Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя
| 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята, нас зовут Таисья Александровна и Елена Павловна. Сегодня мы проведём у вас урок основы светской этики. - Садитесь. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. - Повернитесь к соседу по парте улыбнитесь и пожелайте хорошей работы. -Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь добро – это солнце, которое согревает душу человека. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. | 1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.
| УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Учебная презентация
1 слайд
|
Актуализация знаний и мотивации (2 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа
| 1. Актуализирует знания по пройденным темам. - Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом занятии. - Какая была тема прошлого урока? - Что для вас важно в жизни? - Вспомните золотое правило нравственности. Как оно звучит? - Во всех религиях есть это правило. Оно звучит по-разному, но смысл его один: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
| 1. Отвечают на вопросы учителя.
- Жизнь священна.
- «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
| УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
2 слайд
5 слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Фронтальная
Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации
| 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1) • Жизнь дана на …. дела. • Мир не без …людей. • ….желаешь – …и делай. • Истинное …всегда просто. • …слово человеку – что дождь в засуху. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1) • Жизнь дана на …. дела. • Мир не без …людей. • ….желаешь – …и делай. • Истинное …всегда просто. • …слово человеку – что дождь в засуху. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1) • Жизнь дана на …. дела. • Мир не без …людей. • ….желаешь – …и делай. • Истинное …всегда просто. • …слово человеку – что дождь в засуху. - Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. • Жизнь дана на …. дела. • Мир не без …людей. • ….желаешь – …и делай. • Истинное …всегда просто. • …слово человеку – что дождь в засуху. Подумайте, чему будет посвящен наш урок? - Для чего же живёт человек? - Теперь вы можете назвать тему нашего урока? Тема урока: «Человек рождён для добра». - Как вы думаете, что совершать легче добро или зло? Почему? - На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока? - А какую цель мы перед собой поставим? – Правильно, сегодня мы поговорим с вами о главных моральных ценностях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими ценностями руководствуются люди, совершая поступки. - А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока, но только вот беда: все пункты плана перепутаны, давайте попробуем составить их в нужной последовательности: | #1042;ыдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Добрые. - Добрых. - Добро. - Добро. -Доброе. - Доброте.
- «Человек рождён для добра».
Ответы обучающихся - Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для доб - Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для добра? - Цель урока: узнать какую роль «добро» и «зло» играет в жизни человека. 1) Узнать, что такое «добро» и «зло»; 2)Выполним самостоятельную работу 3)Сделаем вывод о проделанной работе. |
УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий |
6 слайд
7 слайд
8 слайд
|
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Фронтальная
Группа словесных методов: учебный диалог
| #1054;рганизовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас. - «Не ищи красоты, а ищи доброты» - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас. -Как вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»? -А для вас, что важнее добро или зло? - Почему? -Мы часто используем в жизни слова: добро, зло, хорошо, плохо. Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит. -В словаре Ожегова даны определения «добро» и «зло». Обратите внимание на экран, давайте прочитаем их. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». - Ребята, а как вы понимаете слово «благодарность»? - Если вы будете совершать добро, помогать, то люди будут вам благодарны за ваши добрые поступки. - Ребята, сейчас мы поработаем в группах, вспомним правила работы в группах, их вы можете увидеть на экране. - Всего будет три группы (1 ряд, 2 ряд и 3 ряд). - Мы вам раздали карточки с притчей, вам необходимо прочитать ее и ответить на два вопроса, а затем проверим, что у вас получилось. -На это задание вам дается 2 минуты. 1 группа «Осколки доброты» Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили разные замки из песка. Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. Когда старушка проходила мимо них, то и дело, нагибаясь к песку, чтобы что-то поднять, улыбнулась семье, только никто не ответил на ее доброе приветствие. А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги. Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили разные замки из песка. Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги. | 1. Какие чувства у вас вызывает старушка? | 2. Что значит «посвятила всю жизнь»? |
2 группа Притча «Два волка» Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. — Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук. — Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь? — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. | 1. Какие качества представляют светлую сторону души по мнению вождя племени? А какие - тёмную? | 2. Какая мудрость заключается в ответе вождя на вопрос о том, какой волк побеждает в конце? |
3 группа Притча «Черная точка». Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги» | 1. Как притча напоминает о важности видеть добро в людях? | 2. Какие уроки мы можем извлечь из этой притчи для улучшения наших отношений с окружающими? |
- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. - - Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать
добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла. - Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. - В этом можно убедиться, вспомнив добрых сказочных героев, которых вы особенно любите. -Посмотрите небольшой видеофрагмент о добрых сказочных героев. -Каких героев вы бы выделили ещё? | 1. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
- Человек должен всегда стараться делать добро. Ответы обучающихся.
- Благодарность – это чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние, выраженное в соответствующих действиях.
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся.
|
УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи
|
9 слайд
10 слайд
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) |
Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. |
Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Взаимопроверка | #1054;рганизует самостоятельную работу. -Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой. - На выполнение самостоятельной работы у вас есть 2 минуты.
Самостоятельная работа ФИ____________________ Класс________ 1. Соотнесите определения с понятиями «добро», «зло» и «благодарность». 1)Добро | А) всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду | 2)Зло | Б) это чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние, выраженное в соответствующих действиях. | 3)Благодарность | В) нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду |
2. Вычеркните качества, которые не относятся к доброму человеку. Честность, подлость, злость, доброжелательность, отзывчивость, зависть, жадность, забота. #1042;ыберите из двух пословиц, которая относится к добру. А) Доброе слово и кошке приятно. Б) Такой злой, что у него и во рту черно 4. Определи верное высказывание. А) Доброта - это слабость. Б) Главная опасность зла в том, что оно выдаёт себя за добро. В) Быть добрым в наше время немодно. - Время подходит к концу, кто сколько успел сделать, заканчиваем. - Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. - Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. - Какой пункт плана мы выполнили и что нам еще осталось выполнить? | #1042;ыполняют самостоятельную работу.
1. 1) – А 2) – В 3) – Б #1055;одлость, злость, зависть, жадность. #1040; #1041;
- Мы выполнили второй пункт плана, нам осталось сделать вывод о проделанной работе. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников |
13 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. - В парах составьте правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. - На это задание вам дается 2 минуты. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Сейчас мы поиграем в игру «Скажи комплимент». - Тот ученик, кому я дам игрушку, должен выбрать человека из класса и сказать ему добрые слова. Но, не повторяемся. - Что вы почувствовали? -Каждый из нас каждую минуту делает выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком. И вы должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для семьи, друзей, для всех в этом мире. Для того чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро! | 1. Отвечают на вопросы для закрепления материала. - Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать. Прощать ошибки другим.
Выполняют задание. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
16 слайд
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | #1054;рганизует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Что нового мы узнали? - Все ли пункты плана мы выполнили? Отлично! - Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: Я узнал, что… Интересным для меня было… Мне было сложно… - Отлично. Давайте запишем домашнее задание: с. 89, «Вопросы для повторения» и «Вопросы для размышления» устно. -Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. - Всем спасибо за работу на уроке. | #1040;нализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема урока: «Человек рожден для добра» -Цели: узнать какую роль «добро» и «зло» играет в жизни человека.
| УУРД: Оценивать свою работу |
17 слайд
18 слайд |