Урок курса ОРКСЭ (модуль «Светская этика»), направленный на формирование нравственных понятий
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ишбулатова Дарья Александровна

Разработанный урок могут использовать учителя начальных классов при проведении урока на тему «Нравственные понятия» в рамках курса ОРКСЭ (модуль «Светская этика).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок курса ОРКСЭ (модуль «Светская этика»), направленный на формирование нравственных понятий

УМК: «Школа России»

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Шемшурина А. И. Просвещение, 2014

Класс: 4

Тема: «Нравственные понятия»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о  «нравственных понятиях» как необходимого правила в выстраивании межличностных отношений; в потребности нравственного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать этические чувства как результат морального поведения;                                                                                                                                                              - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;                                                                                                                                                   - воспитывать желание делать выбор в пользу добра

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                               - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи;                                                                                                                                                                                                          - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;                                                                                                                                    - способность к анализу и синтезу информации;                                                                                                                                                                                               - смысловое чтение;                                                                                                                                                                                                                                       - выбор способов решения этических задач

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено   учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                              - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;                                                                                                                                     - формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его                                                                                                                                                                

Предметные:                                                                                                                                                                                                                                                            - знакомство с «нравственными понятиями» понимание их значений в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;                                                                                                                 - составление алгоритма применения «нравственных понятий» в жизненных ситуациях;                                                                                                            

Основные понятия урока: нравственный поступок, добро, зло, ответственность, справедливость.

Методы изложения нового учебного материала:                                                                                                                                                                                            1. Подводящий диалог.                                                                                                                                                                                                                                  2. Решение проблемных вопросов.                                                                                                                                                                                                                        

Формы:                                                                                                                                                                                                                                                                     1. Групповая работа:                                                                                                                                                                       - работа  с текстовым материалом;                                                                                                                                                                                                               - работа с иллюстративным материалом, дискуссия;                                                                                                                                                                              - моделирование                                                                                                                                                                                                                                                                2. Индивидуальная              

         Таблица 3. –  Технологическая карта  урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) в 4 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

1 мин.

Учитель:

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ.

Дети настраиваются на урок

Личностные

 -ценностно-смысловая ориентация;

2. Актуализация знаний.

10 мин.

- Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках и  

посмотреть притчу «Про яблоки».

Задание: Проанализируйте поступки главных героев с точки зрения нравственности.

После просмотра дать минуту на обдумывание.

- Какому соседу симпатизируете вы? Почему?

- Какие два противоположных понятия присутствуют в притче? (ДОБРО и ЗЛО)

- Почему второй сосед ответил первому добром?

- Почему люди ценят добро?

- Я соглашусь с вами, добро помогает жить и быть счастливым. Я счастлива, когда добро побеждает зло.

- Кто совершил нравственный поступок?

2. Работа с понятием.

- Какой поступок в светской этике называют нравственным?

- Что такое нравственность?

Вывод: Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

- Нравственность, Нравственный поступок, может, вы знаете ещё понятия связанные со словом нравственность?  

- Верно, есть еще понятия, как ответственность и справедливость.

  - Как вы думаете, что они значат?

Молодцы ребята, скажите, как можно назвать все понятия, о которых мы сегодня говорили?

Просмотр притчи.

Высказывания детей. (Первый сосед поступил безнравственно, потому что был завистливым, хотел испортить настроение соседу, преднамеренно совершил действие. Второй сосед добрый, по своему велению сердца,  выбрал добро и хотел, чтобы сосед тоже был счастлив.)

Дети формулируют понятие.

На доске Нравственный поступок – нравственность

Высказывания детей

Ответы детей

(Добро и зло)

Размышления детей на тему, что обозначают данные понятия

Нравственные понятия

Познавательные

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2.  Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи

3 мин.

- Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока)

- Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Давайте узнаем, на какие вопросы мы постараемся ответить в течение урока:

(Прочитаем их вслух  с доски)

- Почему люди ответственно и справедливо?

- Как можно пояснить данные понятия?

- Какие поступки можно, а какие нельзя совершать в жизни?

Запись тему рока: 

Нравственные понятия

Читают вслух

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Физ.минутка

4. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

17 мин.

1. Исследовательская работа по группам

- Всегда ли люди поступают нравственно? Почему?

- Какой выход нашло человечество?

Вывод: Человечество  всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

Ответ на  вопрос: Как поступать в современной жизни, вопрос очень сложный, но мудрецы, жившие в разное время, в разных странах, разных вероисповеданий  искали ответ на этот вопрос на протяжении многих веков. И нашли.

- Сейчас, я предлагаю вам узнать притчи разных народов, времен и религий.

Задание: Прочитайте и обсудите в группе притчи. Подумайте и найдите в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества.

2. Проверка работы

- Прочитаем тексты вслух.

 Текст № 1  Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого кормишь ты

Теперь мы можем дать определение ответственности?

Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом. 

Текст № 2 Волк поймал ягнёнка. Когда он нёс его, повстречался ему лев и отобрал добычу. Лишившись ягнёнка, волк сказал вполголоса:

— Очень странно, что ты забираешь то, что я захватил.

— Не жалей расстаться с награбленным, — ответил ему лев.

Добро, приобретённое грабежом, надолго не остаётся у грабителя. Нередко сам грабитель становится жертвой грабежа.

Давайте свами сделаем вывод, что же такое справедливость

Справедливость —это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.

Текст № 3«Однажды Маша с мамой пошла в магазин. Он был очень большой. В одном отделе мама выбрала красивое платье и пошла в примерочную, а Машу попросила посидеть на банкетке и никуда не уходить. Маша сидела, боясь пошевелиться. И вдруг она увидела красивую собачку. Она встала и подошла поближе к ней, чтобы лучше ее рассмотреть. Маша сама не заметила, как оказалась в незнакомом месте и мамы нигде не было. Маша села и горько заплакала. К ней стали подходить разные люди и спрашивать, что случилось. Маша сквозь слезы объясняла ситуацию. Все хотели помочь девочке. Кто-то побежал давать объявление по громкой связи для Машиной мамы. Какой-то мальчик угостил Машу бананом. Все старались помочь Маше. Скоро прибежала мама. Она обнимала дочь и благодарила всех добрых людей, которые помогли им найти друг друга

Кто нам скажет определение понятия добро?

 Добро – это все хорошее, необходимое, воспринимаемое нами как положительное.

Текст № 4 Жили-были на свете Добро и Зло.

Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям.

Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя.

Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую.

Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям — они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни — тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. 

Теперь мы можем точно сказать, что такое зло.

Зло — обозначает нравственно-отрицательное в поступках и мотивах людей. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий.

- Что объединяет эти притчи?

- Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к себе и другому человеку.

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации.

Ответы детей:

Данный притча учит брать на себя ответственность за результаты своих же действий.

Данная притча учит всегда поступать справедливо, потому что рано или поздно все встает на свои места и справедливость восторжествует.

Ответы детей

Нужно всегда относится к людям с добром. Никогда не знаешь, что произойдёт завтра, вдруг тебе тоже понадобится помощь. Как хорошо, что есть добрые люди!

Ответы детей

Нужно всегда творить добрые поступки, чтобы быть хорошим человеком. Зло разрушает не только мир вокруг тебя, но и самого тебя изнутри.

Ответы детей

Эти притчи объединяет общая мысль о том, что всегда нужно задумываться о том, какой поступок ты совершаешь. Каждый твой поступок должен быть нравственным.

Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой, не совершай злых поступков.

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Личностные

-личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

5. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

10 мин.

-  Давайте проверим, как в действительности пользоваться правилом, которое мы сейчас сформулировали. Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Автор: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Витя:- Завтрак потерял...

Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба)

Витя: - До обеда далеко еще!

Миша: - А ты где его потерял?

Витя: - Не знаю... (тихо сказал Витя и отвернулся)

Миша: - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть.

Автор: А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Володя: - Бери, ешь!

Беседа по содержанию:

-Почему рассказ назван «Три товарища»?

-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?

-Представьте себя на его месте.

-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?

-Как вы считаете, какому правилу следовал

мальчик, который поделился завтраком?

- Как поступили бы вы?

 Вывод: У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Но если мы вспомним изученные нравственные понятия, то точно примем правильное решение в той или иной ситуации.

- Достаточно ли знаний о нравственных понятиях, чтобы поступать в соответствии с ним?

Вывод: Нет, необходимо осознать (поступать так, как нас учат нравственные понятия, становиться личной задачей, человек совершает поступки не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).

- Составьте алгоритм действий

Задание: Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как поступать в соответствии нравственности:

Самопроверка:

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

- Что такое нравственный поступок, добро, зло, справедливость, ответственность?

Почему нужно действовать именно так, а не иначе?

Вывод: Опыт изучения данных понятий заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Усвоение данных понятий, как правило учит быть нравственным человеком.

Инсценировка детьми рассказа «Три товарища»

(Потомучто показывает, что хотя первые два мальчика и были Вите одноклассниками, но товарищами не были, настоящие друзья так не поступают. Товарищем оказался лишь мальчик, поделившийся завтраком.)

Ответы детей

Нет, надо научиться действовать справедливо и совершать ответственные поступки, а также не делать зла.

Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию

На доске появляется алгоритм действия правила.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

2 мин.

Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.

Отметь истинные высказывания

да

нет

1. Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим.

д

т

2. Понятие добро используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий.

а

о

3. Если всегда пользоваться нашим правилом нравственного поступка, то можно предвидеть последствия своих поступков.

б

п

4. Быть ответственным значит всегда выполнять свои обещания и отвечать за свои поступки.

р

г

5. Можно поступать плохо, все равно справедливости нет.

и

о

Проверим: у кого получилось слово добро, самый внимательный.

Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье                      

                    Твори добро, чтобы любя,

                    Добро тебя нашло.

                    Зла не верши, чтоб и тебя

                   Не погубило зло.                      

- Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?

Дети выполняют тестовое задание на карточке. 

 

В результате

получается слово ДОБРО

Познавательные

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные

планирование

7. Включение в систему знаний и повторения?

Задание

- Приведите примеры из жизни, в которых люди поступают справедливо, ответственно, совершают нравственный поступок, добрый злой.

Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….

Дети приводят примеры из жизни

VII. Итог урока.

2 мин.

Рефлексия.

- Подведем итог.

- Посмотрите, на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя?

почувствовал

                                                         Я

            вспомнил      

                                         

Удивился    

    Узнал

Личностные

-нравственно- этическая ориентация,

личностно-моральный выбор

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие учителя и учащихся

VIII. Домашнее задание.

1 мин.

Дома я попрошу вас вспомнить произведение, которое и подходит к одному из изученных нравственных понятий. Расскажите об одном из поступков в сочинении – миниатюре. Выразите свое отношение к поступку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов...

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...