Священные сооружения Осетии Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» Срок реализации:1 год Возраст детей: 10-11 лет Разработчик: Сагкаева К.Р.(учитель)
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Сагкаева Карина Руслановна

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. 

 Обучающиеся познакомятся с историей возникновения священных сооружений Осетии.

Учебный процесс организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания.

  Урок проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новое знание и развивать саму познавательную активность.

 Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно-нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, присоединение к " смыслам" родной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

г. ВЛАДИКАВКАЗА

им.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ДАВЫДОВА ВЛАДИМИРА (ЛАДО) ШИРИНШАЕВИЧА

  г. Владикавказ, ул Маркова ,44  факс : 70-04-56 ,тел  53-04-94

Регистрационный номер №

                                                                                                                                                          Утверждаю

Директор МБОУСОШ №6

__________ Г.И.Петросян

Священные сооружения Осетии

Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики»

Срок реализации:1 год

Возраст детей: 10-11 лет

Разработчик: Сагкаева К.Р.(учитель)

г.Владикавказ

Владикавказская епархия

sagkaeva86@mail.ru

+79888304253

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

 Образовательные:

  • формирование понятия «священные сооружения»;
  • формировать представление об основных священных сооружениях Осетии;
  • познакомить учащихся с особенностями священных сооружений;
  • обеспечить условия для формирования навыков использования научной терминологии;
  • учить различать священные сооружения разных религий по их характерным особенностям.

Развивающие:

  • обеспечить условия для осознания того, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • обеспечить условия для развития долговременной памяти;
  • обеспечить условия развития интеллектуальных качеств личности школьника.

 Воспитательные:

  • обеспечить условия для усвоения уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре;
  • создать условия для критического отношения к своему труду, умению оценивать его на отдельных этапах урока;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры;
  • воспитывать устойчивый  интерес к получению новых знаний.

Задачи:

  • обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока;
  • обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения;
  • создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями;
  • формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации;
  • Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  представление презентации,игра

подготовка творческой работы.

Основные термины и понятия: храм церковь, мечеть, реком.                          

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация, колонки, мультимедиапроектор.

Длительность урока: 40 минут.

Структура урока:

  1. Самоопределение деятельности (1 минута)
  2. Введение в тему урока (2 минуты)
  3. Сообщение темы и целеполагание (2 минуты)
  4. Актуализация знаний (4 минуты)
  5. Изучение нового материала  (20 минут)
  6. Физкультминутка. Игра «Да-  Нет»(2 мин)
  7. Закрепление изученного (5 минут)
  8. Рефлексия (2 минут)
  9. Домашнее задание (2 минуты)

Примечание: Презентация используется для сопровождения урока

1. Самоопределение деятельности

Учитель: 

«Счастливы должны быть осетины,  измеряя славные

корни свои». (Николай Рерих)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке .  Желаю нам успешной работы!

2.Введение в тему урока

Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чем мы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте пожалуйста тему урока.    (Предположения детей)

(Показ слайдов с фотографиями храмов, монастырей, мечетей.) (слайд 1-6)

3.Сообщение темы и целеполагание.

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (ответы учеников)

- Да, ребята, тема урока – Священные сооружения Осетии (слайд 7)

Какие цели вы поставите для себя на урок?(ответы учеников)

4.Актуализация знаний.

Можно ли представить себе современный  город или крупное село без священных сооружений?

Где бы не расселялся народ, на том месте сразу же возводились священные сооружения. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в священные сооружения .

Попробуйте дать определение слову «священные сооружения). Иллюстрации помогут вам в этом.(слайд 8-10)

(учащиеся дают определения )

Учитель: Священное сооружения - это специально построенные здания для того, чтобы превозносить молитвы Богу.

5.Изучение нового материала.

Беседа с учащимися. 

Храм святого равноапостольного князя Владимира находится в здании исторической Архиерейской резиденции.                                                                                                                                                       Первоначально храм был сооружен в 1911 г. и его отличительная черта - алтарь, ориентированный на юг.

В советское время храм был закрыт, в здание располагался военный госпиталь.

В 2013 г. на основании возврата церковного имущества здание Архиерейской резиденции вместе храмом было возвращено Владикавказской епархии. Здание было в заброшенном, аварийном состоянии. Потребовалось несколько лет чтобы его отреставрировать. Владимирский храм пришлось воссоздавать фактически заново.

Еще одна отличительная особенность – мозаичные композиции. Храм украшают мозаики работы мастеров Московского мозаичного цеха с изображениями Спасителя, Пресвятой Богородицы, святого великомученика Георгия, святого равноапостольного великого князя Владимира.(слайд  11)

Церковь Святого Григория Просветителя была построена в 1868 году.

К 95-летию Геноцида армян во дворе церкви был установлен хачкар, для освящения которого специально приехал глава епархии Юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. На церемонию освящения пришли и представители других конфессий — благочинный православных церквей Василий Шауэрман и настоятель Римско-католического прихода Осетии Януш Блаут, представители руководства республики.(слайд  12)

Храм  святого пророка Божия Илии  построена в  1860-1870 гг. на Мещанском кладбище. После разрушения церквей во Владикавказе часовня осталась единственным приходом для православных верующих. На основании решения Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 25.09.1948 г. было выдано разрешение произвести перестройку часовни в настоящий храм. Реставрация была осуществлена трудами протоиерея Григория Гончарова. (слайд  13)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1815 году Осетинской Духовной Комиссией и более 50 лет ее прихожанами были все православные жители Владикавказской крепости . В 1823 году вместо деревянного строения церкви было построено новое каменное. 24 марта 1824 года здание церкви было освящено. В 1931 году храм был закрыт, здание передали горисполкому, а 1940-1941 гг. – Литературному музею им. К.Л. Хетагурова. В 1993 году храм вернули Московской Патриархии.(слайд  14)

Храм святого великомученика  Георгия Победоносца построен в  1885 году решением схода казаков ст. Ардонской на месте старого деревянного храма пятикупольный каменный храм. 13 мая 1901 года храм был освящен. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище. В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились. В то время храм был сильно разрушен: немцы сняли полы, не было окон, и прихожане стеклили их банками. В 90-е годы силами администрации района был произведен ремонт храма. (слайд  15)

Решением Владикавказского горсовета №249 от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора Святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Волгоградской, начато 18 октября 1996 года. За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время .(слайд  16)

Аланский Богоявленский женский монастырь основан в 2002 году

Монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви, расположенный 2 км к югу от города Алагир на территории Республики Северная Осетия — Алания.

В 2001 году в городе Алагире было создано Успенское православное сестричество — основание для будущего женского монастыря. Летом 2002 года три из шести сестёр приняли монашеский постриг. К началу 2004 года число насельниц Богоявленского скита составляли пять мантийных монахинь и две послушницы. (слайд  18)                                                                                                Аланский Успенский мужской монастырь — православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная Православная обитель на территории России. Монастырь был создан 19 апреля 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов.

В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но и других регионов России. (слайд  19)

Мече́ть Мухта́рова (или просто Суннитская мечетьосет. Мухтаровы мæзджыт) — суннитская мечеть во Владикавказе, на левом берегу реки Терек, один из символов города. Памятник архитектуры культурного наследия России федерального значения. Сооружена в 19001908 гг.

Разрешение на строительство мечети было выдано в 1900 году, городская управа выделила для этого строительства участок земли на левом берегу Терека. Газета «Приазовский край» сообщала, что строительство мечети обошлось в 80 тыс. рублей, из них более 50 тыс. внёс азербайджанский миллионер-нефтепромышленник, видный на Кавказе меценат Муртуза Мухтаров. Проект был заказан его любимому архитектору И. К. Плошко. Открытие мечети состоялось 14 октября 1908 года. Первым муллой мечети был ханафит Садык Радимкулов, из казанских татар. В декабре 1908 года в должности муллы Владикавказской суннитской мечети был утвержден шафиит Юсуф Муркиленский, что вызвало недовольство татарской общины.

В 1934 году городской совет принял решение уничтожить суннитскую мечеть. Командир 25-й татарской роты 84-го кавалерийского полка Я. И. Беткенев отдал приказ своим подчинённым с оружием в руках встать на охрану мечети. Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327  здание мечети было взято под государственную охрану. В мечети располагался филиал Музея краеведения.

В 1996 году мечеть была передана Духовному управлению мусульман Северной Осетии . В январе 1996 года у стены мечети сдетонировало взрывное устройство. Капитальные стены и башня оказались в глубоких трещинах, в стене образовалась крупная пробоина (1,5 м на 2 м.) .(слайд  20)

Реком-одно из древнейших и самое почитаемое в Северной Осетии святилище, расположенное близ Цея, на высоте около 3 км над уровнем моря . Оно стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах. Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.

По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева - лиственницы, которая никогда не подвергается гниению. Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.

 

Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании - главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета..(слайд  21)

6 . Физкультминутка  Игра «Да – Нет»

7.Закрепление  изученного

Какие священные сооружения построены в Осетии ? (ответы детей)

Зачем же люди строят священные сооружения?  (ответы детей)

- Где можно молиться Богу?  (ответы детей)

- Тогда зачем же молиться в священных местах (ответы детей)                                    -Нужны ли человеку такие архитектурные сооружения? Почему? (ответы детей)

-Как должны к ним относится люди? (ответы детей)

Учитель:

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение к памятникам культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.  Священные сооружения мировых религий разные, но имеют общее. Это:

  • Особо святые места.
  • В них звучат слова обращения к Богу.
  • Символ света.
  • Правила поведения.

В них народ воплотил самые лучшие свои идеалы и устремления. Они очень разные по внутреннему и внешнему виду, но служат одним целям. В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.                                                Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к образу той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.

Вот и закончилось наше знакомство со Священными сооружениями Осетии.

       

   8.Рефлексия

А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

9.Домашнее задание : Подготовка творческой работы « Правила поведение в священных местах Осетии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...

методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)...