Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Зачем творить добро?"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Саблина Ирина Владимировна

Урок открытия новых знаний.Цель урока: помочь обучающимся осмыслить нравственные христианские основы добра, сформировать понимание того, что творить добро-духовная радость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_orkse.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 города Жирновска»

Жирновского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока по модулю «Основы православной культуры» 4 класс

Тема: «Зачем творить добро?»

Учитель начальных классов:                                             Саблина Ирина Владимировна

 

Технологическая карта урока по модулю «Основы православной культуры» 4 класс

Тема урока 

«Зачем творить добро?»

Тип урока 

Урок открытия новых знаний. 

Цель урока 

Помочь обучающимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Задачи урока 

1. Освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

2. Понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

3. Обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные:

1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте.

2. Выразительно, грамотно и осознанно читать.

3. Оценивать поступки людей. 

 

Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД 

1. Пользоваться справочными источниками для нахождения необходимой информации

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 

4. Находить ответы на вопросы в тексте. 

Коммуникативные УУД 

1. Выразительно читать текст. 

2. Оформлять свои мысли в устной форме, активизировать употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. 

3. Развивать умение слушать и понимать речь других. 

4. Уметь работать в паре.

Регулятивные УУД 

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

2. Учиться работать по предложенному плану. 

Личностные УУД: 

1.Развивать умения высказывать своё отношение к поступкам людей, выражать эмоции. 

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

 

Методы обучения 

Проблемный (частично-поисковый или эвристический), наглядный, словесный, практический, продуктивный, репродуктивный. 

Приемы 

Прием домысливания, прием подводящего диалога

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная, коллективная. 

Педагогические технологии

Здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, ИКТ, технология критического мышления, технология продуктивного чтения, технология личностно-ориентированного обучения.

Принципы обучения

Принцип наглядности, принцип последовательности, принцип доступности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип деятельности.

Оборудование

 

Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», электронное приложение к учебнику, презентация, мультимедиа проектор, притчи.

 

План урока

№ п/п 

Структурные элементы  

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся  

Временная реализация 

I.   

Организационный момент урока.

Мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Мотивация учащихся 

Восприятие 

1 мин. 

II.  

Актуализация знаний. 

Обращение к жизненному опыту школьников 

Выразительное чтение, обсуждение. 

3 мин. 

III.   

 Определение темы урока. Постановка цели урока, учебной проблемы. 

Определение цели, задач урока.  

Обсуждение, восприятие, осмысление.  

4 мин. 

IV.

Изучение нового материала 

Беседа, объяснение. 

Сообщение, анализ. 

12 мин. 

 V.   

Физминутка 

Показ учителем 

Учащиеся выполняют под руководством учителя 

1 мин. 

 VI.     

Закрепление изученного  материала. 

Наблюдение, помощь. 

Работа над произведением применение на практике. 

15 мин. 

VII. 

Домашнее   задание 

Инструкция 

Запись в дневник 

2 мин. 

 VIII. 

 Итог  урока. Рефлексия.

Беседа 

 Обобщение знаний 

2 мин. 

Сценарий урока

Этапы урока 

Содержание деятельности учителя 

Содержание деятельности учащихся 

Формы работы. 

Метод. Прием. 

Универсальные учебные действия 

1.Организационный момент  урока.

Мотивация к учебной деятельности 

1. Проверка готовности. 

2.  Психологический настрой. 

 

У.: Здравствуйте, ребята. Садитесь! (Слайд 1)

Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чем-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"

Формы: фронтальная, коллективная. 

Методы: словесный, репродуктивный 

проблемный. 

ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем. 

РУУД: планировать деятельность на уроке.  

2. Актуализация знаний. 

1. Просмотр видеоролика – притчи про бусы

У: Наш разговор предлагаю начать с притчи. Внимание на экран (Видео про бусы)

У: Какие мысли возникли о предмете разговора?

У: Мы с вами попытаемся в течение урока ответить на вопрос «Зачем творить добро?»

(СЛАЙД 1. ТЕМА:)

Д: Доброта. Добрые поступки.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах. 

Методы: словесный, наглядный, практический, продуктивный. 

Прием подводящего диалога

КУУДактивизировать употребление слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. 

ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы.  

ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 

КУУД: отвечать на вопросы; высказывать свое мнение. 

3. Определение темы урока. Постановка цели урока и определение задач.

У: Значит цель нашего урока….

У: Прежде, чем пытаться искать ответ, давайте определим пути решения. С чего начнём?

У: Поскольку у нас урок православия, значит нам необходимо, узнать,

Определяют цель.

 Дети составляют план урока.

Д: 1 необходимо узнать, что такое добро

2. что о добре думают христиане?

3.Какие чувства испытывает человек, творящий добро? (СЛАЙД 2. Задачи)

Формы: фронтальная. 

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый. 

Прием домысливания 

 

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 

РУУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу, высказывать свое предположение. 

4. Изучение нового материала 

1.Поиск решения.

У: А как вы понимаете, что такое добро? 

2.Работа со словарем.

У: А теперь прочитайте, как объясняет это понятие С.И. Ожегов (СЛАЙД 5)

У: Мы правы в определении.

У: С какими людьми нам всегда приятно общаться??

У: Но для этого вы, наверное, и сами должны быть добрыми и воспитанными, чтобы с вами тоже было приятно общаться. Давайте составим правила доброты. Каким же должен быть добрый человек?

3.Работа в группе.

У: Поработаем в группе. Надо напоминать правила работы в группе?

Перед вами высказывания, посовещайтесь, выберите нужное и наклейте на лист.

У: Кто готов поделиться изысканиями? (СЛАЙД 6)

У: Мы справились с первой задачей? Работаем дальше.

На слайде указана вторая задача. (СЛАЙД 7)

У: Вам эти правила ничего не напоминают?

У: Кто открыл эти заповеди человечеству? 

У: Какой сокровенный смысл несут эти заповеди?

У: Какие слова Иисуса стали золотым правилом этики?

(СЛАЙД 7)

У: Как думаете, почему христиане стремятся делать добро?

У: Давайте прочитаем на стр. 68 учебника легенду об апостоле Петре. (СЛАЙД 8)

У: Что вы знаете об апостоле Петре?

У: Молодцы.

У: Какие мысли возникли?

У: (обобщение) Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души. Он идет поддержать их, укрепить духовно. Свою смерть Петр принимает достойно. Он, конечно, подражает Христу, потому что любит Его. Подражает, но не гордится, поэтому просит распять его головой вниз, как бы подчёркивая, что Жертва Христа неизмеримо выше. (СЛАЙД 9)

У: А вот, что случилось с братом Петра апостолом Андреем вы узнаете из рубрики «Это интересно.»   (СЛАЙД 10)

Дети высказывают свои предположения

Дети читают определение в словаре

Д: С добрыми, воспитанными.

Дети проговаривают правила работы в группе.

Каждая группа находит по 2 верных высказывания, на доске составляется общий свод правил2-3 мин.

Дети зачитывают

 Приложение 1

Д: 10 заповедей. (называют)

БОГ

Д: Смысл существования всего человечества, мир полный любви и гармонии.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Д: Они хотят быть похожими на Иисуса.

Дети читают текст

Дети рассказывают о жизни апостола Петра

Читает вслух ученик.

Д: Высказываются, делают выводы.

Чтение рубрики

Формы: индивидуальная, фронтальная. 

Методы: практический, эвристический, словесный, продуктивный, наглядный. 

Прием подводящего диалога 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения. 

ПУУД: учить   анализировать  сказку, уметь выявлять сущность объектов. 

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. 

 

 5.Физминутка 

«Маленький гном»

 

 «Да или нет?» - игра (1-2мин)

Доброе дело по-настоящему делается…

- по принципу «ты-мне, я-тебе» ? (нет)

- бескорыстно? (да)

- ради получения денег, награды?...

 -незаметно для других?...

- чтобы гордиться собой?...

-  не ради себя, а ради Бога?...

- из любви к ближнему?...

- потому что заставили?...

Учащиеся выполняют движения  под руководством учителя

Да- встают,

Нет – приседают.

Форма: коллективная. 

 

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

 

6. Закрепление изученного  материала. 

1.Работа по учебнику

 У: Христос говорил, что Он не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.» И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он и сам________

У: Продолжите высказывание.  (СЛАЙД 11)

У: Какова I причина христиан творить добро?  (СЛАЙД 12)

У: Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Как же называется такое состояние человека?

 (СЛАЙД 13)

2.Работа в группе:

У вас даны несколько толкований этого слова. Посовещайтесь и дайте точное определение.  (СЛАЙД 13) Верно. Молодцы!

У: История хранит немало примеров самоотверженности, ведь Пётр мог сохранить свою жизнь, но предпочёл умереть вместе со своими учениками.

У: Какие примеры САМООТВЕРЖЕННОСТИ известны вам?  

У: 3 февраля, российский пилот Су-25 Роман Филиппов погиб, выполняя военную задачу в Сирии. Его самолёт был сбит. Пилот катапультировался, однако уже на суше был окружён боевиками ИГИЛ. Филиппов мужественно принял бой, но когда тяжелораненый лётчик понял, что шансов отбиться у него нет — подпустил террористов ближе и подорвал себя гранатой. За свой подвиг Роман Филиппов посмертно представлен к званию Герой России. (СЛАЙД 14)

У: Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить деяния Святых.

У: Найдите определение в учебнике на стр. 69

У: Что такое духовный опыт?

У: Имена каких святых вам известны?

 (СЛАЙД 15)

У: Почему они причислены к лику святых?

У: Верно. Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки, поэтому так и тянулись к ним за помощью и поддержкой люди. Духовное богатство обретается духовным трудом.

У: Какова же II причина, по которой христиане, совершают добрые поступки?

(СЛАЙД 16. Духовная радость)

У:Справились ли со второй задачей?

На слайде указана третья задача. (СЛАЙД 17)

У: А вам приходилось совершать добрые поступки? Можете ли вы себя назвать добрым человеком? Как надо совершать добро? 

У: (ОБОБЩЕНИЕ) Мы сегодня с вами по капельке, по кирпичику – медленно строили мир доброты, он очень хрупкий и его надо беречь.

БУДЕТ ДОБР К ЛЮДЯМ

.

Д: Самоотверженность.

Дети совещаются и дают точное определение.

     Приложение2

Дети приводят примеры подвига людей

Дети зачитывают определение из учебника.

.

Высказывают свои предположения

Сергий Радонежский, Матрона Московская, Серафим Саровский

Д: Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость.

Дети высказывают свои предположения

БЕСКОРЫСТНО

Формы: индивидуальная, фронтальная 

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый (проблемное изложение), наглядный. 

Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная ,парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее. 

КУУД: уметь слушать и понимать других 

РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. 

Учиться работать по предложенному учащимися  плану. 

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь выразительно читать. 

РУУД: развивать речь, обогащать словарный запас, делать выводы и кратко их формулировать 

КУУД: формировать навык  сотрудничества, управлять действиями партнера; разрешать  конфликты. 

ПУУД и КУУД: 

учит детей делать вывод, анализировать главного героя. 

ЛУУД: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 

8. Итог урока

\

Рефлексия  урока 

У: Наш урок подходит к концу: давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. (СЛАЙД 18)

Даря добро, человек приобретает больше, чем отдаёт. Он получает духовную радость.

У: Верно. Потому что доброта, милосердие, любовь к людям – огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает БОГ. (СЛАЙД 19)

А закончить урок мне бы хотелось стихотворением, строки которого вы соберёте, опираясь на цветовую гамму.

 (Слова стиха разрезаны.

1 строка-красный цвет

2 строка-синий цвет

3 строка- жёлтый цвет

4 строка – зелёный цвет)

I группа:       Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твоё им будет чудом.

II группа:     Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

III группа: С обидой в сердце трудно жить.

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет.

У: Молодцы! Славно потрудились! Какие выводы сделал каждый для себя?  

Благодарю вас за урок и верю, что он надолго останется в вашей жизни.

  «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.»

Спасибо! До свидания!

Оценивают работу класса. 

Подводят итог урока. 

Грамотно отвечают на вопросы учителя. 

 

Д: Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга.

 Чтобы самому становиться лучше.

Дети, работая в группах , составляют четверостишие.

Форма: фронтальная. 

Методы: 

словесный, наглядный, продуктивный. 

ПУУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания 

КУУД: выражать свои мысли. 

ЛУУД: выражать личное отношение.  

Приложение № 1.

 Правила доброты.

♦ Будь отзывчив и внимателен к людям.

♦Помогай другим сам, не жди, когда тебя попросят об этом.

♦Люби людей знакомых и незнакомых.

♦Не завидуй!  Не груби! Не злословь!

♦Призывай окружающих к хорошим поступкам.

♦Делай добро для людей бескорыстно.

♦Не прощай ошибок.

♦Если ударили тебя, то и ты ударь.

♦Живи только для себя.

♦Не заводи друзей: от них сплошные проблемы.

♦Бери всё, что тебе правится.

Приложение № 2.

Задание .

На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «Самоотверженность»


Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)


Что свойственно человеку, обладающему таким качеством?

 Готовность прийти на помощь за хорошую плату.

За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете).

За похвалу родителей.

 Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно.

Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Урок по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро"

Методические рекомендации к уроку. Конспект урока по теме: «Зачем творить добро?» предназначен для учащихся 4-х классов и может быть использован на уроках ОРКСЭ при изучении модуля «Основы православно...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

презентация к уроку по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Презентация содержит краткий материал к уроку по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....

Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе...

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ, на котором раскрывается смысл понятий "добро и ""зло", совершествуются навыки культуры общения через различные речевые упражнения, формируется потребность совершать ...