Конспект урока Человек рождён для добра.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_office_word_2.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Человек рождён для добра.
Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, анализ и принятие ответственности за их результаты; делать нравственный выбор в пользу добра.
Метапредметные результаты: развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе группами.
Предметные результаты: формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное; обобщение знаний об особенностях морали, этики;
формирование четких определений о данных этических категориях: добро и зло.
Ход урока
1. Орг. момент
- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь? (Это благо, священность)
- Что она даёт человеку? (Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)
- А человек что может дать жизни? (Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)
- Эти дары направлены на благо жизни или во вред? (Во благо. Человек стремится к развитию)
2. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова.
Жизнь дана на …. дела.
Мир не без …людей.
….желаешь – …и делай.
Истинное …всегда просто.
…слово человеку – что дождь в засуху.
- Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
- На какие вопросы мы должны найти ответы? (Что такое добро и зло? Почему побеждает добро?)
- Для чего рождён человек? (Человек рожден для добра)
- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. Чему учит нас сказка?
(Доброте, добре)
- Назовите добрых героев (положительных)
- В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?
- Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев. (бескорыстие, доброта, преданность, смелость, человечны, щедрость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, справедливость).
3. Работа по учебнику.
- Давайте с вами вспомним добрых положительных героев сказок, а помочь нам с вами в этом может учебник, на стр.87-88. На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.
- Проверим, как вы знаете сказки и сказочных героев, которые делали добро.
1. Несмотря на свой рост в дюйм, героиня спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).
2. Этот сказочный герой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого человека и открыл замечательный театр. (Папа Карло. А. Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, через льды перебираться, с королевою сражаться? (Герда. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).
4. Эта героиня не пожалела последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя. В.П. Катаев «Цветик – семицветик).
5. Это герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах. Ш. Перро «Кот в сапогах»).
- По какому же правилу действовали положительные герои сказок?
- А человек по какому? (основному правилу нравственности – «Золотое правило» “Не делай другим того, чего не пожелаешь себе!”)
4. Работа по сказке.
Л.Н.Толстой «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонноговолка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- Что такое добро?
- Добро-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться процветать.
- Что такое зло?
- Зло - все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.
- Так какие поступки надо совершать? (добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)
- Как? (надо делать больше добрых дел)
- Каких?
Составление «Правила доброты»
- Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.
Физминутка
6. Работа по притче «Осколки доброты».
Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили разные замки из песка. Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. Когда старушка проходила мимо них, то и дело, нагибаясь к песку, чтобы что-то поднять, улыбнулась семье, только никто не ответил на ее доброе приветствие.
А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги.
- Какие чувства у вас вызывает старушка? Почему?
- Что значит «посвятила всю жизнь»? (служила добру)
- Для чего рождён человек? (Человек рожден для добра)
- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования.
7. Игра «Доскажи словечко».
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (Спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (Добрый день)
3. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…. (Здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (Извините, пожалуйста)
5. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (До свидания!)
8. Подведение итогов урока
- Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?
- Что совершать легче добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).
- Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?
- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
- Ответьте на вопросы:
1. Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе.
Б. Дать списать домашнее задание.
В. Опоздать на не интересную встречу.
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу.
2. Укажите поступки , которые одобряет общество:
А. обман; Б. насилие; В. взаимопомощь; Г. унижение.
3. Что является последствием злых дел?
А. дружба; Б. радость; В. вражда; Г. мирное сосуществование.
4. Знания о добре и зле помогают людям:
А. проявлять заботу о близких; Б. жить в мире; В. дружить.
- Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий. Мы с вами попробуем при помощи высказываний мудрых людей определить принципы нравственности.
Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка
Злоба лишает человека силы. Русская поговорка
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица
Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица
Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица
За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица
Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица
9.Обобщение и рефлексия.
- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке?
- Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?
- Как преодолеть в себе вспышки злости?
- Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?
- Что ты готов изменить в себе во имя добра?
- Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.
3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
Добро и зло творить
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра.
10. Итог урока
- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:
Не обижай людей,
Придет расплата.
Нам счастья не сулит
Обида чья-то.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек рождён для добра"
Классный час "Человек рождён для добра" с презентацией. 2 класс...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"
Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить д...
Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"
Конспект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Один из вариантов проведения урока по теме «Человек рождён для добра». Данный конспект может использоваться при подготовке к ур...
Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" - "Человек рождён для добра"Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятел...
Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
Методическая разработка учебного занятия...
Конспект урока ОРКСЭ по теме «Человек рождён для добра».
Тема. Человек рождён для добра.Цель: Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.Задачи:- образовательные: - помочь осмыслить понятия «...
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики "Человек рождён для добра"
Знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле. Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия доб...