Технологическая карта ОРКСЭ "Человек рождён для добра"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о добре и зле, как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;

2) проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1) формировать четкие определения о данных этических категориях: добро и зло;

2) уметь следовать нормам поведения в классе и в школе; анализировать поступки людей, различать различные чувства.

Развивающие:

1) развивать познавательный интерес, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

 

УМК: «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»: 4 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2023.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_rozhdyon_dlya_dobra.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата:

Школа: «Академический лицей №95»

Класс: 4-5

Урок: 3

Время: 09:45-10:25 Кабинет: 317

Студент: Уфимцева Елена Павловна, Недоспелова Таисья Александровна

Группа: 31

Учитель: Хайбулина Гульямал Зайнетдиновна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Человек рожден для добра»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о добре и зле, как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;

2) проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1) формировать четкие определения о данных этических категориях: добро и зло;

2) уметь следовать нормам поведения в классе и в школе; анализировать поступки людей, различать различные чувства.

Развивающие:

1) развивать познавательный интерес, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2) воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»: 4 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2023.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Таисья Александровна и Елена Павловна. Сегодня мы проведём у вас урок основы светской этики.

- Садитесь.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Повернитесь к соседу по парте улыбнитесь и пожелайте хорошей работы.

-Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь добро – это солнце, которое согревает душу человека. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

1 слайд

Актуализация знаний и мотивации

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом занятии.

- Какая была тема прошлого урока?

- Что для вас важно в жизни?

- Вспомните золотое правило нравственности. Как оно звучит?

- Во всех религиях есть это правило. Оно звучит по-разному, но смысл его один:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

1. Отвечают на вопросы учителя.

- Жизнь священна.

- «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2 слайд

5 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить

пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)

Жизнь дана на …. дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить

пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)

Жизнь дана на …. дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить

пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)

Жизнь дана на …. дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова.

• Жизнь дана на …. дела.

• Мир не без …людей.

• ….желаешь – …и делай.

• Истинное …всегда просто.

• …слово человеку – что дождь в засуху.

Подумайте, чему будет посвящен наш урок?

- Для чего же живёт человек?

- Теперь вы можете назвать тему нашего урока?

Тема урока: «Человек рождён для добра».

- Как вы думаете, что совершать легче добро или зло? Почему?

- На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?

- А какую цель мы перед собой поставим?

– Правильно, сегодня мы поговорим с вами о главных моральных ценностях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими ценностями руководствуются люди, совершая поступки.

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока, но только вот беда: все пункты плана перепутаны, давайте попробуем составить их в нужной последовательности:

#1042;ыдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Добрые.

- Добрых.

- Добро.

- Добро.

-Доброе.

- Доброте.

- «Человек рождён для добра».

Ответы обучающихся

- Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для

доб

- Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для добра?

- Цель урока: узнать какую роль «добро» и «зло» играет в жизни человека.

1) Узнать, что такое «добро» и «зло»;

2)Выполним самостоятельную работу

3)Сделаем вывод о проделанной работе.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

6 слайд

7 слайд

8 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

#1054;рганизовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И

при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что

доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена

на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё

живое, что окружает нас.

- «Не ищи красоты, а ищи доброты» - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.

-Как вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?

-А для вас, что важнее добро или зло? - Почему?

-Мы часто используем в жизни слова: добро, зло, хорошо, плохо. Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит.

-В словаре Ожегова даны определения «добро» и «зло». Обратите внимание на экран, давайте прочитаем их.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

- Ребята, а как вы понимаете слово «благодарность»?

- Если вы будете совершать добро, помогать, то люди будут вам благодарны за ваши добрые поступки.

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах, вспомним правила работы в группах, их вы можете увидеть на экране.

- Всего будет три группы (1 ряд, 2 ряд и 3 ряд).

- Мы вам раздали карточки с притчей, вам необходимо прочитать ее и ответить на два вопроса, а затем проверим, что у вас получилось.

-На это задание вам дается 2 минуты.

1 группа «Осколки доброты»

Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили

разные замки из песка. Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые

волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной.

Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а

затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих

детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. Когда

старушка проходила мимо них, то и дело, нагибаясь к песку, чтобы что-то

поднять, улыбнулась семье, только никто не ответил на ее доброе приветствие.

А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка

всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с

пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги.

Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили разные замки из песка.

Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги.

1. Какие чувства у вас вызывает старушка?

2. Что значит «посвятила всю жизнь»?

2 группа Притча «Два волка»

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

1. Какие качества представляют светлую сторону души по мнению вождя племени? А какие - тёмную?

2. Какая мудрость заключается в ответе вождя на вопрос о том, какой волк побеждает в конце?

3 группа Притча «Черная точка».

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги»

1. Как притча напоминает о важности видеть добро в людях?

2. Какие уроки мы можем извлечь из этой притчи для улучшения наших отношений с окружающими?

- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует

народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе

продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего

существования.


-
- Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать

добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда

добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для

себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

- Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

- В этом можно убедиться, вспомнив добрых сказочных героев, которых вы особенно любите.

-Посмотрите небольшой видеофрагмент о добрых сказочных героев.

-Каких героев вы бы выделили ещё?

1. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Человек должен всегда стараться делать добро.

Ответы обучающихся.

- Благодарность – это чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние,

выраженное в соответствующих действиях.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

9 слайд

10 слайд

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

#1054;рганизует первичное закрепление.

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки.

Обратите внимание на изображенных сказочных героев. В парах опишите их поступки. В чём заключается их доброта? И какие добрые дела, добрые поступки они делали?

На это задание вам дается 2 минуты.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- На примере сказочных героев мы увидели, какие качества присущи человеку.

- Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Работают с карточками.

- Мы выполнили первый пункт плана.

УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

11 слайд

12 слайд

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

#1054;рганизует динамическую паузу.

-В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру и немного разомнёмся. Я буду называть сказочного героя, а вы будете показывать движениями. Если добрый, вы потянитесь вверх, если злой – наклоняете голову вправо и влево. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Леший, Мальвина, доктор Айболит).

#1042;ыполняют динамическую паузу.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Взаимопроверка

#1054;рганизует самостоятельную работу.

-Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.

- На выполнение самостоятельной работы у вас есть 2 минуты.

Самостоятельная работа

ФИ____________________ Класс________

1. Соотнесите определения с понятиями «добро», «зло» и «благодарность».

1)Добро

А) всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду

2)Зло

Б) это чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние, выраженное в соответствующих действиях.

3)Благодарность

В) нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду

2. Вычеркните качества, которые не относятся к доброму человеку.

Честность, подлость, злость, доброжелательность, отзывчивость, зависть, жадность, забота.

#1042;ыберите из двух пословиц, которая относится к добру.
А) Доброе слово и кошке приятно.
Б) Такой злой, что у него и во рту черно

4. Определи верное высказывание.

А) Доброта - это слабость.
Б) Главная опасность зла в том, что оно выдаёт себя за добро.
В) Быть добрым в наше время немодно.

- Время подходит к концу, кто сколько успел сделать, заканчиваем.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде.

- Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. - Какой пункт плана мы выполнили и что нам еще осталось выполнить?

#1042;ыполняют самостоятельную работу.

1. 1) – А

2) – В

3) – Б

#1055;одлость, злость, зависть, жадность.

#1040;

#1041;

- Мы выполнили второй пункт плана, нам осталось сделать вывод о проделанной работе.

УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

13 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

- В парах составьте правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

- На это задание вам дается 2 минуты.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Сейчас мы поиграем в игру «Скажи комплимент».

- Тот ученик, кому я дам игрушку, должен выбрать человека из класса и сказать ему добрые слова. Но, не повторяемся.

- Что вы почувствовали?

-Каждый из нас каждую минуту делает выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком. И вы должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для семьи, друзей, для всех в этом мире. Для того чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!

1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

- Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

Выполняют задание.

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

16 слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

#1054;рганизует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Что нового мы узнали?

- Все ли пункты плана мы выполнили? Отлично!

- Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

Я узнал, что…

Интересным для меня было…

Мне было сложно…

- Отлично. Давайте запишем домашнее задание:

с. 89, «Вопросы для повторения» и «Вопросы для размышления» устно.

-Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. - Всем спасибо за работу на уроке.

#1040;нализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Человек рожден для добра»

-Цели: узнать какую роль «добро» и «зло» играет в жизни человека.

УУРД:

Оценивать свою работу

17 слайд

18 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"

Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....

Классный час "Человек рождён для добра"

Классный час "Человек рождён для добра" с презентацией. 2 класс...

Технологическая карта урока ОПК. Тема:"Добро и Зло"

Технологическая карта урока  ОРКСЭАвтор: Шпорт С.Л., учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 410Класс: 4"В"Модуль: «Основы православной культуры»Тема учебного занятия: Добро...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Тема учебного занятия "Добро и зло"...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Технологическая карта урока «В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Урок литературного чтения во 2 классе по ОС "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Добро и зло в ходе истории» (УМК «Перспектива»,4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о добре и зле в ходе истории.Задачи урокаДидактические:1. научить различать проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни;2.дать престав...