Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_obraz_bogaryri.pptx | 2.48 МБ |
nravstennyy_obraz_bogatyrya.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интернет - ресурсы Карта
Нравственные идеалы Правила честного поединка. Кто такие БОГАТЫРИ?
В. М. Васнецов "Богатыри"
1 . БОДНЫЯР КИНИЧТИ 2. ШАЛЕА ПОЧИВОП 3. ИЯЛЬ РУМОЦЕМ Как зовут богатырей на картине? Расшифруйте имена
1ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ 2 . АЛЁША ПОПОВИЧ 3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Назовите имена БОГАТЫРЕЙ
Илья Муромец Добрыня Никитич " Алёша Попович
Был тот Святогор - богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Н. К. Рерих «Святогор»
Вольга Святославич ( Волх Всеславьевич ) К. А. Васильев «ВОЛЬГА»
Микула Селянинович
Правила честного поединка Противники договаривались о месте и времени поединка. 2)Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных. 3) Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ. 4) Нельзя наносить удар в спину.
РУССКИЕ БОГАТЫРИ Не перевелись ещё богатыри!..
Дополни пословицу. Человек без Родины, что … На чужой сторонушке - … Родина – мать, чужая сторона … Родина мать - сумей …
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать, были ли богатыри в вашем роду. 2. Нарисовать рисунок богатыря . Домашнее задание
Ресурсы http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8&stype=image&lr=51&noreask=1 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=картинки русские богатыри ильи глазунова&img_url=www.artlib.ru%2Fobjects%2Fgallery_33%2Fartlib_gallery-16513-o.jpg&pos=23&rpt=simage
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Тема урока «Нравственные идеалы. Богатыри».
(конспект урока)
Исполнитель:
Кулик Людмила Николаевна,
учитель начальных классов.
Киселевск 2013
Пояснительная записка.
Методическая разработка урока по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика», 4 класс.
Тема: «Нравственные идеалы. Богатыри».
Количество часов, предусмотренных для проведения урока – 1
Цель: воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.
Задачи: 1. Дать детям представление о нравственном образе богатыря.
2. Пробудить в ребёнке любовь к Родине и желание быть её защитником, воспитывать мужество, справедливость, доброту;
3. Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства;
развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников, развивать у детей умение слушать, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
Виды деятельности: беседа, работа с текстом, работа в группах, с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с родителями.
Основные термины и понятия: богатырь, правила честного поединка.
Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, фрагмент песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», отрывок из мультфильма «Илья Муромец и соловей разбойник».
Методы:
- Наглядный - для восприятия нового материала;
- Самостоятельная работа - для развития самостоятельности;
- Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
- Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
- Рефлексивный - для установления обратной связи.
Принципы:
- Учёт возрастных и физиологических особенностей
- Наглядность (демонстрация мультфильма, иллюстраций)
- Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление)
- Доступность (использование презентации)
- Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость
Предполагаемый результат:
- вызвать интерес к защитникам русской земли;
- способствовать формированию любви и уважительного отношения к своей Родине,
- развитие нравственных ориентиров, стимулирование способностей к размышлению, развить чувство патриотизма, позитивное отношение к мнению окружающих, активность.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
1)(Звучит фрагмент песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью
Стать за честь,
Против недруга,
За тебя в нужде,
Сложить голову!
- О чём это стихотворение? (о любви к своей стране, готовности встать на её защиту)
- Что такое Русь? (старинное название нашей страны)
- Как сейчас называется наша страна? (Россия)
- Чем Россия для нас является? (это наша Родина)
2)Вступительная беседа.
Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. (Слайды)
3)Обмен впечатлениями «Ресурсный круг».
Какие чувства у вас вызвала музыка и просмотр слайдов.
- Обменяйтесь, впечатлениями, используя слова:
Я вижу. Я слышу. Я чувствую. (Запись на доске)
3.Сообщение темы и цели.
- Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания.
- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы? (богатыри)
Это и есть тема нашего урока. (Слайд)
- Сегодня мы узнаем, какими были богатыри, и есть ли они в настоящее время.
4. Объяснение нового материала.
1)Предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма и узнать героя.
- Узнали героя?
- Чем он знаменит? (он обладает богатырской силой; защищал нашу Родину, стариков и детей от недруга)
- Какие испытания выпали на долю Ильи – Муромца? (победа над врагом под Черниговым, над Соловьём – разбойником; Идолищем поганым, Калиным – царём)
На Руси всегда были люди, готовые защитить свою родную землю от врагов.
Запись в тетради: Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
- В какие времена жили богатыри?
- Ребята, есть ли богатыри сейчас?
- Каких богатырей вы знаете?
- Чем они занимались?
- Что вы знаете о них ещё?
2). Работа с картиной. (Слайд)
- Обратите внимание на картину В. М. Васнецова. Над этой картиной Виктор Михайлович работал около 25 лет.
Рассмотрите картину
- Как называется эта картина?
3). Творческая работа в группах.
- Как зовут богатырей на картине вы узнаете, если расшифруете эти слова. (Слайд)
БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ.
- Назовите имена богатырей.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
- Покажите каждого из них на этой картине.
- Чем они заняты в данный момент?
- Приведите ещё примеры таких людей. (Святогор, Микула Селянинович )
Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна и никакой враг ей не страшен.
5. Проверка восприятия обучающимися нового материала.
1). Работа с картиной и текстом по группам.
- Прочитайте текст и ответьте, какими качествами обладал богатырь?
1 группа.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
2 группа
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
3 группа
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
Вывод:
- Какими качествами обладают богатыри? (На доске создается схема)
2) Обобщение
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.
Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю.
Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:
Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.
3) - Какие доспехи и оружие было у богатырей?
Отгадайте загадки о богатырском вооружении:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (булава)
6. Это колющее оружие на длинном древке. (Копьё)
7. Этот боевой предмет можно самостоятельно приготовить, используя кривой сук и шнурок (лук)
6. Работа с учебником.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка.
- Какие же это правила? Как вы думаете?
- Откройте учебник на странице 51, найдите и прочитайте эти правила.
- Вы согласны с ними?
7. Закрепление нового материала.
- А сейчас среди нас живут богатыри? Кто они?
С людьми, которые защищают, прославляют нашу Родину, мы будем знакомиться позже, на следующих уроках.
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.
Дополни пословицу.
- Человек без Родины, что …
- На чужой сторонушке - …
- Родина – мать, чужая сторона …
- Родина мать - сумей …
- Ребята, а какой общий смысл объединяет все эти пословицы?
Вывод.
- Так кого мы называем Богатырями?
- Какие правила в применении силы выполняли богатыри?
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
8. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
9. Домашнее задание.
1) Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.
2) Нарисовать рисунок, изображающего богатыря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственные идеалы. Богатыри" , курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок подготовлен с использованием устройства MIMIO....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"
Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"
Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...