«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
статья на тему

Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы светской этики"

«Самая страшная из грозящих нам катастроф  это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического   уничтожения  человечества на Земле,  сколько антропологическая – уничтожениечеловеческого в человеке».

(Ю.А. Шрейдер)                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_rahimova.docx197.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4 г.Пыть-Яха

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

Доклад

 «Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля
«Основы светской этики»»

Автор: Рахимова Фарзана Фаритовна,

 учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

        2015 год

Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы светской этики»

«Самая страшная из грозящих нам катастроф

                                              это не столько атомная, тепловая и тому

                                  подобные варианты физического

                                          уничтожения  человечества на Земле,

                                                   сколько антропологическая – уничтожение

                                     человеческого в человеке».

(Ю.А. Шрейдер)                  

     Душа каждого человека – бутон великолепного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.      Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

      В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

  В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».

     Поэтому весьма своевременно введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», который предусматривает формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.

     (Слайд 3)  На  родительском собрании родителям  было предложено  курсом  на выбор шесть модулей

Родители выбрали модули «Основы светской этики», «  основы православной культуры», « основы исламской культуры», «основы мировых религиозных культур».

     ( Слайд 4)Третий год я веду  модуль «Основы светской этики». (авторы Бунеев Р.Н, Данилов Д.Д., Кремлёва И.И).Если сравнивать тематику мероприятий по нравственному воспитанию в начальной школе и содержание нового курса, то увидим следующее:

Темы классных часов

Темы по курсу основы светской этики

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Россия родина моя.

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Семь «Я» в одном доме

Мама- лучшая на свете.

Россия – наша Родина

Защитники Отечества

Вежливость,

Добро и зло,

Дружба.

Род и семья – исток нравственных отношений,

 Семейные праздники,

 Семейные традиции,

Сердце матери

   

          Наблюдается общность и преемственность тем, единство целей и задач:

Воспитание патриотизма.

Воспитание  уважительного отношения к родному краю.

Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии.

Формирование понятия  «добро» и «зло».

Углубление понятий о дружбе и её проявлениях.

Развитие понятий  семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

          Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Одна из главных черт современного человека- толерантность.  

          Модуль «Светская этика» учат  любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют, развивает  у детей терпимое  отношение  к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

       Этот курс помогает классным руководителям  вести  планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

       Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки дети разучивают  Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни,и должны бережно относится к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что  каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы.

        Дети учатся оперировать нравственными понятиями, выполняя различные задания. Например, изучая тему:  «Добродетель и порок» отвечают на следующие вопросы:

     ( Слайд5)  Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?

Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок.

Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

        Получается, что об одном и том же  мы говорим не раз и не два, а на многих  предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения,  формируют и развивают ребёнка как личность, обладающую  теми полезными качествами, которые ей(личности)  необходимы для жизни в обществе.  

        Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

       . Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» способствуют этому. Изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной         жизни и применяемы каждым из нас каждый день.

        На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

         В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Ребёнку  приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

        ( Слайд 6-10)  Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы  о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы.

          ( Слайд 11) Конечно, преподавание ОРКСЭ обеспечено  учебно-методическим комплексом. Он разработан с учетом возрастных особенностей  обучающихся. Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

          (Слайд 12) Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки  уроков размещенные  на интернет- сайтах, такие как http://www.orkce.org/, www.orkce.ru

          Сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 10-11 лет невозможно. Эта работа более длительная. Поэтому перед собой следует ставить более реальные цели - заложить основы для этого.

         ( Слайд 13) Мною были поставлены задачи:

   1.   Дать первичное представление о добре и зле;

   2.   Сформировать умение анализировать свои и чужие поступки;

   3. Открыто высказывать     своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. 

          Как это сделать? В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным.

        ( Слайд 14) Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организация практической работы. Применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, современные формы и приемы обучения, физкультминутки. На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. Они составляют и разгадывают кроссворды,  участвуют в викторинах, отвечают на вопросы тестов, читают стихи, рисуют. Особенно интересны  презентации творческих работ, проектов. А домашние задания можно предлагать  по выбору -  ребенок сам может выбрать по  своим интересам   и желанию.

        Что я наблюдаю на уроках?

Слайд 15Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие: 

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

       Слайд 16 Я считаю, что самые эффективные способы в процессе преподавания модуля «Основы светской этики»–проектно-исследовательская деятельность, диалогическое взаимодействие с учащимися. Технология этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной,  позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: знания – чувства – поведение и включает следующие компоненты:

1.Завязка. Выход на проблему.

2. Активное совместное размышление

над проблемой.

3. Кульминационный момент.

 4. Нравственный выбор.

5. Развязка. Открытый финал.

6. Рефлексия. 

 Слайд 17 Данная технология позволяет выстраивать взаимоотношения с детьми на основе осмысления нравственно-этических категорий.

В процессе диалога учащиеся осуществляют нравственный выбор, открыто защищая и отстаивая собственную позицию, внутренне осмысливая  происходящее на этическом занятии, совершая нравственный выбор

       Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

      В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как  речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

     Слайд 18   Постоянно использую компьютер, составляю презентации с новыми терминами. составлять итоговые задания: кроссворды, филворды, поиск соотношения.  Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

            Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы светской этики».

Для закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.

3.При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4.При проверке домашнего задания или  при подведении итогов урока предлагаю ребятам самим выбрать задание и рассказать о нём все, что знают. Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям.  А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

5.Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.

             Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. Группы, в которых я работаю, образованы из учащихся разных классов. Дети объединены в группы по заявлению родителей. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку. Я  отмечаю, что отношения между детьми в группе ровные, доброжелательные.

         Ребята изучают разные модули. Знакомство с разными модулями не повлияло на взаимоотношения детей в классе. Ребята обмениваются информацией, которую узнают на уроках курса ОРКСЭ, делятся впечатлениями.

Преподавание этого предмета неограниченно рамками урока, те ориентиры нравственности, которые закладываются на уроке, воплощаются в жизнь, и в этом принимают участие родители.     

       Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми.     Поэтому учителю гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание я стараюсь  задействовать в учебно-воспитательном процессе. Такое  взаимодействие учителя, ученика и родителей сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более продуктивным, систематическим.  А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

      Думаю, что это  способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитание гражданина возможно  на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. Именно такие яркие примеры могут зажечь душу ребенка.

       Итоговый урок по курсу показал  положительное отношение учащихся к данному курсу. Основной этап урока был отведён творческим отчётам детей о полученных знаниях по предметам «ОРКСЭ». Отчеты были представлены в форме сочинений на разные  темы, мини-проектов, а также мероприятий во внеурочной деятельности: подготовка и проведения концертов к 23 февраля, 8 марта, участие в акциях добра и милосердия .Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирали тему, которая их заинтересовала, тему, над которой они хотели бы поработать ещё, потому что она им близка, понятна, им было, что рассказать, чем поделиться. В моих классах были выбраны следующие темы итоговых мероприятий: «Моя родословная», «Мой край», «По страницам истории». Дети, выступая, доказывали, почему выбранный ими человек может находиться в этой галерее достойных людей. Приятно отметить, что среди  достойных были не только великие и известные люди, но и родители, бабушки, прадедушки. Рассказы о родословных сопровождались  презентациями, газетами с фотографиями, сделанными руками детей и  родителями. О нашем городе и крае был собран детьми прекрасный материал с фотографиями, подготовлены различные презентации.  

        Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

  В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Духовно- нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках, взаимосвязь с другими видами деятельности

              Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государс...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна

цели.Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;воспитательная – воспитывать ...

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...

Виват,король! Мастер класс по шахматам.Рахимова Фарзана Фаритовна,учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4

Внеурочное занятие :  «Виват, король!»Класс:      3-4 классФорма проведения: кружковое занятиеМетоды, приёмы:по виду источника информации: -словесные (объяснение, бе...

урок русского языка правописание безударных гласных 2 класс Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

Конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Предмет: русский язык, урок-путешествие.Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.Учитель...