Золотое правило этики
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок формирует представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; происходит усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.doc | 152.5 КБ |
zolotoe_pravilo.pdf | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Золотое правило этики
Цель урока
Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.
Задачи урока
- Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.
- Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.
- Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Виды деятельности
Беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия
Этика. Этикет. «Золотое правило этики». Неосуждение.
Оборудование
Компьютер, мультипроектор, репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница», презентация, карточки для игры.
Основные вопросы урока
- Каково главное правило человеческих отношений?
- Что такое неосуждение?
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Урок сегодня не простой, Для нас он будет золотой. Он многому научит вас. Так за работу! В добрый час! | Подготовка обучающихся к работе на уроке. |
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для окружающих.
3. Постановка проблемы (2 мин) Сегодня на уроке мы будем говорить о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.
Вы узнаете…(Слайд 2) |
Дают объяснения словосочетаниям с переносным значением, выдвигают предположение, какое правило может быть золотым. Правило необходимо, потому что возникают трудности в общении с родителями, друзьями. Предстоит разобраться в том, какое правило отношений называют «золотым»? |
Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения человека. «Этикет» – установленный порядок поведения где-либо (например, школьный этикет, дипломатический этикет).
Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы:
Притча. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
Не суди людей – неосуждение
Чтение рубрики «Это интересно» с.47. Объясните выражения: «Сучок в глазе брата твоего» -…; «Бревно в твоем глазе» -…; «Лицемер» - …»; «Быть милосердным»:
| Дают объяснение, сравнивают с толкованием значения понятия в словаре (1 человек находит слово в толковом словаре, все записывают информацию в словарики) Находят ответы на вопросы. Высказываются. Находят ответ в учебнике. Рассматривают картину, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, рассуждают. Дарят сердце друг-другу и говорят добрые слова Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе… Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен. Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо. |
Организует групповую работу, время на обсуждение – 2 минуты.
Вот он – Я.
Учитель фиксирует на доске рассуждения детей. | Текстовый материал для работы:
Трудно быть честным Не врать – красивая черта, Иметь её любой захочет. Я редко вру, лишь иногда, Я честным быть стараюсь очень. Что можно сказать о мальчике?
Трудно быть честным Однажды школу я проспал, Но не сказал об этом маме, Её расстраивать не стал, Я разве врал? Решайте сами. Что можно сказать о мальчике
Трудно быть честным В другой раз не помыл посуду И, чтоб никто не приставал, Сказал, что подхватил простуду, Я лишь слегка, друзья, приврал. Что можно сказать о мальчике?
Трудно быть честным Мы в пятницу с сестрёнкой Сашей Смотрели фильмы целый день, Нам заниматься было лень, И это скрыли мы от старших. Что можно сказать о мальчике?
Трудно быть честным Братишке младшему Андрею Я рассказал, что встретил фею, Развеселить хотел его, Ну, я соврал, что из того? Что можно сказать о мальчике? Дети придерживаются позиции, что каждый человек может исправиться, только ему в этом надо помочь. перечисляют то, что они бы хотели получить от окружающих людей. |
| По такой модели свои отношения с окружающими строить нельзя, потому что и мы должны относиться хорошо к людям. Исправляют на доске (поставили двойные стрелки). Высказывают мнение (сходства и различие). |
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — чёрный. — Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. — Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
| (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) Высказывания . |
Ребята, выберите начало одного высказывания и закончите его. Я сегодня узнал, что … Я думаю, что жить на Земле было бы легче, если … Я хочу, чтобы все люди … Работа с кроссвордом. (Слайд 8. Кроссворд интерактивный, слово появляется по щелчку мыши). 1. То, что надо обличать и ненавидеть. 2. Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло. 3. То, что господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата своего. 4. Различение оценки поступка человека и оценки самого человека. 5. Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах. 6. То, что не нужно делать, чтобы не быть судимым. Прочитайте ключевое слово. Любовь к родителям, любовь к ближним, любовь друг к другу. Христиане говорят, что любовь – это дар божий. И жить в любви гораздо приятнее и радостнее. Но для этого необходимо научиться любить самому. Чего я нам всем и желаю. | Участвуют в разгадывании кроссворда, вспоминают основные вопросы курса. Если останется время. Любовь. |
Полюби другого, сердцем чистым, Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили, Засветись к другим добром лучистым, Если хочешь, чтоб тебе светили. Снизойди к другому в пониманье, Если хочешь, чтоб тебя простили, Окажи другому всё вниманье, Коль в поддержке ждёшь от ближних силу. Есть святая заповедь у Бога, Та, что душу от греха укроет: Сколь к себе любви желаешь много, Отдавай другим её с лихвою. | Вопросы и задания
|
Раздаточный материал для игры «Какой я?»
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — чёрный.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.
В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.
— Как вы понимаете «неосуждение»?
В каждой группе 3 фигуры человека, на доске рисунок земного шара.
В результате своего совместного обсуждения вы должны выявить 3 главных качества, которые должен нести в мир человек, чтобы сделать добрее себя и людей. (Работа детей)
Зачитываем, прикрепляем к земному шару.
Какой у нас шар земной! Здесь доброта, любовь, милосердие.
Какие вы молодцы!
Постарайтесь весь этот земной шар вместить в каждом из вас.
Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же, сами не даём.
То, что от других всегда так ждём!
Прав лишь тот, кто ясно понимает
Без усилья, счастья не бывает.
Поделись душевной теплотой.
Ею мир поделится с тобой.
людей. (Работа детей)
Зачитываем, прикрепляем к земному шару.
Какой у нас шар земной! Здесь доброта, любовь, милосердие.
Какие вы молодцы!
Постарайтесь весь этот земной шар вместить в каждом из вас.
КРОССВОРД
1З | Л | О | ||||||||||
2Л | Ю | Д | И | |||||||||
3Б | Р | Е | В | Н | О | |||||||
4Н | Е | О | С | У | Ж | Д | Е | Н | И | Е | ||
5Ч | Е | Л | О | В | Е | К | ||||||
6С | У | Д | И | Т | Ь |
Составьте задание к слову, получившемуся по диагонали.
«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________
«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________
«Лицемер» _________________________________________________________________
«Быть милосердным»
_________________________________________________________________
«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________
«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________
«Лицемер» _________________________________________________________________
«Быть милосердным»
_________________________________________________________________
«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________
«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________
«Лицемер» _________________________________________________________________
«Быть милосердным»
_________________________________________________________________
«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________
«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________
«Лицемер» _________________________________________________________________
«Быть милосердным»
_________________________________________________________________
прощали
любили
заботились
не осуждали
уважали
не обижались
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило этики
Презентация к уроку Православная культура и этика...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
Золотое правило этики
Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Воспитать чувство любви к ближнему. Развивать логическое мышление, память, речь....
конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"
Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»
Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...
Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Золотое правило этики"
Урок с презентацией (Автор Кураев)...
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...