам предстоит узнать на этом уроке? - Рассмотрите карту России в современных границах на с. 48—49. Постарайтесь мысленно перенестись на столетия назад. Что вы на ней видите? -Какие слова мы можем назвать ключевыми для того урока? - Подберите к слову РОДИНА синонимы. - Если Саша живёт в России, как ещё его можно назвать? - Кто знает как называлось коренное население России?( Если дети не смогут ответить, то учитель сам говорит). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? Запишите тему урока в тетрадь. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ ? | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Дети читают на стр.184 статью в словаре. - Саша. - О континенте на котором живёт Саша. Учащиеся рассматривают карту- иллюстрацию. - Это карта нашей Родины. - Россия Называют знакомые объекты. Отчизна,отечество, Колыбель, Прародина, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов. -Соотечественник - Славяне -Саша рассказывает о верованиях древних славян. -Каковы были верования древних славян? -Каким предстаёт мир в мифологии и культуре славян? | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | -кто такие славяне? -это народ, живший на территории Восточной Европы - Посмотрите на слайд и скажите, чем занимались славяне? - Охотой - в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков. Чем служили шкуры животных? -хорошо. Идем дальше. - В озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном. Смотрим дальше. - верно. Земледелие - было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. - От чего зависела жизнь древних славян? -Верно. Поэтому древние славяне считали природные явления живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. - Как называется такая вера? - Ребята, разделитесь на 4 группы и получите задание. Прочитайте текст на стр. 46-51. ЗАДНИЯ ДЛЯ ГРУПП: 1 группа. - Расскажите, в каких богов и почему верили древние славяне. 2 группа -Какие образы создавали древние славяне в народных песнях, былинах, сказках. 3группа - Какие звери и птицы часто встречаются в сказках, мифах и легендах у древних славян? Вспомните и назовите сказки и легенды, в которых встречаются образы птиц и зверей, наделённых волшебной силой. 4 группа - Расскажите, что вы узнали об идолах и священных местах- капищах. | -Славяне — это различные народы и племена, которые принадлежат к одной языковой группе. Все они говорят на разных, но очень похожих языках. -Охотой -Их шкуры служили одеждой и одеялом. - Рыболовством -Скотоводством, Собирательством, Земледелие - От природы -Язычество | 6-8 слайды презентации | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | Защита групп Ответ каждой группы сопровождается иллюстрациями заранее подготовленными учителем. - Какие новые слова вы узнали? -Запишите эти понятия в тетрадь | От каждой группы выступает 1-2 учащихся. (соотечественник, идолы, капища и др.) | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 9-10 слайд презентации |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | -Мы знаем, что славяне отличались трудолюбием. Мужчины были хорошими охотниками. Изобразите, как они охотились из лука, догоняли раненных зверей, как сидели в засадах на зверей. А женщины отвечали за порядок в доме. Изобразите, как они подметали полы. - Хорошо. Садитесь. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль | -а сейчас мы проверим, как вы хорошо слушались и все ли запомнили. На доске будут появляться вопросы, на которые вам нужно будет дать письменный ответ и вопросы в виде теста, где вы в тетради выпишите только букву. 1. Назови верховного бога древних славян. 2.Какой бог был покровителем скота и урожая? a) Велес(Волос) б) Перун в) Мокошь 3. Назови одного из духов природы, которого уважали славяне. 4. Что, по верованиям древних славян, жило в лесах и полях? 5. Что такое "идолы"? а) Идолы - это священные животные у древних славян. б) Идолы - это боги у древних славян, статуя, скульптурное изображение языческого божества. г) Идолы - это специальные места, где древние славяне проводили религиозные обряды. -закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте листочком. Сравните ответы с доской. Поставьте + и -. -Поднимите руку, у кого нет ошибок. -У кого 1-2 ошибки? -у кого больше 2х ошибок? | Выполняют самостоятельно работу Ответы:
Оценивание результатов. Проверка. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - какая была наша тема урока? - Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?» Какие новые слова вы узнали? Дайте определение. | «Cаша рассказывает о верованиях древних славян» -Соотечественники — люди, рождённые в одной стране, граждане одного государства, то есть имеющие одно общее Отечество. -Идол — статуя, скульптурное изображение языческого божества. - Ка́пище — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 11-12 слайд презентации |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | Продолжите предложения Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… |
| УУРД: Оценивать свою работу | 13-14 слайд презентации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом» (УМК " Школа России", 4 класс)
Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом»Тип урока: «открытие» нового знания»Цель урока: формирование у школьников понятия «коллектив...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Милосердие – закон жизни" (А. И. Шамшурина, 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о значении этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:Осознание ценности человеческой жизни;Понимание значения «Милосер...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Добро и зло» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о добре и зле как главных моральных понятиях в жизни человека.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятиями «добро» и «зло&ra...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добро и зло" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о добре и зле.Задачи урокаДидактические:1.познакомить с понятиями «добро» и «зло»;2.дать преставления о добрых и плох...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Путешествие по странам мира. Границы России" (4 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование представления о морях, омывающих берега России и странах, которые имеют с Россией сухопутные и морские границы.Задачи урокаДидактические:Расширение у учащихся знаний о странах...
Технологическая карта урока по окружающему миру. ТЕМА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Цели: Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения з...